Сценарии пушкинский день 6 июня. Информация о мероприятиях в рамках дня пушкина мбук «межпоселенческая центральная библиотека» и библиотек сельских поселений кунгурского муниципального района. Крымская сельская библиотека

Библиотеки Централизованной библиотечной системы города Ярославля 6 июня провели у себя Пушкинский день. Эту дату отмечают в день рождения поэта, которому в этом году исполняется 219 лет. С Пушкинского дня-2018 дан старт на юбилей: в 2019 году Солнцу русской поэзии отметят 220 лет!

Пушкинский день России и День русского языка открыла Марина Владимировна Смирнова, заведующая отделом библиотеки-филиала №16 имени А.С. Пушкина. Она рассказала слушателям интерактивного информационно-познавательного радио-проекта «Утромания» на волне «Радио России. Ярославль» о тех мероприятиях, которые могут посетить жители города Ярославля в нашей библиотеке и библиотеках ЦБС города. И список оказался весьма солидным. Судите сами.

Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова в Пушкинский день начала создавать «Пушкинский альбом».

В библиотеке есть традиция делать в Лермонтовские дни записи в «Лермонтовском альбоме», и вот теперь дано начало новому обычаю.


Посетителям библиотеки предлагали вписать на страницы альбома свои любимые стихи.

Акция показала, что ярославцы Пушкина знают очень хорошо: было записано около 53 строк из стихотворений Пушкина, причем кто-то писал отдельные строчки, а кто-то – целые стихотворения.


Среди посетителей в Пушкинский день в Центральной библиотеке побывали гости из Донецка. Они также оставили свои строчки в нашем Альбоме. Кстати, напомним, что Пушкинский день – это еще и День русского языка.

А еще Лермонтовку в этот день посетило необычное существо. Оно очень хотело принять участие в акции – и вписать в Альбом свои любимые строки. Сотрудники библиотеки не смогли ему в это отказать – и вручили перо! Кто это был? Да мы сами не поняли: может быть, Кот ученый, а может, Бесенок из «Сказки о попе и работнике его Балде». Но точно – пушкинский герой!

В библиотеке-филиале №2 прошла презентация книжной выставки «Он Пушкин и бессмертен он!». Читателиразного возрастазаинтересованно прослушали рассказ библиотекаря омалоизвестныхкнигах о великом поэте. Пушкинскую тему филиал продолжил 8 июня, когда в рамках заседания творческого объединения «Рукодельницы», в библиотеке был проведен поэтический час, темой которого стали самые важные штрихи жизни и творчества Пушкина, разговор о его месте в сегодняшнем мире.

Библиотека-филиал №7 отмечать Пушкинский день России начала заранее.

4 июня для посетителей КЦСОН Фрунзенского района прошла литературно-музыкальная гостиная «Сиянье пушкинских стихов», 5 июня для детей начальной школы-детского сада № 85 со стоялось путешествие в сказку «И Кот ученый свои нам сказки говорит».

А в сам Пушкинский день дети из летнего лагеря школы №73 приняли участие в интерактивной литературной игре «И пером не описать».

Библиотека-филиал №8 имени К. Д. Бальмонта в Пушкинский день России провела литературный праздник «Минута — и стихи свободно потекут».

Главными участниками этой интерактивной программы стали школьники. Детям предложили ответить на вопросы викторины, показать свои знания стихов и сказок великого поэта. А к сказкам поэта прекрасно подходят его же собственные слова, сказанные, правда, немного по другому поводу: «Что за прелесть эти сказки!».

Работала книжно-иллюстративная выставка «Образ, бережно хранимый», на которой можно было увидеть портреты Александра Сергеевича, его близких, издания его книг за разные годы.

Встреча с Пушкиным состоялась и оказалась одинаково приятна как для библиотекарей, так и для участников Пушкинского дня.

Библиотека-филиал №12 имени А.П. Чехова в этот день провела у себя Пушкинский марафон, в ходе которого нашлось место и громкому чтению стихов великого поэта, и беседам у выставки, и рассказам о Пушкине.

В читальном зале работала книжно-иллюстративная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Александра Сергеевича.

Около нее в течение дня проходили викторина, беседа и обзор, во время которых звучали произведения Пушкина – их читали наизусть и со страниц книг.

Шел разговор и о стихах, которые посвящали Солнцу русской поэзии другие его собратья по перу, и о том, как Пушкин входит в жизнь каждого из нас в школе. С молодежью говорили и о том, какая ценность в творчестве и зачем оно нужно.

Ребята и заведующая отделом библиотеки Ольга Леонидовна Трошева пришли к выводу: эта ценность заключается в том, что искусство тревожит и беспокоит умы и души; нужно оно, чтобы люди не были равнодушными и черствыми, а цель любого творца, человека искусства – в том, чтобы, как герой стихотворения Александра Сергеевича, глаголом жечь сердца людей.

В библиотеке-филиале №15 имени М.С. Петровых в день рождения Александра Сергеевича Пушкина прошел тематический день «Всё ли мы знаем о Пушкине…».

