Пополам: как я пересмотрела свою жизнь после падения. Пусть враг недоумевает, а ангелы на небесах – радуются После падения во что

Порою, когда мы читаем жития святых, у нас может возникнуть представление, что жизнь святого с момента его обращения ко Христу или даже с момента его рождения представляла собой некую непрерывную прямую, восходящую от земли к Небу. Однако если бы это было так, то мы не видели бы в жизни этих святых моментов, когда они приносили покаяние Богу. То есть можно говорить о том, что даже в жизни самых великих угодников Божиих все равно были какие-то изломы, изменения – благодать Божия не пребывала в их сердцах постоянно в одной и той же мере. В пятую Неделю Великого поста мы празднуем память преподобной Марии Египетской. Мы знаем, что она, обратившись к Богу и покаявшись, сразу перешла к жизни в жесточайшем и строжайшем подвиге. Однако если мы прочтем ее житие внимательно, то увидим, что были моменты, когда она испытывала искушение вернуться к той жизни, которой жила прежде: вспоминала и совершённые ею грехи, и те драгоценные яства, которыми услаждалась ее гортань, и те вина, которые когда-то пила, – и тогда она падала наземь и молилась в течение многих часов, распростершись на песке пустыни, прося о том, чтобы Господь избавил ее от этих воспоминаний и от этих желаний. Таким образом, даже когда нет поводов для падения и нет возможности для самого падения, душа эти падения все-таки может в какие-то мгновения переживать и затем вновь от них восставать.

Тема восстаний после падений на нашем христианском пути является одной из самых жизненных и повседневно актуальных для нас. Притом для очень многих она является новой, то есть опыт того, как в принципе встать, если ты упал, сорвался в чем-то, приходится приобретать буквально с нуля. Дело в том, что большинство людей, приходящих в Церковь, начинают всерьез заниматься собой и своей внутренней жизнью только тогда, когда переступают церковный порог. Встречаются порой люди цельные и строгие к себе, которые и до своего воцерковления – и даже до своего крещения – жили такой жизнью, которой многим из нас никак не удается достигнуть, но их очень и очень мало. А в основном все приходят от жизни расслабленной, когда падения даже не замечаются – в лучшем случае остаются в памяти и на совести наиболее тяжелые эпизоды, связанные с нанесением обиды, урона другим людям.

Когда человек приходит в Церковь, в его жизни должна произойти очень серьезная перемена. Если мы посмотрим, что происходило с людьми, которые принимали проповедь Христа или, впоследствии, проповедь апостолов, то увидим, что они производили пересмотр всей своей жизни и начинали жить совершенно иначе, пребывая в твердой убежденности, что прежде была одна жизнь – во тьме греха, а с момента крещения началась совершенно иная, в которой они призваны к святости. Это не значит, что все себя считали святыми, но это означает, что все к святости стремились и воспринимали это как норму жизни. Притом древние христиане прекрасно понимали, что святость, которую они должны стяжать, – это не какие-то особые благодатные дарования, не внешнее свидетельство об их жизни, а те дела, которые подобают святым. Об этих делах вполне конкретно говорят нам Евангелие и все апостольские послания – как и о том, от чего христианину должно уклоняться.

Безусловно, когда мы принимаем крещение или же, приняв крещение в детстве, воцерковляемся уже в зрелом возрасте, мы должны воспринимать это точно так же: мы от одной жизни переходим к другой. Из понимания того, какая жизнь осталась у нас за плечами, должно рождаться понимание, в какую жизнь нам нужно войти и что при этом преодолеть или просто оставить в прошлом. Но чем больше времени проходит с того момента, как Церковь в нашей стране вновь стала существовать беспрепятственно, тем больше можно видеть, как это понимание размывается. Прихожане храмов начинают относиться к христианству как к чему-то, что обогащает их жизнь, улучшает их жизнь, важное место в их жизни занимает, но не как к тому, что жизнь человека призвано полностью изменить. Поэтому сегодня даже верующему человеку трудно бывает объяснить, что такое падение: кто-то выдумывает для этого некие искусственные критерии; кто-то считает, что в Церкви «нужно прежде всего радоваться», и полагает это поводом не очень-то внимать себе; кто-то, наоборот, расценивает как падение практически каждый свой шаг, и в конечном итоге всё сводится к формуле «грешен всеми словами, делами и помышлениями»…

Человек падает тогда, когда побеждается тем, что мешает ему быть учеником Христовым

Но тем не менее факт остается фактом: человек падает тогда, когда побеждается чем-то, что мешает ему действительно быть учеником Христовым. Если же мы этого призвания всерьез не осознаём, то мы подобны неким зверушкам, которые, находясь в лесной чаще, увидели, что на опушке разведен костер, сбежались на этот свет и тепло и просто ими наслаждаются. Это неплохо – для зверушек, но человек призван к принципиально иному. Нам нужно этот свет и это тепло вместить в самих себя, в свое сердце, дать в нем место Богу. Жизнь человека всегда предполагает некую высоту. И вот когда мы научимся эту планку высоты держать, мы начнем ощутимо для себя и падать, и ударяться, но только тогда действительно, а не в своем воображении сможем научиться и вставать.

