Что творится с человеком после смерти. Что происходит с душой после смерти

Сегодня мы поговорим о том, что происходит с душой человека после его смерти.

Не так страшно умирать, если твердо знаешь, что после окоченения бренного тела тебя еще что-то ждет. Поэтому вопрос загробной жизни интересовал человечество на протяжении всего его существования. Многочисленные пророчества и философско-религиозные трактаты постепенно сменились научными изысканиями с измерениями веса, температуры тела и активности головного мозга в момент смерти. Ученым удалось зафиксировать «вес души» и даже момент выхода ее из тела, но достоверной информации о том, что происходит дальше, получить так и не удалось.

Но, несмотря на отсутствие научного подтверждения, вы вправе верить в любую из гипотез жизни после смерти и вести себя в соответствии с ней.

Мнения мировых религий: рай, ад и реинкарнация

Самые счастливые люди – верующие. Ведь они твердо знают, что после смерти их ожидает встреча с творцом и жизнь в Раю. Именно туда, согласно христианскому учению, попадает душа праведников – людей, которые соблюдали заповеди Бога и регулярно посещали церковь.

Уход души в иной мир в Библии описывается, как сложный, стадийный процесс:

  • Когда тело и душа разделились, телу полагается погребение в земле, а душе – прощание с близкими и земными привязанностями. В течение трех дней она находится рядом с теми, кого любила и завершает свой земной путь.

С 9 по 40 день после смерти душа находится в чистилище, где у нее два пути – покаяние и искреннее непонимание «Чем я так плох-то?!». В первом случае душа может очиститься от грехов и отправиться в рай, во втором – ее ждет очищение огнем в 9 кругах ада.

Аналогичных представлений придерживается и ислам, предписывающий своим верующим максимально очищаться от грехов при жизни. Чтобы избежать мук ада, мусульманам предписывается не только вести праведный образ жизни, но и совершать паломничества по святым местам. Грех может быть прощен и при правом бое против «неверных».

По христианским представлениям, рай – это роскошный сад, где царит мир и благоденствие, и находится он где-то высоко в небесах. Ад, напротив, находится под землей. Многие эзотерики считают, что это лишь фигуральное выражение, и в действительности рай и ад – это миры, которые находятся в другом измерении. В то же время в Ветхом завете указывается, что рай был вполне реальным местом на Земле, из которого Адам и Ева были выдворены с проклятиями: «будешь рожать детей своих в муках».


Многие ученые предпринимали попытки к поиску рая, но как и вход в Шамбалу, он так и не нашелся. А вот потенциально возможную дорогу в ад нашли шахтеры еще при СССР. Ею является самая глубокая в мире искусственная скважина – Кольская.

«На страшной глубине, которой не достигал еще никто в мире, раздались леденящие душу звуки, похожие на стоны и крики сотен мучеников. А потом – мощный рев и взрыв в глубине. Буровики рассказывают, что почувствовали ужас – словно из шахты выскочило нечто страшное, не видимое глазом, но от этого еще более пугающее .» — печатали в 80-ые годы заграничные СМИ. Удивительно, но факт – никто так и не решился далее исследовать дорогу в ад. Ее просто забросили и забыли.

Буддизм и праздник смерти

Буддизм – одна из немногих религий, в которой нет модели ада и рая. Прихожан здесь не запугивают муками варки в котлах, но все точно знают, что в эту жизнь они пришли для исправления и очищения от грехов, совершенных в предыдущих жизнях. И каждый знает, что смерть – это лишь часть пути, за которой следует отправление души на один из 7 уровней загробной жизни:

Души, имевшие при жизни пагубные страсти – злость, гнев, привычку к еде или даже безумную любовь, отправляются на самые низкие уровни, где проходят муки очищения от того, что более им недоступно;

Просветленные души отправляются на высокие уровни, где их ожидает сладкая и спокойная жизнь.

Души с низких уровней проходят кармический путь и перерождение неосознанно. Место рождения и семью за них выбирают высшие силы. Так, искушенная богатствами и вседозволенностью душа перерождается в семье нищих и бесправных людей.


Обитатели же высоких уровней имеют право закончить свой путь и остаться в мире и покое, но многие из них все же возвращаются на землю, чтобы вновь испытать любовь, радость, вдохновение и другие эмоции, которые в загробной жизни недоступны. Они рождаются в богатых и творческих семьях, но нередко впадают во все тяжкие и после смерти уже попадают на уровни мучений и боли.

В буддизме человек непросто бессмертен, а в большинстве случаев вынужден постоянно возвращаться на землю для исправления и очищения кармы:

Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводит к разочарованию, потому что многие желания невозможно осуществить в полной мере. Это приводит к возникновению кармы (совокупность действий человека, включая его мысли и поступки). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары».

Википедия

Поэтому смерть у буддистов считается величайшим праздником – знаком завершения жизненной миссии человека на земле и отправления в лучший мир.

