Коран сура муравьи толкование. Насекомые, упомянутые в Коране: муравьи

Одно из знамений Аллаха заключается в разнообразии животного мира, каждый вид которого устроен удивительным образом и выполняет свою функцию. Но в суете ежедневных дел мы не придаем этому особого значения. В Коране есть три суры, названные в честь насекомых: это пчела, паук и муравей.

И если мы посмотрим на жизнедеятельность самого простого муравья, то в очередной раз осознаем величие Создателя, сотворившего свое творение совершенным. Что такого особенного в самом обычном муравье, что Аллах Всевышний назвал его именем главу Священного писания?

В 18 аяте суры «Муравей» - «Намль» сказано: «Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман (Соломон) и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого» (27:18).

Что завораживает меня в данной суре, это то, что Аллах описывает команду одного муравья всей остальной колонии.

Центральным элементом семейства муравьев является их общение и принадлежность к своему роду, о котором свидетельствует данный аят.

Удивительное о муравьях:

1. Как было понятно из статьи про пчел, у животных существуют сложные и неординарные методы общения, «язык» муравьев еще более озадачивающий. Общаются муравьи посредством феромонов. Во время передвижений муравьи-разведчики оставляют следы, содержащие феромоны. Сталкиваясь с таким следами, рабочие муравьи получают четкую установку, что именно в данный момент им следует делать.

2. Также как у пчел, у муравьев нет половых хромосом, поэтому пол определяется процессом оплодотворения. Если яйцеклетка оплодотворена, то из нее вырастет самка, а если нет, то самец.

3. Муравьи обладают исключительным обонянием. У муравьев в 4-5 раз больше рецепторов запахов, чем у большинства других насекомых. По сравнению с другими насекомыми у муравья есть 400 рецепторов. Они дают информацию о еде, окружающей среде, опасности и т.п.

4. Общая биомасса всех муравьев на Земле равна биомассе всех людей на Земле. На каждого человека, по словам ученых, приходится 1.5 миллиона муравьев. Существует около 12000 видов данного насекомого на каждом континенте, кроме Антарктики. Большинство из них обитают в тропических регионах. 4000 квадратных метров земли может содержать в себе 3.5 миллиона муравьев.

5. Муравьи способны поднимать своим жвалом (челюсть) тяжесть, которая в 30 раз больше их собственного веса. В отношении своего веса их мускулы толще, чем у других больших животных и человека.

6. Муравьи регулярно обмениваются пищей - кормят друг друга. Сытый кормит голодного, тот передает часть полученной пищи следующему и т. д. Обмен пищей охватывает всех без исключения членов семьи. В нем участвуют не только взрослые муравьи, но и личинки и даже яйца.

Все эти факты – еще один повод для размышления над величием и всемогуществом Аллаха. Это маленькое, совершенно обычном на первый взгляд насекомом, при более близком рассмотрении устроено совершенно удивительно. А их совместная координированная работа доказывает нам, людям, как успешно может быть то, во что вложены общие усилия.

رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَىٰ وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحًا تَرْضَاهُ وَأَدْخِلْنِي بِرَحْمَتِكَ فِي عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ

Rabbi "Awzi`nī "An "Ashkura Ni`mataka Allatī "An`amta `Alayya Wa `Alá Wa A-Dayya Wa "An "A`mala Şāliĥāan Tarđāhu Wa "Adkhilnī Biraĥmatika Fī `Ibādika Aş-Şāliĥīna

«Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов»

Контекст употребления

17. И собраны были к Сулейману (Соломону) его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки.

18. Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман (Соломон) и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого».

19. Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов. Он сказал: «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов».

Дуа царицы из Сабы (Савы)

رَبِّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي وَأَسْلَمْتُ مَعَ سُلَيْمَانَ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

Rabbi "Innī Žalamtu Nafsī Wa "Aslamtu Ma`a Sulaymāna Lillahi Rabbi Al-`Ālamīna

«Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом (Соломоном) Аллаху, Господу миров»

Контекст употребления

42. Когда она прибыла, ей сказали: «Таков ли твой трон?». Она сказала: «Будто это он и есть». Сулейман (Соломон) сказал: «Знание было даровано нам раньше, чем ей, и мы являемся мусульманами».

43. Ей мешало то, чему она поклонялась вместо Аллаха, ведь она принадлежала к неверующему народу.