Кому из нас в детстве не читали сказки Александра Сергеевича Пушкина? Мы с детства помним строчки: «У Лукоморья дуб зеленый…». А насколько хорошо все знают сказки Пушкина? Это и решили выяснить библиотекари.

В читальном зале посетителей встречала говорящая выставка «В волшебной пушкинской стране», мы предлагали нашим пользователям проверить себя на знание сказок Пушкина, ответив на вопросы викторин.

Вниманию участников Пушкинского дня были предложены фильмы, которые включали натурные съемки мест, связанных с жизнью поэта, чтение исторических материалов, отрывки из игровых фильмов, а также историю дуэлей Пушкина. Многочисленные факты из жизни поэта, увиденные в фильмах, вызвали живой интерес у пользователей нашей библиотеки: люди обменивались мнениями, давая свои оценки произошедшим много лет назад событиям.

В библиотеке-филиале №16 имени А.С. Пушкина на взрослом абонементе была подготовлена выставка «С Пушкиным за одним столом», где, помимо книг, были представлены рецепты, рассказывающие о гастрономических пристрастиях не только поэта, но и его литературных героев.

В библиотеке в этот день можно было выпить чашечку чая с бубликами, которые так любил поэт, и принять участие в блиц-турнире «Вспоминая Пушкинские строки».

Кстати, он показал, что посетители библиотеки хорошо знают поэтические произведения Александра Сергеевича.

Для ребят из летних лагерей отдыха при школах № 8 и № 40 прошли литературная игра «По следам Пушкинских сказок» и игра-поиск «Пушкинские раскопки». Работал кинозал в читальном зале «Пушкинское Лукоморье», где демонстрировались мультфильмы, созданные по сказкам великого поэта.

В течение всего дня в залах библиотеки звучали аудио-записи стихов Александра Сергеевича Пушкина в исполнении известных российских актеров. Многие читатели с удовольствием приняли участие в поэтическом подиуме «Прочти из Пушкина строку».

В библиотеке-филиале №18 для детей городского лагеря школы №69 в Пушкинский день прошла интерактивная игра «По пушкинской тропе».

Из вступительной беседы юные читатели узнали о жизненном и творческом пути поэта, познакомились с интересными фактами его биографии. А затем дружно и весело ребята вспоминали сказки Пушкина, участвуя в интерактивной игре «По пушкинской тропе». Оказалось, что дети хорошо знают сказки всеми любимого поэта, ведь они ответили правильно почти на все вопросы игры.

Завершилась встреча обзором книжной выставки «Солнце русской поэзии», где были представлены издания произведений А.С. Пушкина – сказки, стихи, проза.

Как видите, Пушкинский день в библиотеках ЦБС отмечают очень по-разному, но одинаково трепетно, с уважением и любовью к Поэту.

Сценарий музыкально-поэтического праздника для 3-5 классов «Наш Пушкин жив».


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: сценарий праздника будет полезен учителям начальных классов и среднего звена, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству А. С. Пушкина.
Цель: развитие познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С.Пушкина.
2.Побуждать детей создавать вокруг себя атмосферу праздника поэзии.
3.Учить анализировать содержание прочитанного, выявлять художественные ценности произведения, прислушиваться к мнению товарищей, высказывать свою точку зрения, оформлять эстетически свое суждение, развивать речь.
4.Развивать мыслительные операции сравнения, классификации, творческое воображение.
5.Воспитывать интерес к поэзии, расширять кругозор и словарный запас детей.
Оборудование: портрет А.С Пушкина, грамзаписи (песня «Зимний вечер», композитор М. Яковлев, «Я помню чудное мгновенье», композитор Глинка, «Вальс снежных хлопьев», композитор П.И.Чайковский), зажженные свечи, книжная выставка, рисунки детей к сказкам А.С. Пушкина.
Плакаты:
«И неподкупный голос мой
Был эхом русского народа». А. С.Пушкин

«Читайте сочинения Пушкина и поучайтесь примером великого поэта любить искусство, правду и Родину» Н.А. Некрасов

«Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!» Ф. Глинка

"Великим быть желаю,
Люблю России честь!" А.С.Пушкин

Ход праздника:

Ведущий 1:
Здравствуйте дорогие гости! У нас сегодня огромный праздник, который посвящается творчеству самого главного на Земле поэта. Кто же этот поэт? Кто самым первым приходит в наше детство и уносит нас по морям и волнам, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана. Как его зовут?
(Александр Сергеевич ПУШКИН)


Правильно, сегодня мы собрали в этом уютном зале три поколения тех, кто любит пушкинскую поэзию.

ПРАЗДНИК «НАШ ПУШКИН ЖИВ» НАЧИНАЕТСЯ.