Шаманизм и язычество

Если христианству 2000 лет, а буддизму порядка 4000, то шаманизм и язычество существуют на Земле буквально с момента появления на ней первого человека. Многобожия придерживались и жители Древнего Египта, и Древней Греции, подобной верой и сейчас обладают многие африканские племена.

При этом в каждом из направлений язычества существует культ предков. Считается, что души людей после смерти отправляются в более тонкий мир, который буквально накладывается на наш. Поэтому в сложных ситуациях они могут возвращаться и незримо помогать своим потомкам.

Представления современной эзотерики

Своеобразным подтверждением существования загробной жизни современные эзотерики считают периодическое появление призраков и фантомов в нашем мире.

Привиде́ние или при́зрак - в традиционных представлениях душа или дух умершего человека, или мифического существа, проявляющиеся в видимой или другой форме в реальной жизни (от невидимого и неосязаемого присутствия до практически реалистичных наблюдений). Преднамеренные попытки связаться с духом умершего называются спиритическим сеансом или, в более узком смысле, некромантией.

Википедия

Назвать это явление надуманным или новым сложно – призраки беспокоили человечество с незапамятных времен. Первые литературные описания о них относят к 3 веку нашей эры, когда в китайской и японской литературе появился новый жанр – рассказы о потустороннем. Позже в старой и доброй Англии появились замки с приведениями, а вся Европа знала, что покупать дом, в котором люди погибали страшной смертью, опасно.


Так что это – сбой в системе ухода души в загробный мир, вымыслы или еще одно свидетельство бессмертия души?

Современные экстрасенсы, как и мастера спиритизма 18-го века, утверждают, что используя определенные приемы и техники, каждый человек может связаться с душой или, вернее, фантомом близкого человека и получить от него ответы на свои вопросы. При этом все они объясняют путешествие души после смерти по-своему:

  • Подавляющее большинство современных экстрасенсов уверены, что душа – субстанция стабильная и прекрасно помнящая свою земную жизнь. Перерождение ее, если и возможно, то в крайне редких случаях, по просьбе праведника к богу. Например, в новорожденном ребенке может оказаться душа погибшего несколько лет назад от болезни малыша.
  • Другие же считают, что перерождение – процесс постоянный, и связаться с душой можно только до тех пор, пока она находится в тонких мирах и проходит процедуру очищения от грехов и пристрастий. Живым подтверждением этой теории служит Далай-лама 14 Тэнцзин Гьямцхо – этот человек помнит все свои предыдущие жизни и уже в 14-ый раз является духовным лидером Тибета. Согласно традиции, умирающий Далай-лама дает наставления своим ученикам, где, в какой семье и через сколько лет искать его новое воплощение. Мальчика забирают из семьи в возрасте 8 лет, при условии его рассказа о приключениях и ярких моментах прошлой жизни.
  • И наконец, существуют экстрасенсы и маги, которые не верят ни в перерождение, ни в жизнь души после смерти. Все загадочные проявления нашего мира они объясняют записью произошедшего в информационном пространстве Земли. По их мнению, приведения и «ответы с того света» — действия фантомов – энергетических субстанций, которые всегда находятся рядом, как записи прошлых лет.

Существует и еще одно мнение, получившее распространение в кругах современных философов. Согласно ему, ад – это и есть земная жизнь, а физическое тело – первая и самая тяжелая оболочка души. После смерти, обретая легкость, душа переходит на новый и более приятный уровень жизни, который заканчивается потерей следующей оболочки. Итогом становится достижение совершенного, чистого разума.

Колесо жизни и дар Орла

Как вы уже заметили, представления религий и множества эзотерических практик сходятся в одном: смерть – это лишь часть пути, а душа бессмертна и способна к исправлению своих ошибок. Сага Карлоса Кастанеды буквально взорвала мир, перечеркнув все представления более твердыми философскими убеждениями и некоторой научностью в изучении самых мистических явлений. Став частью сообщества магов, автор старательно раскладывает все по полочкам и составляет особое учение.

Согласно ему, жизни после смерти не существует.

  • Покинув тело, душа устремляется к клюву мистического гигантского Орла – вселенского разума, и поглощается им. И, несмотря на продолжение существования души, как части общего разума, она полностью обезличивается и очищается.
  • Избежать поглощения Орлом можно, но только при условии, что вы придерживаетесь пути воина: сохраняете в здравии свое тело, обучаетесь сознательным переходам в иные миры, учитесь быть неуловимым и непредсказуемым. В таком случае у вас есть все шансы после смерти «улизнуть» от поглощения сохранить свою личность, а затем переродиться в новом теле.


Теория Кастанеды страшна и прекрасна. С одной стороны, тяжело осознавать, что после смерти жизнь, сознание и все эмоции прекратят свое существование. С другой – неминуемая смерть является лучшим советчиком, заставляющим избавляться от страха, действовать решительно и жить по совести и чести. Ведь при такой расстановке сил вы уже не сможете покаяться после смерти и получить теплое местечко в раю – создать для своей души шансы на спасение можно только старательным обучением и борьбой.

