Сообщение на тему образование и образованность. Значение слова «образованность. Значение слова образованность

Словарь Ефремовой

Образованность

  1. ж.
    1. Уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения.
    2. Просвещенность, культура.

Тезаурус русской деловой лексики

Образованность

Syn: ученость

Ant: невежество, некомпетентность, неопытность

Словарь антонимов русского языка

Образованность

невежество

малограмотность

невежественность

неискушенность

некомпетентность

необразованность

Словарь Ушакова

Образованность

образо ванность , образованности, мн. нет, жен. (книж. ). отвлеч. сущ. к во 2 знач. ; степень, наличие (в 4 знач. ), культурность. «Какую историю мог я написать с моей жалкой образованностью?» Пушкин . «Литература вообще всегдашний спутник образованности.» Добролюбов . «Образованность свою хочет показать.» Чехов .

Педагогический терминологический словарь

Образованность

качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О. являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается" (древний афоризм).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 93-94)

Предложения со словом «образованность»

А судя по теплым отзывам о задушевном общении с Чаплиным, с которым его приятель Тор свел, мракобесие его не отталкивает: напротив, при всей его высокой образованности , включая заграничную, ощутимо манит…

Для русской интеллигентности образованность была всегда чисто западного типа.

Реформа образования в РФ проводится по американскому образцу, а там, в свою очередь, этот процесс привел к полной деградации обучения, к падению уровня образованности выпускников школ до уровня восемнадцатого века, когда они не умеют ни читать, ни писать, ни мыслить, что заявил по данному поводу Билл Гейтс.

Существуют два очень близких понятия - образование и образованность. В чем специфика их понимания?

В чем специфика понимания образования?

Понятие образования чаще всего соответствует совокупности знаний, получаемых человеком. Чем больше их объем - тем выше уровень образования. Значение имеет также разнообразие и качество знаний, а еще, что очень важно, - навыков, связанных с их применением.

Еще один важный аспект - востребованность получаемых человеком знаний. Весьма желательно, чтобы их освоение имело значение с точки зрения практической применимости. Но даже если человек осваивает знания для себя, тем не менее значительный их объем он, как правило, может прямо или косвенно применять на практике.

Образование может быть получено человеком:

  1. посредством посещения специализированных учреждений - школ, средне-профессиональных заведений, вузов;
  2. посредством обучения на онлайновых курсах (как по записям, так и в режиме вебинаров);
  3. посредством самостоятельного обучения - по книгам, тем же онлайновым источникам;
  4. в порядке индивидуальных коммуникаций с носителями знаний и навыков - наставниками, тренерами, консультантами.

Образование в специализированных учреждениях, как правило, требует подтверждения полученных знаний, а в некоторых случаях - умений их применять, на экзаменах и посредством иных форматов проверки компетенций учащихся.

Самообразование, в свою очередь, может сопровождаться тестированием обучающегося с помощью методов, которые он разрабатывает сам. В некоторых случаях он может обратиться за содействием и в специализированное учреждение - например, в целях прохождения теста на получение сертификата об оценке знаний, который не предполагает обязательного участия человека в обучении в данном учреждении.

Образование - это процесс. Он может иметь любую длительность и содержание - это определяет сам человек.

В чем специфика понимания образованности?

Под образованностью понимается фактическое наличие у человека существенного объема знаний, а также навыков, позволяющих ему данные знания применять на практике. Образованность - это конкретный результат получения человеком образования. Пусть в некоторых случаях и весьма скромный - но в достаточной мере ощутимый и позволяющий носителю знаний впоследствии успешно увеличивать их объем.

В современном обществе принят ряд критериев достаточности данного результата - то есть приемлемого уровня образованности человека. В России это наличие у гражданина как минимум среднего образования - или хотя бы 9 классов. Это позволит человеку, к примеру, продолжить обучение в лицее, а по его окончании - в вузе.

Образованность - важнейший социальный атрибут гражданина практически любой развитой страны. Его наличие предопределяет появление у человека карьерных перспектив, становится ресурсом для приобретения им более высоких социальных статусов.

