Теория базальной тревоги хорни. Базальная тревога: этиология невроза. Причины базальной тревоги

БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ – переживаемые человеком чувства одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире.

Понятие базальной тревожности было введено в психоаналитическую литературу К. Хорни (1885–1952) в работе «Невротическая личность нашего времени» (1937). Она исходила из того, что хотя существуют различные формы тревожности и многообразные виды защиты от нее, тем не менее можно говорить о базальной тревожности, которая везде остается более или менее одной и той же.

Эту базальную тревожность можно описать как «чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти».

Базальная тревожность связана прежде всего с чувством незащищенности ребенка. По мнению К. Хорни, это чувство может породить у ребенка широкий диапазон бессознательных реакций, включая безразличие, сумасбродное поведение, недостаток доверительности или теплоты, изоляцию от других детей, необходимость принимать чью-либо сторону при разногласиях родителей, явное или скрытое доминирование, невыполнение обещаний и ряд других проявлений.

Ощущение собственной беспомощности в детстве остается в человеке на протяжении всей его жизни, предопределяя возможность возникновения различного рода психических заболеваний.

С точки зрения К. Хорни, у пациентов-параноиков базальная тревожность ограничивается отношениями с одним человеком или с несколькими определенными людьми. У шизофреников часто имеет место острое ощущение потенциальной враждебности со стороны окружающего их мира. У невротиков может наблюдаться такое осознание базальной тревожности, которое не соответствует истинному значению ее в их жизни.

Базальная тревожность относится к людям, однако в представлении некоторых пациентов она может быть лишена личностного характера и трансформирована в ощущение опасности, исходящей от политических событий, ударов судьбы и других обстоятельств жизни. В этих случаях требуется интенсивная психоаналитическая терапия, прежде чем такие пациенты поймут, что их тревожность в действительности относится к людям, а не к чему-то безличному.

Для К. Хорни базальная тревожность означает эмоциональную изоляцию, сочетающуюся с чувством внутренней слабости Я. Чем более невыносимой становится эта тревожность, тем более настоятельной становится потребность в защите от нее. Рассматривая данную связь, К. Хорни обратила внимание на четыре основных средства, с помощью которых человек пытается защититься от базальной тревожности: любовь, подчинение, власть и отстранение (реакция ухода).

Первое средство защиты наиболее наглядно выражено формулой «если вы меня любите, вы не причините мне зла», второе – «если я уступлю, мне не причинят зла», третье – «если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть». Четвертое средство защиты от базальной тревожности – бегство от мира, предполагающее не полное уединение в буквальном смысле, а обретение независимости от других в удовлетворении внешних или внутренних потребностей, что может быть осуществлено путем накопления собственности, подавления своих потребностей или ограничения их до минимума, ухода от серьезного отношения к чему-либо, включая собственное Я.

Анализ базальной тревожности и возможных способов защиты от нее привел К. Хорни к выводу, согласно которому невроз возникает в том случае, когда конфликт между желаниями человека и социокультурными требованиями порождает тревожность, а попытки уменьшить ее приводят в свою очередь к защитным тенденциям, «которые хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее несовместимы друг с другом».

Главное понятие Хорни – «базальная тревога», определяемая как:

«…чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, недостатка теплоты, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большая или слишком малая ответственность, сверхпротекция, изоляция от других детей, несправедливость, дискриминация, невыполнение обещаний, враждебная атмосфера и т.д.» (1945, с. 41).

Вообще, все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, порождает тревогу.

У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии – для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности (1937). Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился.

Или же он может стать сверхпослушным – чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя – с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности (1950). Добиваясь любви, он может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе – чтобы завоевать сочувствие.

Если ребенок не может обрести любовь – он может искать власти над другими. Таким образом он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать людей. Или же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт победы оказывается важнее, чем достижение как таковое. Возможно и обращение агрессии внутрь и самоуничижение.

Возможна более или менее постоянная фиксация личности на любой из этих стратегий; иными словами, в личностной динамике конкретная стратегия может обретать характер влечения или потребности.