В христианском вероисповедании после того как человек умирает, его душа проходит определённый путь. И, как известно, важными днями для этой души являются третий, девятый и сороковой после смерти человека. В эти дни родные и близкие поминают усопшего. Но мало кто задумывается, почему же именно эти дни так важны для души и что происходит с ней в этот период.

В связи с большим количеством конфессий и течений в христианстве - католическое, православное, протестантское и прочие, существует и такое же большое разнообразие в толкованиях о путешествии души после смерти человека. В этой статье мы попробуем раскрыть этот религиозный аспект в рамках православного течения.

Первые три дня

В первые два дня душа умершего человека абсолютно свободна, она может находиться рядом со своим телом, либо в местах, где при жизни человек был счастлив, со своими родными и близкими. И только на третий день, в который принято проводить погребение и первое поминовение, душа призывается к Богу для проведения Правосудия.

От третьего до девятого дня

В эти дни душа находится в Раю для того, чтобы узнать о жизни святых и праведных, попавших сюда после смерти. Здесь душа забывает о своей скорби, о земной жизни и своих родных и в течение шести дней обитает в раю. Но на девятый день ангелы вновь возвращают душу к Богу на Суд. На девятый день родные и близкие усопшего поминают его и молятся о спасении его души и о том, чтобы она попала в Рай. Они организуют поминальное мероприятие, на которое приходят все желающие помочь душе умершего с помощью молитв и светлой памяти о нем. Именно поэтому этот день не стоит обращать в трагическое или, наоборот, праздничное событие. Светлые и хорошие воспоминания о человеке должны помочь ему в Божьем царстве на праведном Суде.

Сорок дней

После того как душа второй раз предстанет перед судом Божьим на девятый день, она отправляется с ангелами в ад, чтобы созерцать муки грешников, ещё раз подумать о своём раскаянии и вернуться на сороковой день к Богу для принятия им решения, о том, куда отправится душа человека и где пробудет до самого Страшного суда, на котором окончательно решится судьба каждого христианина. Именно поэтому в сороковой день близкие люди вновь молятся о душе покойного, прося Господа принять душу в Рай.

Таково православное видение загробной жизни. Эти даты имеют для христиан большое историческое и религиозное значение и именно поэтому в эти три дня и в целом в течение сорока первых дней родственники и любящие люди, своими молитвами и светлой памятью помогают душе попасть в Рай.


1:502 1:511

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? В этой статье мы попытаемся сформулировать ответы, согласно вероучению Православной Церкви, на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

1:1199 1:1208

Что происходит с душой после смерти?

1:1288 1:1293 1:1302

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот - cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот - долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

1:3559

1:8

Что происходит с душой после смерти по дням

1:101



2:607 2:616

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

2:1661

2:8

3 дня после смерти

2:54



3:560 3:569

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

3:931

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370-437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

3:1679

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

3:915

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

3:1220 3:1229

9 дней после смерти



4:1774 4:8

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции - девятый. «Девятый день, — говорит свт. Симеон Солунский, — напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым — как нематериальный дух — мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

4:486

Дни поминовения существуют в первую очередь для усердной молитвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешника с протрезвлением пьяного человека: «Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается [земной] хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает всё с непостижимой скоростью». Молитва - это то единственное, как мы можем надеяться, что может помочь ушедшим в мир иной.

4:1616

4:8

40 дней после смерти



5:554 5:563

В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42), в которых рекомендуется совершать поминовения усопших не только на третий день и девятый дни, но и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю». Ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.

5:1611

Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем - именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста - то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией. В не меньшей мере, этот период важен для близких, которые молятся и скорбят об усопшем. Это время, в которое близкие должны примириться с разлукой и вручить судьбу усопшего в руки Божии.

5:1170 5:1179

Куда уходит душа после смерти?



6:1745

6:8

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос- к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

6:999 6:1008

Где находится душа после смерти?

6:1081



7:1587 7:8

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда - в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни- свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

7:876

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

7:1109 7:1118

Мытарства души после смерти

7:1183

8:1689

8:8

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

8:1594

8:8

Жизнь души после смерти



9:562 9:571

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души - это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

9:1196 9:1205

Суд после смерти

9:1242 9:1251

Церковь учит, что после смерти человека ждет частный суд, на котором определяется, где будет находиться душа до Страшного суда, после которого все мертвые должны воскреснуть. В период после частного и до Страшного суда участь души может быть изменена и действенным средством к этому являются молитва ближних, добрые дела, совершаемые в его воспоминание, и поминовение на Божественной литургии.

9:1975

9:8

Дни поминок после смерти

9:67



10:573

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве - то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

10:2670 10:8

Путь души после смерти

10:63



11:569 11:578

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем — в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью!» В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.

11:2103

11:8