«Царапины» и «ступеньки»

В самом начале я сказал о святых, что и они переживали падения. Что это были за падения? Например, подвижник ХХ столетия иеросхимонах Ефрем Катунакский описывает такой случай. Как-то раз, как обычно на рассвете, он пошел служить Литургию, которую совершал каждый день, и… совершенно не ощутил на службе той благодати и той радости, которая приходила обычно. И причину этого он нашел в том, что накануне вечером к нему приходил духовный друг, они обсуждали какие-то события в жизни Церкви и при этом так или иначе говорили о тех людях, с которыми эти события были связаны. Сложно представить, что они их злословили и каким-то явным образом осуждали, – скорее всего, они просто говорили о делах, и при этом их сердца склонялись к осуждению, но отец Ефрем в результате этого ощутил, что он больше не может служить так, как он служил прежде. И он просил у Господа прощения, дал слово, что больше никогда так делать не будет, и, судя по всему, его сдержал.

Или, например, можно заглянуть в дневник святого праведного Иоанна Кронштадтского и увидеть, как он пишет о том, что стоит он на службе, на Литургии, рядом лежит его митра, а пономарь пришел и повесил кадило так, что дым из него валит на эту митру. В сердце отца Иоанна входит помысл о том, что митра закоптится и ее жалко, – и он переживает это как падение, потому что в этот момент на Литургии он думает не о Боге, не о совершающемся Таинстве, а о какой-то митре. Он начинает самого себя отчитывать и стыдить, примерно такими словами: «Несчастный старик, сколько у тебя этих митр? Ими же тут вообще всё заставить можно, а ты переживаешь?!» Или другой эпизод: он выходит из храма или выезжает уже из церковного двора и видит женщину, внешний вид которой вызывает у него чувство осуждения. И он тотчас же переживает такой душевный мрак, такую тоску, что молит Господа о прощении, и благодать возвращается.

Таковы были падения святых. В основном это некие движения сердца, которые были ведомы только им и Богу. У каждого человека падения будут свои – всё зависит от того, как он живет. Для кого-то это осуждение другого человека в разговоре – притом что было принято решение никаких осуждающих слов из уст своих не выпускать; для кого-то – срыв во время поста, когда человек наедается чего-то недозволенного; а для кого-то, может быть, пьяный дебош после долгого периода воздержания от алкоголя. Только важно понимать, что ввергает нас в состояние падения не сама по себе пища, не само по себе слово, а факт того, что мы уже можем какой-то грех не совершать, но мы его совершаем. Вообще есть в духовной жизни такой парадокс: суть не в том, что ты делаешь, а в том, на ступеньку вверх ты при этом становишься или на ступеньку вниз. Самое большое значение в нашей жизни имеет направление движения. Преподобный авва Дорофей говорит, что прежде чем начать восхождение по лествице, ведущей в Небо, нужно хотя бы просто перестать спускаться вниз. А для того чтобы перестать спускаться вниз, нужно обязательно карабкаться вверх – такая вот закономерность.

Почему люди, живущие по-язычески, в стремлении к удовольствиям, столь часто воспринимают падения и «карабкания» людей верующих как что-то несерьезное и считают, что ограничения христиане себе попросту выдумывают? Мне кажется, лучше всего на этот вопрос отвечает святитель Игнатий (Брянчанинов). Он говорит, что на поверхности стола, которая вся изуродована и исцарапана, новые повреждения уже просто не видны – так что нет, можно добавить, никакой видимой необходимости от них беречься и как-то особенно аккуратно обращаться с этим столом. Но если это полированная поверхность, за которой ухаживают, любая царапина на ней будет чрезвычайно заметна. Так же и человеку, живущему, с духовной точки зрения, в каком-то внутреннем аду, чему только не подвергающему свою душу, необходимость воздерживаться от осуждения в мыслях или от скоромной пищи может казаться несуразной, но для верующего человека, который уже видит поверхность своей души и может представить себе ее первозданный вид, всё это совершенно иначе.

«Принцип беговой дорожки»: почему вставать так трудно?