(6 учеников читают стихотворение А.Плещеева «Памяти Пушкина»)
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовёшь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовёшь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
1880

Ведущий 2: Более 200 лет живет с нами любимый Пушкин, живут и его сказки, стихи. Но Александр Сергеевич, на удивление всем, всегда молод. Он друг детей и взрослых. И каждый из нас рад слышать и видеть дорогого поэта.
Массовая сценка: выбегают герои сказок Пушкина:
«Пушкин, мы Вас любим. Мы ждем Вас в гости!»
(За кулисами читается стихотворение «Зимняя дорога»)
Учитель: Все лучшее у нас связано с именем Пушкина.
Он учит нас любить Россию:
«Великим быть желаю,
Люблю России честь!»

Великий поэт зовет современников верно служить Отчизне:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

Верит Пушкин в завтрашний день Родины и нас этому учит:
«Товарищ, верь!
Взойдет она, звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья-
Напишут наши имена».

У каждого из нас есть любимые стихи великого поэта. Я очень люблю его стихотворение « Я помню чудное мгновенье». Композитор Глинка написал музыку на это стихотворение, получился чудесный романс. Давайте послушаем этот романс.
Звучит романс «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825
Учитель: Дети, у вас ведь тоже есть любимые стихи поэта?
(С комментариями к стихам выступают четверо обучающихся)

Ученик 1: А.С.Пушкин очень рано начал сочинять стихи. Любовь к поэзии ему привила няня Арина Родионовна Матвеева. Она передавала будущему гению волшебные сказания русской старины. Это ей Пушкин посвящает стихотворение «Няне». Мне это стихотворение нравится, напоминает о бабушке, и я сейчас вам его прочту: (читает наизусть)
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . . .
1826



Ученик 2: Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Под его легким и быстрым пером некоторые из них превращались в свободные певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые богатства русской поэзии. Действительно, кто из нас не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:


У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Ученик 3: А мне очень нравится стихотворение Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье», в котором поэт восхищался городом на Неве, ему он посвящает следующие стоки:


Люблю тебя, Петра творенье
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
…Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!.

Ученик 4: А я очень люблю стихи Пушкина о зиме. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, наслаждаясь изяществом его языка. Поэт все изображал с блеском. Таков был солнечный гений Пушкина. Я прочитаю вам стихотворение «Зимнее утро».


ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1829

Ведущий 1: Есть у нас и любимая песня М. Яковлева «Зимний вечер»
(исполнение песни музыкальным руководителем школы)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Учитель: Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.
Ученик:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети,
В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом.
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.


Инсценировка сказки: отрывок из произведения
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О ПУШКИНЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Учитель:
Мне, ребята, не верится, что Пушкина нет. Я думаю, что он жив в наших думах, в наших сердцах. О Пушкине писали многие поэты России: М. Лермонтов, А. Плещеев, С. Есенин, А. Дементьев…
Послушаем стихотворение Андрея Дементьева.
А МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН
1.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским…
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась
Остались боль да ярость
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил

2.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали -
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать - пускай не ждут.
Могло всё измениться
За несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.

3.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
(звук выстрела пистолета)

Читается отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова
СМЕРТЬ ПОЭТА
Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой…
………………………………………………………………
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Учитель: Имя Пушкина бессмертно. Я думаю, что сказки и стихи великого поэта будут читаться грядущими поколениями. Ребята, рядом с нами в нашей школе работает Заслуженный учитель России, известная поэтесса Анна Михайловна Алферова. Послушайте ее стихотворение
«Я К ПУШКИНУ ИДУ»: (читает учитель)
Я к Пушкину иду,
Когда мне тесны стены,
Когда весь мир со мною не в ладу,
Когда я, как в аду, от боли и измены,
Я к Пушкину иду,
Я к Пушкину иду…
Лишь с ним одним про «чудные мгновенья»
Могу я откровенно говорить.
Про сладость грез, про муки вдохновенья,
Про то, как горько, - быть или не быть?!
Звучат во мне волшебные мотивы
Его пылающей души.
И лишь тогда бываю я счастливой,
Когда читаю Пушкина в тиши.
Мой Пушкин жив!
Я в это твердо верю.
И от того на поэтическом пути
Мне не страшны свирепые метели,
Ведь я до Пушкина должна дойти!
Что я скажу любимцу двух столетий?
Что не померкла ни одна его строка,
Что за любовь к нему была и я в ответе,
ЧТО ЖДУТ ЕГО ГРЯДУЩИЕ ВЕКА!

Учитель: Сегодня мы пригласили Анну Михайловну Алферову к нам на праздник. Разрешите, Анна Михайловна, Вам предоставить слово.
Выступление поэтессы…


Да, Пушкина забыть невозможно. Пушкин и Родина неотделимы. Когда читаешь Пушкина, то всегда размышляешь о судьбах многострадальной России, и я очень верю, что наша Россия воспрянет, Россия спасется от невежества и грязи, Россия станет процветающей, уважаемой страной на нашей голубой планете. В сердце моем Пушкин и Родина всегда рядом.