44. Ей сказали: «Войди во дворец». Увидев его, она приняла его за водную пучину и обнажила свои голени. Он сказал: «Это - отшлифованный дворец из хрусталя». Она сказала: «Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом (Соломоном) Аллаху, Господу миров».

1. Йа. Син.
2. Клянусь мудрым Кораном!
3. Воистину, ты – один из посланников
4. на прямом пути.
5. Он ниспослан Могущественным, Милосердным,
6. чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами.
7. Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют.
8. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны.
9. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят.
10. Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют.
11. Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде.
12. Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя. Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали).
13. В качестве притчи приведи им жителей селения, к которым явились посланники.
14. Когда Мы отправили к ним двух посланников, они сочли их лжецами, и тогда Мы подкрепили их третьим. Они сказали: «Воистину, мы посланы к вам».
15. Они сказали: «Вы – такие же люди, как и мы. Милостивый ничего не ниспосылал, а вы всего лишь лжете».
16. Они сказали: «Наш Господь знает, что мы действительно посланы к вам.
17. На нас возложена только ясная передача откровения».
18. Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас».
19. Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы – люди, преступившие границы дозволенного!»
20. С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О мой народ! Последуйте за посланниками.
21. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем.
22. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены?
23. Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня.
24. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении.
25. Воистину, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня».
26. Ему было сказано: «Войди в Рай!» Он сказал: «О, если бы мой народ знал,
27. за что мой Господь простил меня (или что мой Господь простил меня) и что Он сделал меня одним из почитаемых!»
28. После него Мы не ниспослали на его народ никакого войска с неба и не собирались ниспослать.
29. Был всего лишь один глас, и они затухли.
30. О горе рабам! Не приходил к ним ни один посланник, над которым бы они не издевались.
31. Неужели они не видят, сколько поколений Мы погубили до них и что они не вернутся к ним?
32. Воистину, все они будут собраны у Нас.
33. Знамением для них является мертвая земля, которую Мы оживили и извлекли из нее зерно, которым они питаются.
34. Мы создали на ней сады из пальм и винограда и заставили биться в них источники,
35. чтобы они вкушали их плоды и то, что создали своими руками (или чтобы они вкушали плоды, которые они не создали своими руками). Неужели они не будут благодарны?
36. Пречист Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают.
37. Знамением для них является ночь, которую Мы отделяем ото дня, и вот они погружаются во мрак.
38. Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление Могущественного, Знающего.
39. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви.
40. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите.
41. Знамением для них является то, что Мы перенесли их потомство в переполненном ковчеге.
42. Мы создали для них по его подобию то, на что они садятся.
43. Если Мы пожелаем, то потопим их, и тогда никто не спасет их, и сами они не спасутся,
44. если только Мы не окажем им милость и не позволим им пользоваться благами до определенного времени.
45. Когда им говорят: «Бойтесь того, что перед вами, и того, что после вас, чтобы вы были помилованы», – они не отвечают.
46. Какое бы знамение из знамений их Господа не явилось к ним, они непременно отворачиваются от него.
47. Когда им говорят: «Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах», – неверующие говорят верующим: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении».
48. Они говорят: «Когда сбудется это обещание, если вы говорите правду?»
49. Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться.
50. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям.
51. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил.
52. Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы спали?» Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду».
53. Будет один только глас, и все они будут собраны у Нас.
54. Сегодня ни одной душе не будет причинено никакой несправедливости, и вам воздастся только за то, что вы совершали.
55. Воистину, обитатели Рая сегодня будут заняты наслаждением.
56. Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись.
57. Там для них есть фрукты и все, что они потребуют.
58. Милосердный Господь приветствует их словом: «Мир!»
59. Отделитесь сегодня, о грешники!
60. Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом,
61. и поклоняться Мне? Это – прямой путь.
62. Он уже ввел в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?
63. Вот Геенна, которая была вам обещана.
64. Горите в ней сегодня за то, что вы не веровали».
65. Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали.
66. Если Мы пожелаем, то лишим их зрения, и тогда они бросятся к Пути. Но как они будут видеть?
67. Если Мы пожелаем, то обезобразим их на их местах, и тогда они не смогут ни двинуться вперед, ни вернуться.
68. Тому, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы придаем противоположный облик. Неужели они не разумеют?
69. Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это. Это – не что иное, как Напоминание и ясный Коран,
70. чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось Слово относительно неверующих.
71. Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот, и что они им владеют?
72. Мы сделали его подвластным им. На одних из них они ездят верхом, а другими питаются.
73. Они приносят им пользу и питье. Неужели они не будут благодарны?
74. Но они поклоняются вместо Аллаха другим богам в надежде на то, что им окажут помощь.
75. Они не могут помочь им, хотя они являются для них готовым войском (язычники готовы сражаться за своих идолов, или идолы будут в Последней жизни готовым войском против язычников).
76. Пусть их речи не печалят тебя. Мы знаем то, что они скрывают, и то, что они обнаруживают.
77. Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается!
78. Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?»
79. Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении».
80. Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него.
81. Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он – Творец, Знающий.
82. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.
83. Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены.