Распространена точка зрения, что в современном обществе не менее востребовано образование неформального характера - полученное не в школе или вузе, а в ходе приобретения человеком житейского опыта, в процессе общения с другими людьми. Однако данный способ получения образования имеет недостаток - он характеризуется узостью. Человек, приобретая знания и навыки неформально, может применять их только в тех отношениях, в рамках которых они, собственно, получены - но на практике участвовать в таких коммуникациях он будет не всегда. У человека могут возникнуть сложности при общении в других сферах.

В свою очередь, образованность, достигнутая в рамках системного обучения - в школе и в вузе, позволяет гражданину более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях. Разумеется, при условии, что учебные программы будут составлены качественно.

Сравнение

Главное отличие образования от образованности заключается в том, что первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков человеком, а второй - некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения, на основе которого впоследствии можно наращивать знания и навыки. Насколько качественным является уровень образования человека - настолько фундаментальной будет и его образованность.

Определив, в чем разница между образованием и образованностью, отразим выводы в таблице.

Одна из самых смелых, интересных и заслуживающих внимания книг по экономической политике была издана в 2003 г., причем ее автор - не экономист. Элисон Вульф - профессор, она преподает педагогику в Лондонском университете. Мало кто из научных работников такого уровня осмелился бы написать книгу, ставящую под сомнение тот самый миф, с которым возможно больше всего носятся политики: миф о том, что уровень образованности общества является ключом к его экономическому процветанию.

Тем не менее, именно на эту священную корову посягнула автор книги « » (Alison Wolf. ). В книге главное место уделяется ситуации в Великобритании, где премьер-министр Тони Блэр обозначил три приоритетных направления деятельности своего правительства: «образование, образование, образование». Однако доводы и заключения автора чрезвычайно существенны и актуальны не только для этой страны.

Если говорить о конкретных людях, то, как показывают рассмотренные в книге факты, образование - т.е. «надлежащая квалификация в надлежащей области, полученная в надлежащем учебном заведении», - безусловно, имеет значение (что неудивительно). Более того, в наше время образование значит гораздо больше, чем когда-либо. Те, кто не доучиваются в школе или не получают среднего образования, вероятно (и вероятность эта все больше растет), будут мало зарабатывать. Людям без институтского диплома, а в некоторых случаях и без диплома хорошего университета, все чаще выпадает та же горькая участь. Иначе говоря, конкретному человеку быть образованным очень выгодно. Однако нужно ответить и на другой вопрос, который особенно актуален для стран, где система образования (включая высшее) финансируется государством: какая выгода от образованности государству в целом?

Как утверждается в книге, эта выгода гораздо меньше, чем можно предположить. В частности, повышение уровня образованности не обязательно способствует экономическому росту, как безосновательно считает большинство политиков (и экономистов).

По поводу необходимости начального и среднего образования вряд ли могут возникнуть какие-то сомнения. Жизнь в современном обществе требует высокой грамотности и элементарных математических познаний. Те, кто уходят из начальной или средней школы, не получив таких знаний, становятся обузой для общества и окружающих. И, самое главное, современному обществу необходимы превосходные университеты, которые выпускали бы достаточное, но не слишком большое количество специалистов, способных заниматься исследованиями и работать по специальности как врачи, инженеры и ученые. В более широком смысле, образование способствует (или может способствовать) приобретению квалификации и навыков, которые повышают производительность труда. Можно предположить, что, когда производительность труда в обществе повышается, то и само общество становится производительней.

В чем же тогда проблема? Если все вышесказанное правда, то почему бы тогда обществу не выигрывать экономически от повышения уровня образованности? Однако есть одно важное «но»: образованность - вещь относительная; образование само по себе не может гарантировать высокой зарплаты; суть в том, чтобы быть образованней других. Получение образования - это, в некотором смысле, гонка: если каждый будет бежать быстрее, это может быть хорошо само по себе, но это не означает, что большее количество человек сможет прорваться на вершину, где обитают лучшие 10%. Таким образом, значительная доля сверхусилий может быть затрачена впустую. И следует помнить об этом, оценивая выгоду, которую сможет получить общество, повысив затраты на образование.