А. Алферова читает свое стихотворение
«КОГДА О РОДИНЕ Я ГОВОРЮ»
Какой безумный разговор
О том, что Родины не стало…
Кому – укор, кому –позор,
А мне – отравленное жало.
Кому-то, может, нипочем,
Что все идет по нисходящей,
А мне – как по груди – бичом,
Я вся в России настоящей!
Когда о ней я говорю,
То вижу Пушкина рассветы,
Его последнюю зарю,
Его несбывшееся лето.
Над Черной речкой черный крест,
Как символ безутешной боли,
Как самый горький благовест
Над самой горестной судьбою.
И я сегодня повторю:
«Весь мир земной из тьмы и света»,
Но я его боготворю,
За то, что он не канул в лету.
За то, что я в глуши лесной
Нашла свой путь – не заблудилась,
За то, что жаркою волной
Во мне моя Россия билась.
И вот теперь мои стихи-
Российских колоколен звуки,
А в них – созвучья всех стихий:
Мечты людей, их боль и муки…
Когда о Родине я говорю -
Передо мною даль такая,
Что не одну еще зарю
Мы вместе с Пушкиным здесь повстречаем!

Ведущий:
Наш Пушкин жив! Он живет в каждом сердце, в каждом доме. Вместе с солнышком он заглядывает в наши окна. ПУШКИН – это радость, это добро, это тепло, уют и любовь. Все, что сотворил Пушкин – это его памятник. Он при жизни себе его воздвиг. Накануне своей трагической гибели в 1837 году пишет он гениальное стихотворение, которое было пророческим.

6 июня 2019 года отмечается Пушкинский день в России или, как еще называют этот праздник, День русского языка. Предлагаем сценарий детского праздника, посвященного Пушкинскому дню в России, которое можно провести в библиотеке или летнем лагере.

Сценарий мероприятия для детей на Пушкинский день

Праздник начнут ведущие:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отмечаем день рождения великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. К этой дате приурочен Пушкинский день России, который широко празднуется по всей стране.

– Со стихами Пушкина мы знакомимся в детстве. Каждый находит в его поэзии что-то свое, близкое и понятное только ему.

– Вся Отчизна в праздничном цветенье,
Словно песня, льется вешний свет.
Здравствуй, Пушкин! Здравствуй, добрый гений!
С днем рождения, дорогой поэт!

Дети прочтут стихи:
– У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

За дверью слышится мяуканье. В зале появляется Кот Ученый.

Кот:
– Здравствуйте, мои друзья!
Кот Ученый – это я.
Со стихами я дружу,
В гости к детям прихожу!

– Сегодня я хочу пригласить вас в чудесный мир сказок Пушкина. Закройте глаза и повторите заклинание:
«Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем.
В сказку мы попасть хотим.
Раз, два, три… карабарим!»

Затем в ходе мероприятия на Пушкинский день для ребят можно провести викторину. Им нужно будет ответить на вопросы:

– Какие сказки Пушкина вы знаете?

– Кто из героев его сказок ест за четверых, работает за семерых?
а) cтарик-рыбак, б) Черномор, в) Балда

– Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
а) Гвидон, б) Дадон, в) Салтан

– К кому не обращался отправившийся на поиски царевны королевич Елисей из сказки Пушкина?
а) cетер, б) месяц, в) солнце, г) ясень

– Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
а) Забияки, б) Буяна, в) Скандалиста, г) Хулигана

  • петушок,
  • корона,
  • яблоко,
  • зеркало,
  • корыто.

После этого дети разделятся на команды. Участники одной из них должны будут изобразить силами пантомимы героев сказок Пушкина:

  • золотую рыбку, комара;
  • спящую царевну, золотого петушка;
  • белку, старика;
  • старуху, царевну-лебедь;
  • повариху, богатырей.

Участники других команд должны будут назвать персонажей и сказки.

Затем праздник продолжит ведущий:
– У меня в руках – конверт с иллюстрациями к сказкам Пушкина. Сцены из каких произведений здесь изображены?

Ребята дадут ответы.

После этого можно устроить конкурс чтецов, которые исполнят стихи или отрывки из сказок Пушкина.

Ведущий подводит итоги проеденных конкурсов:

– Ребята, вы молодцы, хорошо знаете сказки Пушкина, много стихов прочли наизусть. Вы хорошо отвечали на вопросы и выполняли задания. Спасибо!

А завершит это детское мероприятия на Пушкинский день подготовленное при участии ребят небольшое театрализованное представление по мотивам одной из сказок.

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Оформление : экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, эпидиаскоп, магнитофон.

Ход мероприятия

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского и эпиграфы:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

Чтец.

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Я. Грот. Памяти Пушкина

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

Чтец.

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Именно поэтому сегодня, в его день рождения, мы приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

На экран проецируется портрет Пушкина-ребенка работы неизвестного художника.

Чтец. 26 мая 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Мальчик рос неизбалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой Русской женщины крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

На экран проецируется картина Ю. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

Чтец . Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните? (Читает отрывок из стихотворения «Няне».)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Чтец . Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Чтец . Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

На экран проецируется фото лицея. Продолжает звучать симфония Моцарта «Юпитер». На сцену выходят чтецы, располагаются за столиками.