У людей очень разное устроение, и верующими падения переживаются тоже очень по-разному. Но неизменно самым трудным бывает после этих падений вставать. В каком-то смысле эта трудность более свойственна нашему времени, чем любому другому: общая расслабленность в христианской жизни влияет на всех, делает более немощным всё сообщество христиан. Если сравнивать нас с христианами древними, мы напоминаем, наверное, каких-то мутантов, которые и духовно, и физически поражены теми ядами, что буквально пропитали окружающий нас мир. Раньше люди больше, может быть, умирали от болезней, но не жаловались в течение всей жизни то на одно, то на другое, то на третье, как большинство из нас. А у нас как самочувствие нередко отвратительно, так и духовное состояние.

Примириться с жизнью в состоянии падения – это самое страшное и гибельное для христианина

Конечно же, этим пользуется враг рода человеческого. Видя, что у человека почти нет сил, он влагает в его сердце такую мысль: ты сейчас опять эти силы потратишь напрасно, потому что, сколько бы ты ни вставал, ты всё равно будешь падать. И человек порой примиряется с жизнью в состоянии падения – это, на самом деле, самое страшное и гибельное, что может с христианином случиться. Безусловно, большинство христиан не живет в крайних состояниях падений – в прелюбодеянии, в алкогольной зависимости, но довольно многие в конечном итоге разрешают себе совершать те грехи, в которых регулярно приносят покаяние на исповеди: осуждать, завидовать, раздражаться, помнить зло. И очень важно бывает не упустить в себе момент, когда мы рискуем с этим примириться и сжиться. Нужно гнать от себя мысль: «Это то, что будет преследовать меня до самой моей кончины!» Сколько бы ни преследовало, мы будем бороться и барахтаться; собственно говоря, Господь, наверное, в первую очередь оценивает не то, чего мы смогли достичь, а то, насколько мы боролись.

У преподобного старца Паисия есть такая мысль: допустим, ты не видишь никакого преуспеяния, но при этом ты ведь и не знаешь, кто тебе противостоит! Может быть, раньше тебе противостоял всего один какой-нибудь слабенький бес, а теперь – целое полчище демонов. То есть результат остался нулевым, но сила, с которой ты противостоишь, увеличилась, ты сам стал сильнее. Это принцип беговой дорожки: мы никуда с места не сдвигаемся, но нагрузка и скорость растет. Может быть, в нашем конкретном случае это и не так, но напоминать себе эту мысль в момент уныния бывает полезно.

А еще можно напоминать себе о том, что в чем нас Господь застанет, в том и будет судить, и если мы просто безвольно лежим на дне ямы, то сами у себя отнимаем надежду на то, что Господь застанет нас в подвиге, в движении вверх. Об этом замечательно говорит преподобный Исаак Сирин: он призывает христианина уподобиться страннику, который добирается попутным транспортом куда-то в далекие края. Путник скачет на лошади, лошадь падает – он идет пешком. Пристает к какому-то обозу, через какое-то время повозка, на которой он едет, уклоняется с дороги и переворачивается – он опять идет пешком дальше. Добирается до морского порта, садится на корабль, терпит кораблекрушение, доплывает на какой-то деревяшке до берега и ждет следующего корабля, чтобы снова плыть. И в конце преподобный говорит, что тот, кто поступает так, однажды вырвет знамя славы из рук исполинов и понесет его в своих руках. А преподобный Иоанн Лествичник пишет, что терпение человека, который каждый день падает и восстает, в конце концов почтит его Ангел-хранитель и даст ему силы не падать, но идти, восстав.

«Пройти по канату»: как не превратить падения в привычку?

Мы помним из Евангелия, что Господь говорит апостолу Петру: нужно прощать согрешения брата своего «до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 22), то есть по сути столько раз, сколько есть в этом необходимость. Это означает, что и нас Господь готов прощать столько же – сколько мы искренне и без лукавства будем просить у Него прощения. У преподобного Никодима Святогорца есть такая мысль: если мы в чем-то пали, нужно остановиться, попросить прощения у Бога, восстать и начать свою жизнь как бы заново.

Нужно верить, что Господь прощает, но вместе с тем отчетливо ощущать, что мы можем упасть и погибнуть. Есть такой точный в этом отношении образ: человек, идущий по канату. Ни один канатоходец не может быть уверен, что он дойдет: даже если он падает очень редко, все равно такая вероятность есть. Но вместе с тем ни один канатоходец не встает на канат, уже предвкушая падение: нет, он дойдет, он должен дойти! Примерно с таким настроением и мы должны начинать, словно вставая на канат, каждый наш новый день.