    Смысл этого и подобных аятов, стоящих в самом начале некоторых сур Корана, никому не известен, кроме Всевышнего. Были высказаны некоторые предположения об их значении, но эти суждения не имеют прочной научно-богословской основы.

    Творец трансцендентен и нематериален, но заботится об ограниченных земными законами и пределами людях, низводя на их уровень Свою милость и мудрость, обращаясь к ним и информируя их через Своих избранников из числа самих же людей.

    См. также следующие аяты Св. Корана: 7:108, 20:22, 26:33.

    «Мусе (Моисею) Мы [говорит Господь миров] дали девять очевидных [основных] знамений» (см. Св. Коран, 17:101).

    Другой вариант перевода данной части аята: «[Отправляйся] с девятью [очевидными] знамениями [которые Мы тебе даровали] к фараону и его народу…»

    О тех, кто все-таки преклонил колени перед явными Божьими знамениями, см., например, следующие аяты Св. Корана: 7:119–122, 20:70, 26:46–48.

    Фараон, свита и «непобедимое» войско были потоплены здесь, на земле, и окажутся навечно там, в Аду. Горькая участь и справедливая расплата.

    См. об этом следующие аяты Св. Корана: 7:136, 137.

    Насколько бы это ни было странно, но огромное количество «образованных» и «современных», далеких от «средневековой» религиозности людей не знают, как жить и зачем , а потому в мире невероятно много наркоманов, алкоголиков, казнокрадов, самоубийц, людей, преднамеренно совершающих тяжкие преступления да и просто потерянных, пытающихся пристать то к одному, то к другому берегу в поисках смысла жизни, но каждый раз разочаровывающихся. Божьи пророки и посланники бескорыстно учили других, как жить и зачем, ожидая щедрого воздаяния лишь от Господа. Учили, дабы как можно большее число людей имели возможность стать счастливыми в обоих мирах без ущерба и излишних мучений, страданий, истязаний. Часто можно встретить тех, кто впадает в крайность, кому не хватает знаний и мудрости понять, что Творец не нуждается в их «жертвах», а направляет человека по пути минимальных трений и потерь, к счастью и благополучию, где нет тесноты, тщетной суеты и переполняющих душу ненависти, зависти, где хватит места всем, кто думает не только о себе, но и о других. Таковым, кстати сказать, значительно легче преодолевать лень и неповоротливость, неуклюжесть «толстой жабы» внутри себя, которая мешает всем нам двигаться вперед, преодолевать трудности и достигать высокого, преобразуясь в благородную, позитивную Личность. А ведь каждому из нас следовало бы ее (эту толстую и неуклюжую жабу) растормошить, привести в чувство, в соответствующую «спортивную» форму, дабы со знанием дела и переполняющим нас в каждом прожитом не впустую дне чувством счастья идти не останавливаясь, словами и делами благодаря Того, Кто даровал нам бессчестное количество благ, возможностей, напомню, имеющих ограниченный срок реализации.

    Взглянув сквозь призму сказанного на свою жизнь, которую мы зачастую мало когда ценим (сильно при этом переоценивая временные земные блага), вернемся к двум великим пророкам - Дауду (Давиду) и Сулейману (Соломону), прожившим насыщенную жизнь мирскую и удостоенным бесконечного счастья и благополучия в жизни вечной.

    Смысл именно таков, с нотой скромности.

    Постарайтесь услышать отклик этой молитвы в своем сердце: благодарность , как полноводная река, выходящая из берегов от обильного дождя Божественной щедрости…

    Сулейман (Соломон) был одним из девятнадцати детей Дауда (Давида). Наследование, о котором говорится в аяте, не подразумевает материальные блага. Последние, если имели место, то были распределены поровну, справедливо между всеми детьми.