Чтец 1. 19 октября также день рождения Пушкина, и по- своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

Чтец 3.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирном чаш.

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

1825 г.

Звучит симфония «Юпитер». На сцену выходят исполнители ролей Пушкина, Кюхельбекера, Пущина, Дельвига и других лицеистов. Возглавляет группу Куницын.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. ...

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

Я всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим...

На экран проецируется портрет Куницына.

Пушкин (читает отрывок из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой»).

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей...

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук А.Г. Куницын... По мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему.

Куницын . Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Чтец . Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

Илличевский (из письма). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Перекличка лицеистов:

Не пропускаются дни рожденья.

Шутки, веселье.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно, и тошно!..

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин . Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь: тут образовались связи на всю жизнь...

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья...

На экран проецируется картина Иванова «Лицеисты: Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин».

Лицеисты . Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер - Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг - Тося.

Михаил Яковлев - Буффон, Паяц 200 номеров (изображал в лицах чуть ли не 200 человек).

Иван Пущин - Большой Жанно, он же Ванечка, он же Иван Великий.

Александр Пушкин - Француз (французский знал тогда не хуже русского).

На экран проецируется фото комнаты Пушкина в лицее.

Дорогие коллеги!

«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». ( Ф. М. Достоевский)

10 февраля - печальная дата в российской истории . 10 февраля 1837 года «завершилось земное бытие великого поэта земли русской Александра Пушкина, но его поэтический гений, его слава бессмертны», как писал друг поэта Петр Вяземский. В этом году 10 февраля (по новому стилю, 29 января – по старому) - исполнится 180 лет со дня гибели национального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина .

Поэт умер в Санкт-Петербурге, в своей последней квартире на Мойке, д.12) в 2 часа 45 мин. пополудни после трагической дуэли с Дантесом на Черной речке. С тех пор эта скорбная дата стала Днем памяти Александра Сергеевича Пушкина и отмечается по всей стране.

Вести о дуэли и смерти поэта привели к сильному волнению в Петербурге. Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре.


«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!»

В. Ф. Одоевский

«Не понимать русского Пушкина – значит не иметь права называться русским. Он понял русский народ и постиг его назначенье в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто».

Ф. М. Достоевский

«Пушкин – это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет»

Н. В. Гоголь.

«Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела...»

Н. Чернышевский

«Нет загадки более трудной, более сложной, чем загадка А. С. Пушкина… Очень многое у А. С. Пушкина – тайна за семью замками» - сказал поэт Арсений Тарковский.

Ни об одном из русских поэтов не написано столько, сколько о Пушкине. Но… о Пушкине всё еще недоговорено, недодумано, быть может, более, чем о ком-либо. Кто-то выразился парадоксально, что Пушкин самый неизвестный поэт. И это не далеко от истины. Для нас гений Пушкина, его поэзия всё еще остаются загадкой и тайной.

Вся поэзия Пушкина – это его лирический дневник, в котором он запечатлевает черты своей личности, своего мировосприятия. Она, поэзия, не только его «памятник», но и его «душа в заветной лире».

Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясшие его стихи:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

И всё шептал их, как заклинание, как молитву, как утешение.

Как Реквием…

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию материалы в помощь работе, посвященные А. С. Пушкину:

2) Интересные факты о Пушкине

3) Как отмечать День памяти А. С. Пушкина?

4) ТЕСТ: "От строчки до строчки": проверь, насколько хорошо ты знаком с творчеством А.С. Пушкина

5) СТИХИ

День памяти Пушкина на ТВ

10 февраля на телеканале «Россия К» — фильмы и программы, посвященные великому поэту.

Телеканал «Россия К» готовит специальную программу ко Дню памяти Александра Пушкина.

В этот день на канале — документальный фильм «Котильонный принц» (11:15), программа «Г. Свиридов. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина» (12:10), кинокартина «Станционный смотритель» (21:25), авторская программа Сергея Соловьева «Те, с которыми я… Николай Пастухов» (22:30). 11 февраля в 15:45 — Сергей Шакуров в фильме-спектакле «Полтава».

В фильме «Котильонный принц» (10 февраля, 11:15) Николай Прожогин рассказывает о дуэли Александра Пушкина и Жоржа Дантеса. По сохранившимся документальным свидетельствам он пытается воспроизвести события тех лет и выстраивает участников разыгравшейся трагедии как фигуры на шахматной доске. «Котильонным принцем» называла Жоржа Дантеса Анна Ахматова . Понимал ли сам Дантес, какую роль ему приготовила история? Действительно ли он испытывал страсть к Наталии Гончаровой и зачем впоследствии женился на ее сестре Екатерине? Как впоследствии сложились судьбы участников трагедии, разыгравшейся на берегу Черной речки? Этими вопросами задается автор фильма, который снимался в Санкт-Петербурге, где жил и скончался Александр Пушкин, в Сульце — родовом гнезде Дантеса, куда он возвратился после дуэли, в Париже и Амбуазе. В картине участвуют: Никита Струве, Кристиан Гро, Мишель Дювернье, Жан-Пьер Браун, отец Рене.