Сокрушение сердечное, если оно искреннее, возжигает ревность продолжать борьбу

И еще один важный момент: когда человек лежит после падения, не двигаясь с места, происходит стремительное его расслабление, и если в этом состоянии замедлить, можно превратиться в человека духовно парализованного, которому, как евангельскому расслабленному, нужны четверо друзей, которые принесут его к дому, где находится Господь, разберут крышу этого дома и спустят вниз одр с больным (см.: Лк. 5: 17–26). Нужно уметь сказать себе: «Сейчас я еще могу с большим усилием встать и куда-то пойти, но еще немного такого лежания в яме – и меня, может быть, парализует совсем». Иногда спрашивают: «А как же тогда сокрушаться, оплакивать свой грех?» Оплакать грех необходимо, но это не мешает нам вставать – а если мешает, значит, мы что-то понимаем неправильно. Сокрушение сердечное, если оно искреннее, возжигает ревность продолжать борьбу – с нашей немощью, слабостью, изменчивостью и, конечно, с врагом нашего спасения.

И еще по поводу оплакивания… Практически каждый день священник встречает людей, которые о грехах плакать готовы, а вот меняться – не готовы совсем. И это опять же погибельный путь: в конце концов враг улучит момент и увлечет нас через эти слезы в окончательное уныние и отчаяние. Нужно понимать, что Господь ожидает от нас покаяния, но в еще большей степени Он ожидает от нас исправления. И порой бывает необходимо сначала отойти от края пропасти, выбраться из ситуации и только потом свой грех оплакать. Такие примеры можно встретить в патериках: подвижник, впавший в тяжкий грех, мог продолжать вести себя так, как будто ничего не произошло, потому что понимал: от отчаяния может сорваться окончательно. Спустя какое-то время он приходил в себя и тогда уже затворялся в келье и плакал о своем грехе.

Для современного человека, обремененного массой житейских забот, зачастую мало имеющего возможности для уединения, мне кажется более важным именно путь покаяния деятельного: о том, что мы исправляемся, должны свидетельствовать в первую очередь наши поступки. Так мы к тому же дезориентируем врага и заставляем его недоумевать: у нас же всегда после таких падений всё из рук валилось, что теперь не так? Вот и пусть враг недоумевает, а ангелы на Небесах – радуются!..

Доктор Кто из одноименного популярного сериала предположил, что, стоя на краю пропасти, человек чувствует древнее желание прыгнуть и еще более древнее желание упасть. С философской точки зрения персонаж, возможно, был прав, но с биологической - нет. Древние инстинкты заставляют людей бояться высоты, потому что падение несет смерть. Спасти человека в такой ситуации может только чудо. И оно случается все чаще и чаще.

Весна Вулович, 1972 год

22-летняя сербка Весна Вулович мечтала жить в Лондоне, рядом с обожаемыми ею The Beatles. Она уже приезжала в Англию во время учебы, но родители не разрешили ей здесь остаться - боялись, что дочь ударится в секс, наркотики и рок-н-ролл. Тогда Весна решила стать стюардессой: так можно, не расстраивая родителей, бывать в Лондоне раз в месяц.

Весна не должна была лететь на самолете DC-9, следовавшем из Стокгольма в Белград с остановками в Копенгагене и Загребе. Авиакомпания перепутала ее с другой стюардессой по имени Весна. Но Вулович была только рада: ее смена начиналась в Копенгагене, а она никогда до этого не была в Дании. За день до полета девушка гуляла с другими членами экипажа по незнакомому городу. Позже она скажет, что ее спутники выглядели так, будто знали о скорой смерти, просто не говорили об этом. Второй пилот весь вечер рассказывал о своих детях, а первый и вовсе заперся в номере на сутки.

Во время пересадки пассажиров члены экипажа обратили внимание на крайне раздраженного мужчину. Он сошел с трапа и кинулся проверять свой багаж. Больше его никто не видел. Самолет разрушился в воздухе из-за взрыва в багажном отсеке, так что нетрудно догадаться, какую роль в трагедии сыграл этот мужчина, но его так никогда и не арестовали. Трагедия на самолете DC-9 осталась официально не раскрытой.

Весна Вулович потеряла сознание, когда самолет начал разваливаться в воздухе на высоте 10 160 метров. Выжить после падения с такой высоты, будучи без сознания, практически невозможно, но она выжила - одна из всех. С сотрясениями, переломанными костями, оторванными кусочками плоти, но все-таки выжила. Девушка пришла в себя через месяц после трагедии, о которой она ничего не помнила. Обморок не только спас ей жизнь, но и оградил от страха высоты. Полностью оправившись, Весна снова попыталась устроиться стюардессой в ту же компанию, но ей предложили работу в офисе, чтобы не привлекать лишнее внимание к рейсам, на которых пассажиров обслуживает девушка из Книги рекордов Гиннесса.