Хорни предлагает перечень из десяти потребностей, рассматриваемых как следствие попыток найти решения проблемы нарушенных отношений (1942). Она называет эти потребности «невротическими», поскольку они представляют иррациональные разрешения проблемы.

Эти десять потребностей – источники развития внутренних конфликтов. Например, невротическая потребность в любви ненасытима: чем большего добивается невротик, тем большего хочет. Следовательно, удовлетворения не наступает никогда. Аналогично, не удовлетворяется полностью потребность в независимости, так как другая часть нашей личности хочет быть любимой и служить объектом восхищения. Поиск совершенства обречен на провал с самого начала. Все вышеназванные потребности нереалистичны.

В более поздней работе (1945) Хорни делит эти потребности на три группы:

1) движение к людям – например, потребность в любви;

2) движение от людей – например, потребность в независимости;

3) движение против людей – например, потребность в силе. Каждая из этих групп представляет базовую ориентацию по отношению к другим и к себе.

Конфликты есть у всех, но у некоторых людей – в отягощенной форме, в первую очередь в связи с ранними переживаниями отвержения, неприятия, гиперпротекции и других вариантов неудачных отношений с родителями.

В то время как здоровый человек может разрешить эти конфликты путем интеграции трех ориентаций, поскольку те не являются взаимоисключающими, невротик, в силу большей базальной тревоги, вынужден прибегать к способам иррациональным и неестественным.

Он сознает лишь одну из тенденций, отрицая или вытесняя другие. Или же человек создает идеализированный образ себя , в котором противоречивые тенденции по видимости исчезают, хотя в реальности этого не происходит.

В еще более поздней книге (1950) Хорни многое говорит о несчастливых последствиях развития нереалистической концепции Я и попыток жить соответственно этому идеализированному образу.

Жажда славы, чувство презрения к себе, болезненная зависимость от других, самоуничижение – вот некоторые нездоровые последствия идеализированного Я.

Третий невротический способ разрешения конфликта – экстернализация внутренних конфликтов. В результате человек говорит: «Это не я хочу эксплуатировать других – это они хотят эксплуатировать меня». Такой способ порождает конфликт между человеком и внешним миром.

Все эти конфликты не неизбежны и разрешимы, если в своем доме ребенок находит безопасность, доверие, любовь, уважение, терпимость и тепло. Следовательно, Хорни, в отличие от Фрейда и Юнга, не считает конфликты присущими человеческой природе и, соответственно, неизбежными. Конфликт – порождение социальных условий.

«Потенциальный невротик – это тот, кто в обостренной форме пережил, в основном в детском опыте, трудности, определяемые культурой» (1937, с. 290).

Эдипов комплекс Хорни связывает не с сексуально-агрессивным конфликтом между ребенком и родителями, а с тревогой, возникающей в связи с базовыми нарушениями в отношениях ребенка с матерью и отцом, например, отвержением, гиперпротекцией, наказаниями.

Агрессия, вопреки мнению Фрейда, не врождена, а представляет средство защиты своей безопасности. Нарциссизм в реальности – не самовлюбленность, а самовозвеличивание и завышенная самооценка, возникающая в связи с чувством небезопасности. Хорни также подвергает сомнению представления Фрейда о вынуждении повторения, Оно, Я и Сверх-Я, тревоге и мазохизме (1939).

«Ульяна Чернышева: Насколько я помню религиоведение, Бог — всегда такой у религий молодых, которым нужно завоевывать пространство. В начале Бог всегда агрессивен — гы-гы. У детей также с образом родителя — в начале большой и всемогущий…

Elvira Sikorskaya: Дааа уж… Становление и эволюция Бога невероятно одинаковы со становлением психики человека.»

К. Хорни - одна из создателей неофрейдизма, и ее социокультурную концепцию личности отличает отказ от упрощенного биологизма, присущего теории Фрейда. Основу сущности человека она видит в его врожденном чувстве тревоги. Младенец начинает испытывать тревогу с самых первых минут своего рождения, своего существования вне чрева матери. Это чувство тревоги фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности - ""базальной тревогой"".