По окончании фильма в 12:10 — программа «Г. Свиридов. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина» . Владимир Федосеев и Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского. Запись была сделана в Концертном зале Чайковского в 2005 году.

В 21:25 смотрите на канале фильм 1972 года «Станционный смотритель » Сергея Соловьева с участием Николая Пастухова, Марианны Кушнеровой, Никиты Михалкова, Геннадия Шумского, Валентины Ананьиной. Это одна из лучших экранизаций произведений Александра Пушкина. В основе картины — маленькая повесть из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» . Перед зрителем разворачивается подлинная драма «маленького человека» — судьба лишает станционного смотрителя единственной дочери, ради которой он живет. Николай Пастухов исполнил одну из самых ярких своих ролей: сложно представить кого-то другого в образе Николая Петровича Белкина.

В 22:30 — авторская программа Сергея Соловьева «Те, с которыми я… Николай Пастухов» , где актер рассказывает о работе в фильме «Станционный смотритель» и знакомстве с Сергеем Соловьевым, плавно переросшем в крепкую дружбу.

11 февраля телеканал покажет фильм-спектакль «Полтава» с участием Сергея Шакурова. Программа снята как запись артиста в радиостудии, куда он приходит на четыре студийных смены. Украина и Россия — центральная тема фильма-спектакля.

Интересные факты о Пушкине

Пушкин и начальство

В 1824 году, когда он служил в Одессе, у него были натянутые отношения с губернатором графом Воронцовым. Как-то тот отправил поэта выполнить неисполнимое поручение: бороться с саранчой. Пушкин поехал, созвал крестьян и спросил: «А знаете ли вы, что такое саранча?» — «Наказание божье, ваше высокородие». — «А можно ли бороться с божьим наказанием?» — «Вестимо нельзя». — «Ну, так и ступайте домой». Вернувшись в Одессу, Пушкин на все вопросы графа отвечал его же последними словами: «Ты сам саранчу видел?» — «Видел». — «Что ж ее, много?» — «Много».

Пушкин и иностранные языки

Французский он знал в совершенстве. А с немецким не получалось. «Выучусь ему, — говорил он, — и опять забуду. Случалось уже не раз».

Пушкин и хороший тон

Князь*** спрашивает поэта за ужином: «А как вам кажется это вино?» — «Ничего, кажется, вино порядочное». — «А поверите ли, что, тому шесть месяцев, нельзя было и в рот его брать». — «Поверю».

Пушкин и дружба

Поэта порой упрекали, что стихи друзей, Дельвига и Баратынского, он преувеличенно хвалит. «Дружбу сотворил Бог, — отвечал Пушкин, - а литературу состряпали мы».

Пушкин и деньги

Как-то в ресторане граф Завадовский, намереваясь уколоть Пушкина, сказал: «Однако, Александр Сергеевич, туго набит у вас бумажник!» «Да, я богаче вас, — отвечал поэт, — вам приходится иной раз проживаться и ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный с тридцати шести букв русской азбуки (в дореформенном русском алфавите было не 33, а 36 букв. — П.Б.)».

Пушкин и гордость поэта

Однажды он принес для альбома Елизаветы Ушаковой свои стихотворения. На ее вопрос, почему они без подписи, поэт возмутился: «Так вы находите, что под стихами Пушкина нужна подпись?!»

Пушкин-критик

Однажды поэту предложили написать критическую статью о романе Ф. В. Булгарина. Он отказался: «Чтобы критиковать книгу, надобно ее прочесть, а я на свои силы не надеюсь».

Пушкин об отсутствии образования:

«Есть мысли, но не на чем их поставить».

Пушкин и писательская ревность

В 1818 году юный Пушкин явился к Павлу Катенину, который был старше его почти на семь лет и уже опубликовал баллады «Наташа», «Ольга», «Леший», «Убийца». Они вызвали большой интерес и обсуждались как нечто революционное в поэзии в сравнении с «карамзинистами». Пушкин протянул ему свою трость и сказал: «Я пришел к вам как Диоген к Антисфену: побей — но выучи». Эта история известна. Менее известна другая. Когда умирал дядя Пушкина, поэт Василий Львович Пушкин, он за четверть часа до кончины взял в руки «Литературную газету», где Катенин печатал длинные статьи. «Как скучен Катенин!» — задыхаясь, сказал Василий Львович. Пушкин шепнул родным и друзьям: «Господа, выйдемте, пусть это будут последние его слова».

Пушкин об уме

«Я такого мнения, что на свете дураков нет. У всякого есть ум, мне не скучно ни с кем, начиная от будочника и до царя». Удивительные слова! Сказать такое мог только очень умный человек! Недаром Николай I после первой беседы с Пушкиным сказал графу Блудову: «Знаешь, я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России».