Беар Гриллс, 1996 год

Весь мир знает Беара Гриллса - ведущего абсолютно сумасшедшей передачи «Выжить любой ценой». Гриллс прославился как человек, который может преодолеть непреодолимые места, победить в рукопашной схватке аллигатора и пить собственную мочу из тела змеи. Зрителям кажется, что у этого человека железное здоровье, но с самого детства Беар страдал от разных заболеваний. В раннем возрасте у будущего путешественника отметили опасно высокий уровень холестерина, поэтому Гриллс всю жизнь должен придерживаться и делать специальные упражнения, дабы в ближайшем будущем не умереть от сердечного приступа. Но самую опасную травму Беар Гриллс получил в 21 год, во время службы в армии. Юноша прыгал с парашютом, который порвался на высоте 500 метров. Беар должен был немедленно отстегнуть его и раскрыть запасной, но он замешкался и упал на спину, сломав три позвонка. Каким-то чудом Гриллсу удалось избежать разрыва в спинном мозге, поэтому он не только остался жив, но и смог полностью восстановиться. 18 месяцев лечения были тяжелыми и болезненными. Врачи не стали делать Гриллсу операцию, чтобы не повредить здоровью юноши, поэтому спину молодой солдат лечил изнуряющими многочасовыми тренировками и экспериментальным массажем.

Выписавшись из больницы, Беар Гриллс тут же бросился покорять Эверест. Потом были экспедиции в Атлантическом океане на надувной лодке, путешествие по Антарктиде и целая россыпь опасных вылазок для программы «Выжить любой ценой». Для Гриллса каждое приключение - это вызов. Он боялся высоты и стал прыгать с парашютом, боялся смерти и снова, из раза в раз, шел к ней навстречу. Несмотря на это, Беар Гриллс очень надеется прожить долгую жизнь и вырастить своих детей.

Джулиана Кёпке, 1971 год

24 декабря 1971 года 17-летняя Джулиана Кёпке вместе с матерью отправлялась в перуанский город Пукальпа, где в это время работал ее отец. Настроение у Джулианы было праздничным: только что она выпустилась из школы и теперь собиралась отпраздновать Рождество с семьей. В самолете Lockheed L-188 Electra девушке досталось место у окна. Она видела, как за ним сгущаются тучи.

Самолет упал с высоты 3200 метров. Причина катастрофы - ошибка пилотов, которые полетели прямо в грозовой фронт. Молния попала в крыло, после чего самолет стал разваливаться прямо в воздухе. Последнее, что запомнила Джулиана, - слабеющий звук мотора, усиливающиеся крики людей и зеленый лес под ногами.

Родители Джулианы были зоологами и давно жили в Перу. В детстве она проводила много времени с отцом в амазонских джунглях, поэтому хорошо знала, как нужно в них передвигаться. Эти знания пригодились девушке через 4 дня после трагедии. Она очнулась на следующий день после падения с переломанными ключицами, порванными связками, сотрясением мозга и многочисленными порезами. В таком состоянии нечего было и думать о самостоятельном спасении. Прошло трое суток - спасатели так и не появились. Тогда Джулиана полезла через джунгли сама. В ее ранах появились черви, а из еды оставался только кулек конфет, но все-таки девушки хватило на девять дней пути по опаснейшим тропическим лесам. В конце концов она нашла лодку и упала в обморок рядом с ней.

Кроме Джулианы момент падения самолета пережили еще несколько человек, но все они погибли чуть позже в обломках, потому что из-за дождя и густых деревьев спасатели не смогли найти упавший самолет. Место крушения им значительно позже показала сама Джулиана, но спасать там было уже некого.

«Надежда есть. Позвони» - так начинается запись на табличке на мосте Золотые ворота в Сан-Франциско. Его создатели предполагали, что мост получит славу самого большого и , но судьба распорядилась несколько иначе. Сегодня Золотые ворота известны как самое популярное место для суицидов в мире. Число смертей здесь давно перевалило за тысячу, в год с моста прыгают от двух до четырех десятков человек.