Внутреннее беспокойство порождает желание избавиться от него, что и является основной глубинной мотивацией поведения. Именно базальная тревога заставляет человека стремиться к безопасности, строить свое поведение таким образом, чтобы не провоцировать ее усиления.

Ключевой период в процессе формирования личности - детство. Изначальная беспомощность маленького ребенка ставит его в особо уязвимую, зависимую позицию. Множество внешне различных особенностей родительского поведения (недостаток любви и заботы, запугивание, неадекватное восхваление, игнорирование самостоятельности и прочие) приводят в конечном итоге к одному результату - ребенок оказывается не способным выработать в себе должное самоуважение. Это оборачивается его неуверенностью в себе, одиночеством, страхами, ощущением обиды, то есть в основе своей тревожно-враждебным отношением к миру, чаще всего глубоко бессознательным.

Со временем дети интуитивно находят способы, как справиться со своим окружением: кто-то спасается от вторжения в свою жизнь вспышками гнева, кто-то - уходом в мир грез и фантазирование, а кто-то - слепой преданностью и послушанием. В любом случае ребенок вынужден расплачиваться за "выживание" в подавляющей или эмоционально холодной атмосфере семьи утратой своей внутренней свободы - свободы в своих чувствах, желаниях, в отношениях к людям и даже к самому себе. Здесь заключены источники невротических наклонностей, которые могут властвовать над человеком всю его жизнь.

Стремление к удовлетворению своих желаний, противоречащее стремлению к безопасности, может вырабатывать определенные способы ("стратегии") поведения - "невротическое стремление к любви" как средство безопасности в жизни; "невротическое стремление к власти", объясняющееся страхом и враждебностью к людям; стратегия самоизоляции от людей ("бегство от окружения") и стратегия признания своей беспомощности ("невротическая покорность"). Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится лишь к степени выраженности конфликтующих тенденций. Под влиянием внешних временных обстоятельств возникают "ситуационные неврозы", а в случае "изначального конфликта" возникает подлинная болезнь -"невроз характера".

Стратегии поведения могут выступать не только предпосылками неврозов, но й в качестве защитных механизмов личности. К. Хор-ни предлагает сделать психоаналитический процесс доступным для всех людей, заинтересованных в своем развитии. Поискам подходов к этой проблеме и посвящена ее книга "Самоанализ". Избавление от невроза К. Хорни видит в освобождении от своего "идеализированного Я". Искажения личности происходят не из-за стремления к идеалу вообще, а из-за неправильного содержания идеала. Структура личности при более мягких неврозах является менее ригидной, чем при тяжелых неврозах, и даже единичное обнаружение бессознательного конфликта может быть поворотным пунктом к более свободному развитию человека. Опыт работы К. Хорни показал реальность для некоторых пациентов самостоятельного преодоления своих внутренних психологических ограничений, оставленных прошлыми переживаниями.

Центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной тревожности 138 , понимаемой как <чувства ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире> (Homey. 1945. P. 41). Это определение в значительной мере характеризует ее детские переживания. Основная тревога является результатом различных форм родительского поведения: подавления, недостатка заботы и любви, неустойчивого поведения. Все, что может нарушить взаимоотношения ребенка и родителей, способно вызывать основную тревогу. Таким образом, это состояние имеет не биологическое, а социальное происхождение. Место фрейдовских инстинктов в качестве факторов мотивации у Хорни занимает стремление ребенка обрести безопасность в угрожающем ему мире. По ее мнению, базовая мотивация человека строится на потребности в безопасности и освобождении от страха.

Как и Фрейд, Хорни считала, что личность человека определяется в раннем детстве, но полагала, что человек сохраняет способность меняться и на протяжении всей жизни. Если Фрейд говорил о стадиях психосексуального развития, то Хорни сосредоточила внимание на том, как обращаются с ребенком его родители и воспитатели. Она не признавала универсального характера стадий развития (таких, как оральная или анальная), но полагала, что если нечто подобное и возникает, то все дело в родителях. В ребенке нет ничего универсального, все есть результат тех или иных культурных и социальных факторов или воздействий окружающей среды.