    Сулейман (Соломон) также, с Божьей на то помощью, имел возможность управлять ветрами и могущественными джиннами. В Коране сказано: «И Мы [говорит Господь миров] подчинили ему (Сулейману) ветер, смирно и спокойно (мягко) движущийся туда, куда он пожелает. И [подчинили ему] джиннов-дьяволят, искусных строителей [возводивших прекрасные здания, архитектурные шедевры, непосильные для человека] и ныряльщиков (джиннов-ныряльщиков) [которые, ныряя на недоступные для людей глубины, доставали драгоценные дары моря]. И [передали под его руководство] других (джиннов), закованных попарно в цепи. Это [предоставленная ему мудрость, знания, а также власть над джиннами, ветром, как и многое другое] - Наш дар. Делись [о Сулейман] с кем пожелаешь [пользуйся этим без ограничений по своему усмотрению], и не будет с тебя спрошено [за то, кому, что и сколько дал, а кому - отказал].

    Воистину, у него (Сулеймана) пред Нами [говорит Творец] особое положение в мирской обители, и прекрасно то, куда он вернется [чего будет удостоен в вечности. Иными словами: сколь бы предоставленные ему возможности в виде власти и богатств ни были безграничны и величественны, они отрицательно никак не повлияли на положение Сулеймана пред Господом миров, ни в мирской обители, ни в вечной]» (см. Св. Коран, 38:36–40).

    Слова «все есть » говорят не столько о том, что у них было абсолютно все, что присутствует на земле, а раскрывают наличие искреннего чувства довольства имеющимся, приумножающего мирские блага и подводящего к вечным. В Коране сказано: «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то нет сомнений, дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и усидчивости], знайте - Мое наказание сурово» (Св. Коран, 14:7).

    Возможности человека огромны, если он не прячет голову в песок.

    Совершение благого является одной из форм благодарности Всевышнему за предоставленные возможности, дары и некоей гарантией сохранения их и приумножения. В Коране сказано: «Зачем Господу наказывать вас, если вы стали благодарны Ему и уверовали. [В ответ на вашу благодарность] Он воздает щедро и обо всем знает» (Св. Коран, 4:147).

    Благочестие - это набожность в сердце и одновременное следование предписаниям Бога. Благочестивый человек всегда добрый, справедливый.

    Замечу, что религиозность человека не подразумевает обязательного наличия в нем благочестия. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие - от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего». См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих».

    Значение слова «салих», примененного в аяте и подразумевающего качество пророков и праведников, по отношению к обычному человеку следующее: он настолько добродетелен, что всегда готов совершать благое, сколь бы «несвоевременным» это для него ни оказалось; не стоящий на месте, а изменяющийся и изменяющий в лучшую сторону. См., например: Аль-Му’джам аль-’араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 744.

    Доволен - значит благодарен , ведь удовлетворенность при неверном подходе тормозит развитие личности, ее рост и в итоге останавливает, включая процесс деградации.

    См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 381, хадис № 2305, «хасан» (часть хадиса); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 36, хадис № 85 (часть хадиса); ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 118 (часть хадиса); Заглюль М. Мавсу’а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 89.

    «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то - нет сомнений - дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность - это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и постоянны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и постоянству], знайте - Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

    Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу’а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».

    Удод - птица с пестрым оперением, веерообразным хохолком и длинным, слегка изогнутым клювом. Уничтожает вредителей-насекомых.

    Во всех тафсирах упоминается, что царицу звали Билькыс.

    Считается легендарной правительницей государства Сабы (Савы), возникшего в X в. до н. э., она также известна как царица Савская. Государство Саба располагалось примерно на территории нынешнего Йемена. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 712.

    См.: Св. Коран, 7:54 и комментарии.

    Ее государственный совет состоял из 312 мужчин, каждый из которых представлял 10 тысяч граждан. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 2. С. 669.

    Тем самым он, Сулейман, без малейших потерь решил убедительно продемонстрировать свое полное превосходство.

    Упоминается, что расстояние меж двух государств превышало 2000 километров, а ее трон находился за семью замками и строго охранялся.

    Бо льшая часть комментаторов склоняется к тому, что это был один из министров и приближенных к Соломону людей.

    В Коране сказано: «Одежда набожности [когда сторонишься явно запретного и делаешь в меру сил и возможностей обязательное пред Богом и людьми] - наилучшее» (см. Св. Коран, 7:26). Это та одежда, которая сокроет изъяны и недостатки, закроет «наготу», «согреет» и обережет.

    Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 114, хадис № 17/111; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1039, хадис № 55–(2577).

    Имеется в виду не духовное родство, а кровное, он был одним из этого народа, местным.

    Они сравнили пророка Салиха и уверовавших вместе с ним с птицей, предвещающей дурное. В их народе существовала примета, что увидеть в полете птицу с определенным образом сложенными крыльями или движущуюся по некой определенной траектории - не к добру...

    Салих же на их реплику ответил: «Ваша птица у Бога», то есть какие-либо происходящие явления, «предзнаменования» не имеют значения в предсказании будущего, все в распоряжении Всевышнего: что определяемо Им, утверждено в качестве наказания, поощрения, испытания, то человек и получает. А потому необходимо иметь верный и позитивный настрой, сопровождаемый правильностью поступков.

    См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 1. Ч. 2. С. 194, хадис № 248 (157).

    Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 77, хадис № 118 (2941); ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 136, хадис № 2251, «сахих».

    См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 384.

Друзья, сегодня мы познакомимся с 27-ой сурой Священного Корана, которая называется "Муравьи". Сура ниспослана в Мекке при разных случаях. В противоположность другим сурам Корана, в этой суре фраза "Во имя Аллаха милостивого милосердного" повторяется два раза: в начале суры и в аяте 30 в начале письма его светлости Сулеймана царице Савской.
Аят 18 данной суры рассказывает о Сулеймане и муравьях, поэтому сура называется "Муравьи". Другое название суры – "Сулейман". В этой суре говорится о борьбе ряда великих божественных посланников, в том числе Мусы, Сулеймана, Салиха и Лута, со своими народами, отклонившимися от правильного пути. Самая поучительная история – рассказ о противостоянии его светлости Сулеймана и царицы Савской. Некоторые аяты данной суры посвящены диалогу удода и муравья, услугам джиннов Сулейману и прочим рассказам о нем.

Сура "Муравьи" вначале излагает часть истории пророка Мусы. Затем речь заходит о двух других пророках Аллаха, Давуде и Сулеймане, которые были посланниками к племени Израилеву. История их жизни отличается от других пророков тем, что они создали сильное государство и распространили религию Аллаха, используя государственную власть. Коран говорит:

Мы даровали знание Давуду и Сулайману, и они сказали: "Хвала Аллаху, который возвысил нас над многими из Своих уверовавших рабов". Сулайман наследовал Давуду и сказал: "О люди! Мы были обучены языку птиц, и нам были дарованы все блага. Воистину, это и есть явное благоволение [Аллаха]" (Муравьи, 15-16).

Интересно, что в рассказе об этих двух пророках Коран начинает речь с благодати научных знаний, которые является основой для любого сильного государства, и говорит: "Мы даровали знание Давуду и Сулайману".
Здесь наука имеет более широкий смысл и включает религиозные принципы, монотеизм, наука о суждении и все знания, необходимые для формирования и управления большим государством. Поскольку формирование праведного государства на основе справедливости несет прогресс и безопасность и немыслимо без обширных научных познаний.

Изучая коранические аяты, мы понимаем, что государство его светлости Сулеймана не было обычным, а сопровождалось многочисленными чудесами. Он был пророком, которому Аллах даровал одновременно и пророчество и власть. В суре "Муравьи" говорится:

К Сулайману были призваны его войска из джиннов, людей и птиц, и они были разделены [на дружины], и им [был дан приказ] двинуться в поход (Муравьи, 17).

Сулейман знал язык животных и птиц. Он имел в своем распорежении ветер и природные элементы. С аята 16 повествуется история Сулеймана и самые интересные события из его жизни:

Когда они прибыли в долину муравьев, одна муравьиха сказала: "О муравьи! Спрячьтесь в ваших муравейниках, чтобы Сулайман и его воины не растоптали вас ненароком". Сулайман улыбнулся, засмеялся от ее слов... (Муравьи, 18-19).