Самоубийц, стоящих на мосту, отделяют от воды 60-70 метров. Практически все разбиваются о воду, те же, кто входят в пролив ногами, как правило, погибают от переохлаждения или сильного течения. Но даже Золотые ворота видели почти три десятка случаев счастливого спасения. Неудавшиеся самоубийцы падали в воду вперед ногами, а затем их тут же вытаскивала береговая охрана, по счастливому стечению обстоятельств оказавшаяся рядом. Зарегистрировано два случая, когда люди после прыжка сами добирались до берега и приезжали в больницу. А в 2011 году произошло еще более невероятное происшествие: в проливе нашли 16-летнюю девушку, которая не погибла от удара о воду и целых 20 минут пробыла в ледяном проливе.

Обычно люди, спасенные из пролива, не пытаются снова свести счеты с жизнью, но известна история, когда девушка прыгала с моста дважды - в первый раз ее спасли, а вот второй прыжок все-таки закончился смертью.

Джошуа Хэнсон, 2007 год

Джошуа Хэнсона назвали «чудо-человеком» после того, как он выпал из окна 17-го этажа и остался жив. 29-летний американец отдыхал в отеле вместе с друзьями. Молодые люди выпили и начали бегать друг за другом по коридорам. Джошуа убегал особенно быстро - настолько быстро, что, врезавшись в двойное стекло, пробил его и упал на землю с высоты 60 метров. По словам очевидцев, мужчина приземлился на ноги. У него не было никаких шансов выжить после такого падения, но он все-таки это сделал, хотя и получил множественные внутренние травмы и долгое время находился в критическом состоянии.

Свидетели, врачи, знакомые - в общем, все причастные к событию сошлись во мнении, что у мистера Хэнсона очень заботливый ангел-хранитель, потому что других объяснений у чудесного спасения нет. А сотрудники отеля столкнулись с другой неразрешимой загадкой: как же этот молодой человек смог случайно пробить двойное укрепленное стекло?

Неважно, как высоко вы способны подняться, ведь в какой-то момент вы можете споткнуться. Каждый из нас спотыкается – и не один раз – в своей жизни. Шрамы от таких падений остаются в большинстве случаев навсегда. Может быть, вас просто уволили с работы, и вы не знаете, как начать все заново. Или, возможно, вы настойчиво пытаетесь что-то изменить и нащупываете свой новый путь. Порой мы максимально выкладываемся ради того, во что действительно верим, но в жизни не все идет исключительно по плану, и в какие-то моменты вы даже захотите выкинуть белый флаг. Или же начинаете думать, что ваша мечта не стоит стольких страданий. Это ощущение боли и грызущих сомнений не должно останавливать вас. Фактически, когда вы понимаете, что упали на дно, есть только один способ – оттолкнуться от него что есть сил. Как это можно сделать?

1. Потратьте время, чтобы осознать свою боль

Когда вы сбиты с ног, вы сначала стремитесь отрицать свою ситуацию или воспринимать её как разумеющуюся. Это огромная ошибка! Если вы злитесь на то, что вас уволили; если вы в депрессии из-за неудавшегося бизнеса; если вы раздавлены изменой партнера – просто примите свои эмоции. Потратьте время на их ощущение и понимание. Ваша ситуация – это хорошее начало для перестройки самого себя и своей жизни. Вы не сможете подняться после падения, если вы отрицаете свою боль. Она будет только накапливаться и тянуть вас вниз. Погорюйте, поплачьте и покричите, если это поможет вам чувствовать себя лучше. А это однозначно поможет!

2. Примите то, что вы не можете изменить

Это похоже на ощущение скорби, но больше от понимания того, что произошедшее нельзя изменить. Если ваш бизнес не удался, и вы глубокой долговой яме, вы не в силах аннулировать этот факт. Нет смысла закрывать глаза на такую ситуацию – хотите вы этого или нет, но она существует. Если вас покинул ваш партнер, это больно и неприятно, а «выздоровление» может затянуться на какое-то время. Но вы ничего не можете изменить, поэтому начните думать о том, что будет дальше. Это всего лишь часть процесса исцеления, и чем скорее вы сможете его принять и понять, тем лучше.

3. Будьте добры и простите себя

Споткнувшись и упав лицом в грязь, вы можете чувствовать себя виноватым, включить режим жёсткой самокритики и даже добавить к этому немного ненависти. Тем не менее, вы должны научиться прощать себя и находить выход из тёмной комнаты. Подумайте о всех тех людях, которые были в вашей ситуации и успешно пережили это. Что они сделали, чтобы выздороветь? Почитайте истории успеха. Истина в том, что очень и очень многие чувствовали и проходили через всё то же самое, что и вы в данный момент.