Тревога не возникает сама по себе или из инстинктов, она появляется благодаря индивидуальному опыту раннего возраста.

Джозеф Рейнгольд. Мать, тревога и смерть

Как было описано в предыдущей статье , ребенок, по причине своего рождения на свет, испытывает стресс, который порождает тревогу. При определенных неблагоприятных обстоятельствах, которым посвящена эта и следующие статьи, тревога оказывается спутницей его жизни. Такую тревогу в психоанализе принято называть базальной тревогой .

Именно базальная тревога является ядром депрессии . Она окрашивает все вокруг в темные тона, отравляя жизнь человека. Все мрачные философские рассуждения о бренности бытия и бессмысленности существования, соломонова мудрость и экзистенциализм, пессимизм и фатализм являются следствием такой интоксикации тревогой . Хотя тревога, сама по себе как тревога, может и не осознаваться, а только проявляться в симптомах депрессии, мрачных мыслях, кошмарных сновидениях.

Тревога

В психоанализе принято отличать тревогу от страха . В отличие от страха, тревога характеризуется расплывчатостью и неопределенностью, она связана с беспомощностью перед неизвестным. Такое разделение восходит к фрейдовскому определению тревоги:

«Тревога имеет очевидное отношение к ожиданию. Ей присущ характер неопределенности и беспредметности. Когда тревога находит свой объект, то это слово заменяется в нашей речи словом страх
(“Торможение, симптом, тревога ”)

Младенец, только что родившийся на свет, в силу своей психической неразвитости, не может испытывать страх, т.е. боятся чего-то конкретного, например огромных людей в белых одеждах, его окружающих. В силу незрелости своего восприятия он даже еще не может дифференцировать окружающих его людей как объекты, в первые минуты после рождения младенец видит только ослепительный свет, зажмуривает глаза и кричит.

Тревога , таким образом, оказывается самым первым переживанием, которое мы испытываем в своей жизни. У младенца еще не сформирована психика, и он не может самостоятельно справляться с тревогой. Только мать или лицо ее замещающее может ослабить эту тревогу. С этой точки зрения, нарушение развития можно рассматривать как следствие переживания непереносимости тревоги.

Рождение разрывает изначальное физиологическое единство между матерью и ребенком. И последствия этого могут быть катастрофические, если эта связь не восстановится вновь. Каким будет это новое единство, зависит от отношения матери к младенцу. Удовлетворены должны быть не только его физиологические потребности, но также и постоянная потребность в эмоциональном и телесном контакте, которые заменяют ему физиологическое единство с матерью.

Мать представляет для младенца окружающий мир. Своим отношением она должна доказать своему младенцу, что мир прекрасен. Как мать относится к ребенку – такое же представление об окружающем мире у него и формируется. Именно благодаря первым представлениям об окружающем мире у ребенка формируются (или не формируются) первые невротические страхи.

Невротические страхи

Очень быстро тревога начинает рядиться в одежды невротических страхов, находя, как говорил Фрейд, свои объекты . Первым из страхов в восьмимесячном возрасте появляется .

По достижении восьми месяцев младенец способен отличать лицо матери и близких родственников от посторонних лиц. Такая способность формирует новую реакцию младенца на постороннего человека, которая может варьироваться от поведения, которое можно назвать застенчивостью (ребенок отворачивается, закрывает лицо руками), до проявлений паники (ребенок громко плачет, забивается в угол). Очевидно, что в последнем случае мы можем смело говорить о . Если младенец не был реально когда-либо испуган чужим человеком – очевидно, что такая паника связана с его изначальной тревожностью, базальной тревогой , преодолеть которую не смогла помочь ему мать.