Книга Вульф замечательна тем, что обращает внимание читателя не только на этот очевидный, хотя и важный факт, но и на опасности, связанные с нынешней одержимостью идеей об образованности и экономическом росте. Одна из этих опасностей в том, что, если бездумно заниматься повышением образованности, то связь образованности с экономическим ростом может быть ослаблена. Другая в том, что чрезмерная озабоченность экономическим ростом сужает и искажает представление общества о том, что такое, собственно, образованность.

В Великобритании, как и во многих других странах, упор на экономику вылился в одержимость количественными показателями: правительство хочет, чтобы как можно больше людей училось в университетах, и проводит свою финансовую политику соответствующим образом. И похоже на то, что количественный рост привел к ухудшению качества университетского образования. Это одна из потерь. Кроме того, привлечение массы преподавателей в высшую школу плохо сказывается на средней школе, откуда начинают уходить лучшие учителя. Но хуже всего, наверное, то, что ведущие университеты начинают ощущать нехватку ресурсов. В результате они больше не могут так же хорошо, как раньше, готовить самых блестящих студентов, которым предназначены ведущие роли на переднем фланге науки и техники.

Почему же происходит отток ресурсов из элитных университетов? Такое может показаться маловероятным, особенно если правительство убеждено, что образование - залог экономического роста. Однако опыт свидетельствует об обратном. Чем больше усилий затрачивается на привлечение студентов в университеты, тем сильнее нехватка средств в образовательной системе в целом, ведь государству нужны средства на проведение своей образовательной политики. Кроме того, когда правительство решает облегчить доступ в высшие учебные заведения - обычно за счет налогоплательщиков, - ему становится сложно на политическом уровне оказывать предпочтение ведущим университетам. Ведь так вся затея может утратить свой эгалитарный пафос. Таким образом, лучшие университеты оказываются в стесненном положении, и одно из главных связующих звеньев между образованностью и экономическим ростом попадает под удар.

Итак, позиция «образование, образование, образование» оставляет желать лучшего. Но в любом случае, настаивает автор книги, образование - это больше, чем экономика. Последствия пропихивания большого количества людей в университеты окажутся разочаровывающими не только в экономическом плане. Из-за того, что этот процесс вызван губительной озабоченностью экономическим ростом, он затронет и другие аспекты жизни общества, которые, как считается, этому росту не способствуют. «Наши недавние предки, - заключает автор, - которые жили значительно беднее нас, ставили перед образованием другие задачи: культурные, нравственные и интеллектуальные. Пренебрегая этими задачами, мы обедняем самих себя».

ОБРАЗОВАНИЕ или ОБРАЗОВАННОСТЬ?

Левакова И.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Образованный человек и человек, который имеет высшее образование – это два разных понятия в русском языке. Почему эти понятия не идентичны? Недаром русский язык называют великим и могучим, он способен передать не только информацию, но также оттенки, иронию, иносказание и многое другое. Понятие «образованный человек» было заменено понятием «человек с высшим образованием» или «человек, имеющий диплом о высшем образовании» скорее всего, в советские времена. Почему? Потому, что иметь - не значит быть. Возможно, это есть результат нашей системы образования, которую мы до сих пор считаем одной из лучших в мире.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же мы так плохо жили? Мы все прекрасно знаем, что деньги вкладывали в военно-промышленный комплекс, в развитие науки, в освоение космоса. Где же результат? Приоритет в освоении космоса за нами, но у нас нет ни конкурентоспособных технологий, ни конкурентоспособной военной техники. Отсутствие результата вряд ли можно объяснить тем, что наши ученые настолько бездарны, что несмотря на огромные затраты, не смогли создать ничего стоящего.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же у нас всегда была (и остается на сегодняшний день) низкая производительность труда? Вряд ли это можно объяснить тем, что все мы мало работаем.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему советские студенты не протестовали против существующего тоталитарного режима? Студенчество всегда считалось самой прогрессивной частью общества. Студенческие волнения будоражили царскую Россию, происходили и происходят во многих странах мира, а в нашей стране студентов почему-то все устраивало и устраивает. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша молодежь самая инертная и пассивная часть общества.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему целый народ облапошили в «эпоху перестройки»? Образованные люди с упоением читали разгромные статьи в журналах и делились впечатлениями об увиденном по телевизору, а пока они были заняты обсуждением того, что творилось в стране полвека назад, страны не стало, «национальную собственность» поделили по справедливости и начался период «шоковой терапии». Образованные люди восприняли все как должное, убеждали себя и друг друга в том, что «другого пути не дано», начали вписываться в «рыночные отношения», забыв про свое «лучшее в мире образование» и пытаясь заниматься челночно-кооперативным бизнесом. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша интеллигенция неспособна самостоятельно мыслить и реально оценивать действия власти.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему мы не знаем иностранного языка? Мы учим иностранный язык в школе, в институте. Язык мы изучаем примерно лет десять, а говорить не умеем, в лучшем случае «читаю и перевожу со словарем». Приезжаем в другую страну и наблюдаем, что малообразованные торговцы в магазинах и официанты более или менее свободно изъясняются по-английски, а мы не можем. Вряд ли это можно объяснить тем, что мы самый неспособный к языкам народ.