Пророк, который всегда следил за обстановкой в своей стране, заметил отсутствие удода:

[Однажды Сулайман] разглядывал птиц и спросил: "Что со мной? Почему я не вижу удода? Может быть, его нет? Я непременно накажу его сурово или отрежу ему голову, если он не приведет убедительного оправдания". [Сулайман] прождал недолго, [и прилетел удод] и сказал: "Я узнал о том, чего ты не ведаешь. Я прибыл к тебе из Савской с достоверными сведениями. Воистину, я обнаружил там женщину, которая владычествует над ними, ей даровано все, и ей принадлежит великий трон. Я узнал, что он и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха. Шайтан представил им их деяния в прекрасном свете, сбил их с правого пути - так что они не идут прямым путем (Муравьи, 20-24).

Сулейман удивился этому сообщению и сказал: "Мы посмотрим, говоришь ли ты правду или лжешь". Потом написал короткое письмо и дал его удоду.

Ступай с этим моим посланием и брось его им. Потом отвернись [от них] и погляди, что они ответят" (Муравьи, 28).

Царица Савская (Белькейс) торжественно восседала на троне в своем дворце, когда удод принес ей письмо. Она с изумлением раскрыла письмо и прочла его. Она и раньше слышала о Сулеймане, поэтому сильно задумалась. Она была умной женщиной и консультировалась со своими близкими о важных государственных вопросах. Поэтому она пригласила к себе ближайших советников и сказала:

"О знатные мужи! Воистину, мне доставлено письмо достохвальное. Оно ведь от Сулаймана, и в нем [говорится]: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. Не превозноситесь передо мною и предстаньте передо мною покорными". [Царица] сказала: "О знатные мужи! Подскажите мне решение в моем деле. Я никогда не принимала окончательного решения без вашего [совета]". [Вельможи] ответили: "У нас есть сила и великая мощь. А решать - тебе. Поразмысли и прими решение" (Муравьи, 29-33).

Когда царица узнала о том, что ее советники склоняются к войне ради утоления своей жажды (насилия), она сказала: "Воистину, цари, когда вторгаются в другую страну, разоряют ее и превращают знатных мужей в униженных. Так поступают они. Но я пошлю им дары и буду ждать, с чем вернутся послы".

Послы царицы Савской с караванами драгоценных подарков отправились в Шам (древний Левант), где властвовал Сулейман. Сулейман принял их у себя и сказал: "Неужели вы хотите ублаготворить меня богатством? То, что даровал мне Аллах, лучше того, что даровал вам. Да, вы гордитесь своими дарами". Сулейман вернул послов с дарами и сказал: "Мы скоро нагрянем (к ним) с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их из страны униженными и презренными".

Послы царицы Савской вернулись с этим посланием и рассказали ей и придворным вельможам о чудесном величии власти Сулеймана. По их словам, государство Сулеймана было необыкновенным, это действительно посланник Аллаха, а его государство – божественное, и никто не в силах противостоять ему (военной силой). Поэтому царица Савская с группой вельмож решила отправиться к Сулейману, чтобы вблизи познакомиться с его религией и мудростью.

Сулейман знал об этом. Он решил принести трон царицы Савской к себе и тем самым доказать свое пророческое могущество.
Он сказал: "О знатные мужи! Кто из вас принесет ее (царицы) трон, до того как они предстанут передо мной покорными?" (Муравьи, 38).

Один ифрит из числа джиннов сказал: "Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия". А тот, у которого было знание из Писания, сказал: "Я принесу его тебе в мгновение ока". Когда [Сулайман] увидел установленный перед ним [трон царицы], он подумал: "Это - милость Господа моего, ниспосланная, чтобы испытать меня: благодарен ли я [по природе] или же неблагодарен. Кто благодарен, тому пойдет на пользу его благодарность. А кто неблагодарен, то ведь Аллах - всевластный, великодушный" (Муравьи, 39-40).

Потом Сулейман сказал: "Переделайте для нее этот трон, и мы посмотрим, следует ли она прямым путем или же она из тех, кто не идет по прямому пути". Когда царица Савская прибыла во дворец (Сулеймана), ее спросили: "Таков ли твой трон, как этот?" Она ответила: "Да, будто он самый и есть".

Аят 44 суры "Муравьи" изображает другую версию этого рассказа, когда царица Савская входит во дворец Сулеймана. Когда она взглянула, ей показалось, что [перед ней] водная пучина, и она обнажила ноги до колен, [приподняв платье]. [Сулайман] сказал: "Это высокий дворец, вымощенный стеклом". [Царица Савская] воскликнула: "Господи! Воистину я нанесла урон самой себе, [ныне] же вместе с Сулайманом предаюсь Аллаху, Господу [обитателей] миров".