Тревога порождает страхи, цепляясь за любые объекты или события, могущие оказаться для этого подходящими. Это может быть страх перед дикими животными (которых ребенок никогда не видел вживую) или страх потеряться (даже если он никогда не терялся на самом деле). И объекты, пригодные для проявления страха не обязательно должны существовать в реальности. Самым ярким примером фантазийного страха ребенка является страх темноты и чудовищ в ней обитающих.

Детские страхи называются невротическими в том случае, если они не являются результатом травматического события, пережитого ребенком. Так, например, страх собак не является невротическим, если ребенок реально пережил нападение собаки – в этом случае такой страх называется травматическим или актуальным страхом . Страшные мультфильмы и фильмы, показанные ребенку без соответствия возрастным ограничениям, также могут вызывать травматические страхи .

Невротические страхи являются проявлением базальной тревоги . Чем больше страхов имеет ребенок – тем более сильная базальная тревога стоит за ними. С другой стороны, травматические страхи могут усиливать базальную тревогу и порождать новые невротические страхи.

Базальная тревога

Базальный – анатомический термин означающий основание, происходящий от греческого слова basis (основа), взятый психоаналитиком Карен Хорни для обозначения переживаний, составляющих основу невроза или депрессии: базальное чувство беспомощности, базальное недоверие, базальная тревога, базальный страх.

Младенец рождается беспомощным, поэтому всем рожденным на свет характерно чувство беспомощности . Станет ли это чувство базальным ядром , вокруг которого будет формироваться психика ребенка, или будет скомпенсировано любовью матери в ближайшие месяцы его развития, зависит от того, насколько мать окажется способной удовлетворять физиологические и психологические потребности своего младенца.

Если мать не справляется должным образом со своими обязанностями, ребенок испытывает хроническое чувство беспомощности . Это нарушает нормальное формирование Эго ребенка: Окружающий мир воспринимается ненадежным, непонятным, несправедливым, враждебным, беспощадным и страшным – так формируется базальное недоверие . Это вызывает, в свою очередь, нарушение отношения ребенка и к себе самому, он кажется себе слабым и никчемным – так формируется низкая самооценка . Непосредственным следствием этого является то, что Карен Хорни назвала базальной тревогой – это общий термин обозначающий чувство внутренней слабости и беспомощности по отношению к миру, воспринимаемому как потенциально враждебный и опасный.

Базальное чувство беспомощности и тревога формирует особую потребность в защите и привязанности, что закономерно порождает страх потери такой защиты или страх брошенности – такие страхи Хорни назвала базальными страхами . Таким образом, невротическая потребность в привязанности, цепляние ребенком за мать, является средством устранения тревоги.

Базальная тревога остро повышает чувствительность к любому последующему опыту, который может быть действительным или лишь возможным повторением первоначальной травмы рождения, символизирующей потерю объекта любви, что вызывает страх перед жизнью , способствуя развитию депрессии.

Детская депрессия

Детская депрессия, по своей сути – всегда анаклитическая (от греческого anaklitos – отзывный). Анаклитическая депрессия возникает у ребенка в связи с отсутствием отзывного отклика на его физиологические и психологические потребности. Для развития анаклитической депрессии не обязательно, как описывал психоаналитик Рене Шпиц, оставлять ребенка в приюте на несколько месяцев.

Анаклитическая депрессия является следствием эмоциональной атмосферы отвержения, в которой растет ребенок. В атмосфере тепла, заботы и внимания он расцветает, но в обстановке холодности, безразличия и тревоги у него развивается нарушение пищеварения, появляются болезни, он даже может умереть от общего истощения организма.

Клиническая картина детской депрессии отличается от таковой у взрослого и, в основном, состоит в том, что ребенок имеет плохой аппетит и сон, а его, астеничность, апатичность и плохое настроение могут выглядеть как последствия плохого физического состояния, вызванного болезнью, всегда сопровождающей развитие детской депрессии. Нередко ребенок бесцельно бродит по квартире, говоря, что ему скучно – это тоже является признаком депрессии. Но, родители, как правило, уделяют внимание болезни, а не ребенку, проявляя заботу только о его физическом состоянии. Учитывая, что лечение болезни связано с посещениями медицинских учреждений и проведением манипуляций, это только усиливает тревогу ребенка и, как следствие, депрессия только прогрессирует, порождая новые соматические заболевания.