Пушкин ценил не только светское острословие, в котором сам был постоянно замечен, но и слово народное, иначе он не стал бы истинно народным поэтом. Собирая материалы для «Истории Пугачевского бунта», он однажды вступил в такой разговор в Оренбургском крае: «А ну-ка, дедушка, расскажи нам про Пугача». — «Для кого Пугач, ваша милость, а для меня царь-батюшка Петр Федорыч».

Пушкин-острослов бывал очень злым. Графиня Коссаковская сказала ему: «Знаете ли, что ваш «Годунов» может показаться интересным в России?» Комплимент был весьма сомнительным и двусмысленным. Пушкин тут же ответил: «Сударыня, так же, как вы можете сойти за хорошенькую женщину в доме вашей матушки!»

Пушкин ценил 
не только светское острословие, 
но и острословие народное.

Но и себя он не жалел. Как-то Пушкин встретил на улице императора Николая Павловича. «Ну, что ты испытал?» — спросил его приятель. «Подлость во всех жилах», — признался Пушкин.

Пушкин и принципы

Незадолго до кончины Пушкин говорил одному из друзей: «Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются».

По свидетельству В. И. Даля, последними словами Пушкина были: «Тяжело дышать, давит…» В статье «О назначении поэта» (1921) Александр Блок увидел в них особый смысл. «Пушкина… убила вовсе не пуля Дантеса, — писал он. — Его убило отсутствие воздуха». Смысл вроде бы понятен. Пушкин погиб в «безвоздушном» пространстве, окруженный «чернью, «толпой». Так это и понимают обычно. Но вот последняя запись в дневнике самого Блока была такая: «Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди». Это медицинский случай; трудно дышать из-за сердечной недостаточности. Но поэт и перед смертью поэт. «Сердце заняло полгруди…»

Каждое слово поэта на вес золота!

Как отмечать День памяти А. С. Пушкина?

Пушкина мы вспоминаем чаще всего 6 июня – в день рождения поэта, который объявлен Пушкинским днем России . Он установлен в 1998 г. на основании Указа Президента РФ от 21.05.97 «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».

Но, к сожалению, нечасто обращаем внимание на годовщину смерти поэта – 10 февраля. Как отмечать такое событие? Не праздник… Но и не отмечать нельзя. Пушкин у нас один. На всех. Наше всё! Библиотекари тем более должны напоминать читателям, жителям о творчестве гениального поэта.

Что можно провести в этот день, как вспомнить поэта – ярко и интересно, чтобы дети и молодежь захотели прочитать и ПЕРЕЧИТАТЬ творчество Александра Сергеевича?

Проводят различные мероприятия, на которых организовываются выставки произведений А. С. Пушкина и литературы о нем, фотографий, картин; устраивается чтение отрывков произведений, проводятся разного рода блиц-опросы и интервью. Можно проводить как крупные мероприятия (вечера памяти, тематические вечера ), так и небольшие (часы размышлений и признаний, лирических откровений, литературных открытий, пушкиноведения, час-дайвинг, литературные дебаты, спор-часы и др.). В маленьких библиотеках можно провести Акции памяти, читательские акции, библиотечные и поэтические, акции-отзывы и др. Обязательно должна быть оформлена хорошая выставка о Пушкине , она – основа для любого мероприятия по Пушкину.

Нам кажется, что в этот день можно провести:

Вечера памяти:

«Отечества он слава и любовь»

«Следы исчезнут поколений. Но жив талант, бессмертен гений!» (Ф. Глинка)

«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»

«Дань признательной любви»: В память о Пушкине

«Всё в нём Россия обрела…»

«Идут века, но Пушкин остается»

«К нему не зарастет народная тропа»»

«Он остался в сердцах поколений»: А. С. Пушкин.

Тематические вечера:

«Поэзия, как ангел утешитель, спасла меня, и я воскрес душой»

«Дорога к Пушкину – дорога к народу, родине, судьбе»

«Воспета звонкой пушкинской строкой: Женские образы в творчестве Пушкина»

«Поэзия, неподвластная времени»: А. С. Пушкин

«Гордись, Россия! Ты миру Пушкина дала…»

«И сквозь века и поколенья он не устанет удивлять»

«Мир сказок, рифм, стихотворений – все это Пушкин, добрый гений»

Литературный вечер-портрет «Его перо любовью дышит…»: Жизнь и творчество А. С. Пушкина»

Литературный вечер-исповедь «Лампада чистая любви»: Женщины в жизни и творчестве А. С. Пушкина»

Час размышления и признания, час лирических откровений, час литературных открытий:

«Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он"

«Размышляя над пушкинским словом»

«Пушкин – это Россия, выраженная в слове»

«Позволь душе моей открыться…»

«Загадки пушкинского творчества»

«Как мы открывали Пушкина»

«Легенды и мифы вокруг Пушкина»

«Очарованные пушкинским стихом»

«Таинственная прелесть пушкинских страниц»

«…И пробуждается поэзия во мне»

«И все, чем я страдал, и все, чем сердцу мило…»

«Он в мыслях каждого из нас…»: А. С. Пушкин.