4. Проанализируйте свои варианты и измените свои цели

Как только вы простите себя и будете готовы к следующему шагу, начните анализировать и оценивать все свои варианты. Спросите себя, что можно сделать по-другому, и подумайте, что пошло не так. Если вы допустили ошибки, опишите каждую из них для себя, чтобы разобраться в мотивах своих поступков и действий. Подумайте о том, как вы измените ситуацию в следующий раз. Сосредоточьтесь на будущем и вооружитесь уже приобретенным опытом. Чего вы хотите достичь, и когда вы хотите этого достичь? Помните, что одной из ежедневных привычек успешных людей является постановка цели. Значит, определите свои долгосрочные цели и разбейте их на более мелкие ежедневные задачи.

5. Составьте план для своих целей

Цель без плана – это просто желание. Эта фраза Антуана де Сент-Экзюпери – отличное напоминание о том, что обладать целью недостаточно. Вы должны чётко сформулировать её, а затем логично раздробить на более мелкие подцели по собственному усмотрению. Но если у вас нет плана действий для их реализации, все будет напрасно. Следовательно, разрабатывайте план для каждой цели. Если ваша глобальная цель – «выздороветь» после развода, а одна из ваших подцелей – читать вдохновляющие и мотивирующие книги, спланируйте покупку таких книг. Такой план может включать мелкие задачи, например, составление списка нужных книг путем поиска в Интернете или чтения рецензий и отзывов. Но самое главное – это всё же не сдаваться. До тех пор, пока вы не опустите руки, вы не имеете права считать себя проигравшим.

Моя навязчивая идея заработать как можно больше денег благополучно испарилась, как только я сломала лодыжку и три месяца вынуждена была находиться дома на больничном. Работать удаленно, чтобы получать месячную зарплату, как, в принципе, можно в журналистской сфере, мне не представлялось возможным - так как предприятие, на котором я тружусь главным редактором корпоративной газеты, - режимное, а если ты с утра не «пропикал» пропуском на проходной, значит, ты отсутствуешь на рабочем месте.

Эти мысли не давали мне покоя: как же это теперь я не смогу работать и приносить деньги в семью? Чувствовала себя иждивенкой, хотя муж постоянно подбадривал меня и говорил, что все это временно, что все пройдет. При том денег нам хватало всегда: за очень короткий срок мы благополучно закрыли ипотеку, которая дамокловым мечом висела над нами, не давая заболеть, поехать в отпуск, сделать минимальный ремонт в квартире. Приходилось идти на жертвы: я ходила на работу даже во время простуд и прочих недомоганий, отпуск мы проводили дома, отказывали себе во многих вещах, в кошельках, кроме денег на проезд, «лишней» наличности не было… Но у нас была цель, которую мы благополучно достигли: перед банком не осталось никаких обязательств.

Когда я сломала ногу, время остановилось. Я стала иначе смотреть на вещи, которые происходят на той же работе, куда последние полгода ноги несли меня через силу. Я стала глубже смотреть в себя, прислушиваться к своим настоящим желаниям, ощущениям. Вот, я целую неделю лежу на больничной койке в гипсе, в котором невозможно даже перевернуться на бок. Потом меня везут на операцию - репозицию костных отломков, где переломанные кости соединяются специальной металлической пластиной и болтами. В операционной мне делают спинную анестезию, после окончания действия которой наступают девять часов мук. Здоровые мужики в таком же состоянии зовут медсестер, чтобы те вкололи им обезболивающие. А я терплю, так как по медицинским показаниям мне нельзя никаких анальгетиков. Навязчивая идея о том, что мне нужно срочно выходить на работу, чтобы было на что жить, уходит на второй план, становится вообще невозможно ни о чем думать, кроме как просить Бога облегчить муки… Обещаешь взамен пересмотреть свою жизнь.

Первые две недели после выписки я судорожно ищу удаленную подработку, чтобы хоть как-то закрыть образовавшуюся из-за меня брешь в семейном бюджете, но все тщетно… Мой муж спокоен, постоянно твердит мне, чтобы о деньгах я не думала, ведь мы справимся, потому что любим друг друга. Но это укоренившееся чувство денежной зависимости (или личной денежной не зависимости от других) во мне очень сильное, мне очень трудно принять то, что я на несколько месяцев выпадаю из социума и не зарабатываю.

Муж делает для меня все: находится рядом, следит, чтобы я не свалилась на костылях, на которых с непривычки трудно передвигаться, готовит мне еду и приносит в постель, выполняет все мои просьбы («закрой, пожалуйста, окно», «принеси яблоко», «помоги дойти до туалета» и т.д.), да еще и успевает работать (благо ему разрешили какое-то время поработать из дома). Плюс постоянно ходит в поликлинику продлевать больничный, убирает квартиру, покупает продукты и готовит еду. Мне из-за этого очень стыдно: ну как так? А умом я понимаю, что так и должно быть, ведь он мой муж, которого я люблю, для которого я бы делала то же самое.