В подростковом возрасте депрессия тоже, чаще всего, оказывается незамеченной ни самим подростком, ни его родителями. Подростковая депрессия тоже, как правило, не имеет явной клинической картины, а то, что подросток растет спокойным, послушным, тихим и замкнутым, может даже устраивать родителей; если только этот подросток убедительно не продемонстрирует свою депрессию попыткой к самоубийству.

Детская депрессия оставляет в психике незаживающую рану, вызывающую боль в течение всей жизни. Все последующие депрессии могут являться следствием этой анаклитической травмы. Но взрослый уже не помнит детских переживаний – поэтому депрессия для него всегда оказывается беспричинной . Этим депрессия отличается от горя .

В следующих статьях мы подробнее проанализируем, как формируется базальная тревога в результате недостатка внимания и заботы или неадекватного поведения родителей, которое психоаналитик Рене Шпиц назвал психотоксическим .

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Следовательно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителями. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. Главная причина того, почему ребенок не получает достаточной теплоты и любви, заключается в неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов. Приверженность воспитательным теориям, гиперопека или самопожертвование со стороны «идеальной» матери являются основными факторами создающими ту атмосферу, которая закладывает основу для чувства огромной незащищенности в будущем. Кроме того существуют различные действия и формы отношения родителей к детям, которые не могут не вызывать в них враждебность, такие, как предпочтение других людей, несправедливые упреки, непредсказуемые колебания между чрезмерной снисходительностью и презрительным отвержением, невыполненные обещания, и, отнюдь не маловажное, такое отношение к потребностям ребенка, которое проходит через все градации – от временной невнимательности до постоянного вмешательства и ущемления самых насущных и законных желаний. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Вследствие существующей базальной тревожности наблюдается неадекватное отношение к конфликтным ситуациям. Хотя базальная тревожность относится к людям, она может быть полностью лишена личностного характера и трансформирована в ощущение опасности, исходящей от грозы, политических событий, микробов, несчастных случаев и т.д.


Теоретические подходы к диагностике детской креативности
Год от года возрастает интерес психологов к проблеме творческого развития и диагностике креативности. Наиболее примечательной тенденцией образовательной системы нашей страны является гуманизация образования, в том числе и дошкольного. В этих условиях возрастает значение разработки средств изучения креативности детей дошкольного возраста...

Стили поведения в межличностном конфликте.
Исследователи выделяют следующие стили поведения в меж­личностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособ­ление, компромисс, сотрудничество, ассертивность. 1.Противоборство – характерно настойчивое, беском­промиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание сво­их интересов, для чего используются все доступные сред­ства. 2.Укло...

Описание результатов исследования
На первом этапе диагностики мы определяли уровень созависимости у женщин, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и у женщин, имеющих здоровых детей. Результаты диагностики созависимости представлены в приложении 5 Анализ результатов опросника для определения созависимости показал, что у женщин же, имеющих детей с...

Неприятное эмоциональное состояние, которое знакомо многим - это тревога. Если она является реакцией на определенную опасность, то тревожность выражается в ощущении дискомфорта и неясного предчувствия несчастья. Если чувство становится постоянным, оно отнимает у человека физические и душевные силы, ухудшает качество его жизни. Выделяют вид тревожности, которая закрепляется с детства и носит название базальная.

Причины базальной тревоги

В психологии принято различать понятия «страх» и «тревога». Первое чувство возникает из-за реальной угрозы, а вот второе является эмоциональным переживанием.

Определенный уровень тревожности - нормальное явление для человеческой личности. Ситуативная тревожность - это беспокойное нервозное состояние, возникающее вследствие стрессовых ситуаций и проявляющееся в разной степени интенсивности.