Час пушкинской поэзии «Взойду невидимо и сяду между вами, и сам заслушаюсь…»: А. С. Пушкин

Литературная беседа-познание «Неисчерпаемый родник вдохновения»: Пушкин и мир»

Час пушкиноведения «Мы чтить тебя привыкли с детских лет, и дорог нам твой образ благородный

Литературный час-дайвинг «Образ, бережно хранимый»: Детские годы Александра Сергеевича Пушкина»

Литературные дебаты, спор-часы, диспут, дискуссия

«Меня учил любить Россию Пушкин»

«О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»

«Сопричастность времени, или Актуален ли Пушкин сегодня?»

Поэтический подиум-приглашение «А вы можете прочитать стихотворение Пушкина прямо сейчас?»

Спор-ситуация на эрудицию и творческую фантазию: «А мне приснился сон, что Пушкин был спасён».

(Представьте себе на мгновенье, что в библиотеку пришел Александр Сергеевич Пушкин. Он хочет стать читателем библиотеки и взять домой книги. Подумайте, что бы вы ему порекомендовали, предложите 2-3 книги, которые поэту были бы интересны сегодня).

Всё ли мы знаем о Пушкине?

Читая Пушкина сегодня

«Звучи, Божественный глагол!»

литературная викторина для читателей «О первом поэте России: Александр Сергеевич Пушкин»

АКЦИИ

Читательская акция «Я вновь читаю пушкинские строки…»

По желанию читатели библиотеки вспоминали свои любимые стихи Александра Сергеевича, если не помнили – могли воспроизвести их по представленным стихотворным сборникам поэта

Поэтическая акция «Пушкинские строки – на века, в них дух Руси и сила Божья…»

Библиотечная акция «Читая Пушкина сегодня».

В ней в благодарность за подаренные книги читателям в честь Пушкинского дня им нужно было прочитать любимое пушкинское стихотворение.

Экспресс-опрос «Престижно ли сегодня знать стихи Пушкина наизусть?»

выставка-посвящение «Есть имена как солнце!»: Александр Сергеевич Пушкин»

Выставка-просмотр «И богатства пушкинского слога не забыты будут на Руси»

Выставка-память «Угас, как светоч, дивный гений…»

Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...

(К 180-летию со дня смерти А.С. Пушкина)

На выставке представлен информационный материал о дуэли поэта с Дантесом, последних днях жизни Пушкина, рассказы друзей о Пушкине, памятниках установленных поэту. Полки оформлены иллюстрациями: пистолеты пушкинского времени, место дуэли, поэт перед смертью, каминные часы, показывающие время смерти А.С Пушкина, памятный обелиск на месте дуэли, памятник в Эфиопии с надписью «Нашему поэту» и макет пистолета. Также на стеллаже стоят книги: Пушкин в воспоминаниях современников, статьи, очерки, рассказы русских писателей о великом поэте. На одной из полок художественные книги А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Выстрел», «Капитанская дочка», в которых описывается дуэль и иллюстрации к ним. Трянина Г.Н., ведущий библиотекарь ЦДБ

"От строчки до строчки": проверь, насколько хорошо ты знаком с творчеством А.С. Пушкина

СТИХИ

Алексей Плещеев. Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё еще горит нам светоч тот,

Всё гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

(1880)

Стихи Аллы Гольцевой

Ж е с т о к и й р о м а н с

Снег багров под перчаткою белою,

Грудь теснит - расстегните жилет!

Посмотрите, барон, что Вы сделали,

Не спешите бросать пистолет:

Есть у Вас ещё миг для раскаянья:

На пути своём к вечному сну

Силясь боль превозмочь и отчаянье,

Просит он: "Уведите жену".

Воет вьюга у церкви Конюшенной,

Заметая полозьев следы.

То Россия рыдает над Пушкиным

Уж не вспыхнут огни африканские

На безжизненном, бледном челе!

Гаснет в дружеских кубках шампанское,

Стынет пунш в дорогом хрустале!

Вам вовек не найти оправдания!

Вам от Бога прощения нет!

Жаль, цыганка уж за предсказание

Золотых не получит монет!

Вы исполнили злое пророчество!

Вами участь его решена!

Но красивой вдовы одиночества

Не простит Вам ни Бог, ни она.

Дело сделано, Ваше сиятельство:

К Вам опять благосклонна судьба!

Что Вам честь? Се ля ви - обстоятельства!

Вы с позором покинете бал!

Дело сделано, Ваше ничтожество -

Чужеродный красавец-блондин!

Вас таких - превеликое множество!

Он же был у России - один!

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

(И. Акулинина)

ВМЕСТЕ с ПУШКИНЫМ

Мороз и солнце! День чудесный!

Двойная радость — он воскресный!

И тихо санки я беру,

Кататься с горки я бегу.