Список вопросов можно продолжить до бесконечности. Конечно, недостатки нашей жизни нельзя объяснить исключительно пороками системы образования, но хотелось бы, чтобы исчезло понятие «человек с высшим образованием» и осталось понятие «образованный человек».

В преамбуле Закона РФ «Об образовании» сказано, что «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Образование – это не только получение «знаний, умений и навыков», но и воспитание, причем воспитание имеет приоритетное значение.

Возможно, те вопросы, которые остались без ответа, возникли из-за того, что воспитание в рамках нашей системы образования ставило и ставит своей целью воспитание не свободно мыслящего человека, а человека-марионетки. Такая марионетка неспособна самостоятельно мыслить, следовательно, неспособна к творчеству, протесту, она живет по навязанным кем-то стереотипам. Стереотипы могут быть разные. Можно работать ради того, чтобы строить светлое коммунистическое общество, а можно работать ради того, чтобы зарабатывать деньги и потреблять, потреблять, потреблять… В конечном счете, это неважно. Важно то, что образованный человек жизненные приоритеты определяет сам, а человеку с высшим образованием они навязываются сверху и он их безропотно принимает, как аксиому. Так стоит ли утверждать, что существующая система образования является одной из лучших в мире?

К знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах :

  • это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
  • это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
  • это система социальных институтов , обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

  • воспитание;
  • социализация;
  • подготовка квалифицированных специалистов;
  • приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

Критерии образованности

Образование — это результат .

Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Роль образования в жизни человека

Посредством образования происходит трансляция от одного поколения другому.

С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).

С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы жизни общества. Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.

Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.

Система образования

Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние . Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Система образования включает:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения;
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
  • образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
  • негосударственные образовательные учреждения;
  • дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа .

Проблемы, стоящие перед управлением образованием:

  • низкая заработная плата преподавателей;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
  • нехватка кадров;
  • недостаточный профессиональный уровень образования;
  • недостаточный уровень общей культуры.

Структура образования

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

В таблице приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.

Образовательные ступени

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

  • дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
  • самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Основные принципы формирования содержания школьного образования:

  • Гуманистичность , обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития ;
  • Научность , проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
  • Последовательность , заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
  • Историзм , означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
  • Систематичность , предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
  • Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
  • Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
  • Доступность , определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.

Причем здесь идет речь о понимании термина «воспитание» в узком педагогическом смысле слова , как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Две подсистемы образования

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не только к знаниям, но и к способам деятельности.

С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние десятилетия в отечественной педагогической науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:

  • обучение и воспитание — подсистемы единого процесса образования;
  • обучение и воспитание — стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;
  • различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, ценностной стороне;
  • обучение и воспитание — процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

Как отмечал Гегель, нельзя учить столярному лапу и не учить столярничать, точно так же как нельзя учить философии и не учить философствовать.

Отсюда следует общий вывод, что обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания. Но все же в этом двуедином процессе есть главное звено, и таковым является именно обучение, обеспечивающее знания в качестве наиболее прочной основы воспитания.

По выражению К.Д. Ушинского , образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, навыки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.