Личностная тревожность - это индивидуальная предрасположенность человека испытывать тревогу по малейшему поводу, во всем видеть угрозу своему благополучию, даже если нет реальной опасности. Состояние постоянного беспричинного беспокойства сопровождает человека по жизни и влияет на его решения и поступки.

Темой тревоги интересовались многие психологи, а первым ее исследователем стал Зигмунд Фрейд. Он ввел в психологию понятия «тревога» и «тревожность». Американка Карен Хорни стала использовать термин «базальная тревога» для состояния, которое развивается с детства. Она считала, что тревожность связана с вымышленной опасностью и формируется с раннего детства.

Причиной невротического поведения ребенка становятся нарушенные отношения с родителями, когда малыш воспитывается под строгим контролем и давлением родительского авторитета. Для нормального формирования личности, кроме обслуживания биологических нужд, должна быть удовлетворена ее потребность в безопасности.

Эмоционально холодный отец и мать не дают ребенку ощущения любви и защищенности, и у него начинает развиваться базальная враждебность как к близким, так и ко всему миру. Но если враждебные чувства к родителям ребенок подавляет, чтобы выжить, то они в полной мере проявляются во взаимоотношениях с другими людьми.

Базальная тревога закрепляется у подростков с накоплением негативного опыта. Они считают себя слабыми, неспособными противостоять возможным трудностям. В дальнейшем это приводит к неврозам у взрослых, а такие дети превращаются в мягкотелых невротиков или агрессивных деспотов.

Человек испытывает чувство беспомощности, незначимости, одиночества, а окружающий мир видится ему полным обмана, предательства и зависти. Иногда способом заглушить базальную тревожность становятся алкоголь или наркотики, прием таблеток, переедание.

Защитные стратегии

Чувство беспомощности заставляют ребенка использовать защитные стратегии, имеющие название невротические потребности:

  • желание быть любимым и достойным восхищения;
  • чрезмерная восприимчивость к критике и недружелюбию;
  • сильная зависимость от других, подчинение;
  • потребность в определенном порядке жизни;
  • желание контролировать других людей;
  • стремление приукрасить свой образ;
  • страх неудач, боязнь ответственности.

В дальнейшем Хорни выделила три основных типа личности.

  1. «Против людей» - агрессивный вид людей, постоянно все контролирующий. Все действия направлены на получение общественного признания.
  2. «От людей» - это обособленный тип. Такие люди ведут уединенный образ жизни, ничем не увлекаются, отстраняются от всех проблем.
  3. «К людям» - уступчивый тип. Это нерешительные, зависимые и беспомощные люди. Робкие, нуждающиеся в любви и защите, но способные на враждебность и ярость.

Такие стратегии присущи и здоровым личностям, но они не имеют сильного эмоционального накала. Невротики выбирают в основном одну стратегию, используют ее постоянно, не проявляя гибкости и превращая в способ жизни.

Физиологические признаки и лечение

Базальная тревожность проявляется и физиологическими признаками:

  • усталость, бессонница;
  • сердцебиение, головные боли;
  • расстройство желудка, частое мочеиспускание, диарея;
  • мышечные боли или спазмы;
  • потливость.

Есть ряд факторов, влияющих на развитие тревожности: генетическая предрасположенность, негативный опыт, неправильное питание, окружающая среда, заболевания, недостаток физической активности.

Установление точной причины тревожности - это начальный этап в ее лечении. Если при обследовании не выявляются заболевания, а внутренняя тревога и эмоциональное напряжение продолжают мешать нормальной жизни, то необходимо обратиться за помощью к психологу или психиатру. Специалист проводит диагностику эмоционального состояния и назначает индивидуальное лечение различными препаратами и антидепрессантами. Повышенная базальная тревожность постепенно проходит, на душе становится спокойно и легко.

Смена образа жизни, умеренные физические нагрузки, медитации повысят настроение и жизненный тонус. Человек должен серьезно поработать над собой: пересмотреть свои жизненные установки, избегать негатива и учиться жить здесь и сейчас, не забегая вперед в ожидании негативных иллюзий.