Проходит еще две недели, и я уже совсем иначе смотрю на эту ситуацию. Я сделала для себя несколько важных открытий, которые далеко не новы, но в большинстве случаев о них не помнишь в повседневной жизни.

Счастье не в количестве денег

Чем выше зарплата, тем выше запросы. Для кого-то условные пятьдесят тысяч в месяц - это очень хороший заработок, а для кого-то и на сотню прожить нельзя. Другое дело, что граждане постсоветского пространства привыкли откладывать «на черный день», или копить на что-то, или на путешествия, или «а вдруг уволят?». Я отношусь к последней категории, поэтому, учитывая, что у нас еще остались долги, а я ушла на больничный, появился страх, что откладывать-то теперь нечего! А как жить в постоянном страхе? Но вслед за страхом пришло ясное понимание: счастье измеряется не количеством денег. Куда важнее отношение близких в подобных ситуациях, их забота, внимание и любовь. А семье можно прожить и на одну зарплату. Постепенно мой страх ушел, я приняла ситуацию, к тому же муж постоянно вдохновлял меня и подбадривал.

Твой муж - самый лучший

Да, именно так. Вы выбрали друг друга, вы вместе. Видя заботу мужа о себе, мне захотелось посвящать ему больше своего времени (а его так не хватало, когда я ходила на работу), разделять его интересы, готовить вкусную и здоровую еду. Когда я научилась ходить на костылях, и он пошел работать в офис, я сделала так, чтобы все свое свободное от работы время он полностью посвящал тому, что хотел. Это был мой вклад в семейный бюджет - кто сказал, что он может быть только материальным?

Твоя работа – твоя ли? Прислушивайся к своим желаниям

В каждодневной рутине женщина забывает об истинных желаниях своей души. Но как только внутри появляются первые тревожные звоночки, нужно к ним прислушиваться. Ведь желания - это голос сердца, а только оно знает, что лучше именно для вас. Я тоже благополучно забыла о своих желаниях (ведь нужно работать, приносить деньги в дом), хотя прекрасно помню день, когда упала - я очень не хотела идти на работу… Ну вот и не ходила следующие три месяца.

Бог все устроит

Ничего в нашей жизни не происходит просто так. Любая ситуация - это разговор Бога с тобой. В моем случае - серьезные проблемы со здоровьем помогли приземлить меня, дали возможность побыть наедине с собой, на три месяца ограничив внешнюю суету. За это время я пересмотрела свое отношение ко многим вещам: к деньгам, к работе, к образу жизни, к окружению (поняла, кто из моих коллег для меня просто коллега, а кто друг). В конце концов, это помогло мне решить, нужна ли мне моя нынешняя работа, или нужно отдохнуть, чтобы со свежими силами отправиться покорять новые вершины? Я очень благодарна Богу за этот период жизни.

В конечном счете, когда в нашей жизни происходит нечто, что рушит все наши планы и ставит жизнь с ног на голову, мы вольны реагировать двояко: либо посчитать себя жертвой обстоятельств и впасть в уныние, либо воспринять произошедшее как знак от Бога, как испытание, которое послужит нам во благо, ведь именно благодаря трудностям мы растем как личности. Мы можем безуспешно искать ответ на вопросом «За что это со мной произошло? Что я сделал плохого?», а можем попытаться понять: «Для чего мне дана эта ситуация? Какой урок я могу из нее вынести?». И подняться на новую ступеньку своей такой интересной и неповторимой жизни.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

2 Comment threads

21 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

1 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 4 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 1 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 2 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 3 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 4 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 2 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 2 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 2 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 1 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Автор.. Как всегда всё из-за бугра, а про наших забыли...
Савицкая Лариса Владимировна
24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Причин у катастрофы было несколько: слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров, экипаж Ан-24 не доложил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16 сообщил, что занял высоту в 5100 м за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.

После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. В результате столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 °C до −30 °C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолета вжалась в кресло и выжила.

Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям, всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда, после того как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Лариса была вся покрыта краской, слетавшей с фюзеляжа, и с сильно спутанными ветром волосами. В ожидании спасателей она соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Ларису, тела её мужа и ещё двух пассажиров обнаружили последними из всех жертв катастрофы.

Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Последствия сказываются на протяжении всей последующей жизни Савицкой.

Позднее она узнала, что уже была вырыта могила и для неё и для её мужа. Она оказалась единственной выжившей из 38 человек на борту.