Презентация приемы мнемотехники на уроках истории. Исследовательская работа «Мнемотехника (или правила – для себя) на уроках русского языка. Приёмы запоминания трудных слов

Использование мнемотехники в рамках курса «История»

Бакай Людмила Васильевна учитель истории МБОУ «Обозерская ОСШ№2»

Для запоминания не запоминаемой исторической информации, например, когда нужно запомнить большое количество дат, можно применить мнемотехнику.

Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

При заучивании учебных дисциплин мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Методика запоминания цифр заключается в приемах:

    Установи закономерности;

    Найди знакомые числа.

Можно выделить четыре этапа использования мнемотехники на уроках истории: подготовительный, основной, проверка результатов и экспертная оценка, рефлексия.

Подготовительный этап .

Учитель предлагает учащимся запомнить ряд дат и объясняет, что для запоминания каждой будет давать время. В течение этого времени необходимо установить закономерности, которые вызывает данная дата.

    Основной этап .

    Учитель диктует даты с интервалом в 10-15 секунд. По завершению учащиеся должны записать их в такой последовательности, в которой они были продиктованы учителем.

    3. Проверка результатов и экспертная оценка.

    Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием. Один из учеников, запомнивших наибольшее количество дат, читает записанные даты классу. Дается экспертная оценка.

    Рефлексия.

    Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось. Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.

При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.

Преобразуем элементы в зрительные образы, удобные для запоминания (для связывания).

Допустим, нужно запомнить дату: 1453 год - гибель Византийской империи. Напоминаю буквенно-цифровой код, по которому можно легко преобразовать образ (слово, его обозначающее) в цифры: 1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм

° Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию) ° империя - императорская корона (прием символизации)

Упускаем единицу. Запоминаемая информация состоит из трех элементов: 453, Византия, империя.

453 - ЩеПКа (см. справочник образных кодов на сайте Mnemonikon) Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию) Империя - императорская корона (прием символизации)

В анализируемой дате главным элементом является "Византия". Следовательно, образ "Виза" будет основой ассоциации. Чтобы связать элементы ассоциации с её основой, необходимо в основе (образ "Карта Виза" выделить две части, два подобраза. Пусть это будут: угол карты и номер карты. Элементы связываются с выделенными подобразами основы. Соедините в своем воображении следующие образы: угол карты + ЩеПКа (453) номер карты + корона Ассоциация образуется постепенно, путем последовательного соединения пар образов. После соединения элементов с частями основы представьте всю ассоциацию целиком. Постарайтесь увидеть в воображении пластиковую карту "Виза" и щепку на её уголке, и корону на цифрах номера. В получившейся объемной картинке закодирована запоминаемая историческая дата. Теперь по ней легко можно прочитать (буквально как по конспекту) историческую дату. Аналогичным образом следует запоминать и другие исторические даты хронологической таблицы.

Список литературы:


При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.

Проанализируем технику запоминания на простых исторических датах:

1609 Галилей изготовил первый телескоп;

1453 падение Византийской империи;

1367 постройка белокаменного Московского кремля.

Из каждой даты выделим значимые части информационного сообщения, подлежащие переводу в образную форму:

609 Галилей телескоп;

453 Византия падение империи;

367 Московский кремль белая стена.

609 ШЛ НМ РЦ Шл Нм Рц ШНуРок; Галилей галерея (по созвучию); телескоп телескоп (без изменений).

453 ЧЩ ПБ КХ чЩ Пб Кх ЩеПКа; Византия кредитная карта «Виза» (привязка к знакомой информации); империя корона (прием символизации).

367 КХ ШЛ СЗ Кх шЛ сЗ КЛиЗма; Московский кремль белая стена.

В результате преобразований получени материал для создания искусственных ассоциаций. Все слова легко представляются в виде зрительных образов:

шнурок галерея телескоп;

щепка карта «Виза» корона;

клизма белая стена.

За основу ассоциаций при запоминании данных исторических дат логично выбрать образ, в котором закодировано число. (Единицу мы исключаем из запоминания и прибавляем при припоминании.)

Основы ассоциаций: шнурок щепка клизма.

Запоминаем их последовательность приемом «Матрешка». Увеличиваем мысленно «шнурок». Вставляем в него «щепку». Фиксируем эту картинку в воображении.

Теперь осталось образовать ассоциативные связи между основами и другими образами, в которых закодированы события.

Для этого вновь представляем образ «шнурок». В то место, где ассоциация уже образована, другие образы привязывать нельзя. Представляем шнурок, например, сильно увеличенным, в виде ковра в картинной галерее, на стенах которой висят телескопы.

Уменьшаем «шнурок» и считываем с него образ «щепка». Выводим образ «щепка» отдельно на свой внутренний «экран». Образуем ассоциацию: «К щепке приклеена карточка «Виза», на ней четко видно рифленое изображение короны». Фиксируем ассоциацию.

Вновь выводим на «экран» отдельно образ «щепка» и считываем с него образ «клизма». Оставляем одну клизму и увеличиваем ее, подготавливая для образования ассоциации. Образуем ассоциацию: «На резиновой части клизмы виден фрагмент белой стены». Фиксируем ассоциацию.

Информация запомнилась, т.е. записалась в зрительную память в виде образов.

Если вы хотите закрепить ее в памяти, применяйте метод активного повторения.

Схема техники запоминания исторических дат выглядит так:


При запоминании сложных хронологических таблиц, где трехзначные числа часто повторяются, за основу ассоциации следует брать образ, полученный из события исторической даты. Вообще трехзначные числа являются образными кодами и по правилам должны быть в ассоциации только ее элементами. При запоминании простых хронологических таблиц можно сделать исключение и использовать образы чисел как основы.

Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 21 до 40

21. дТГж уТюГ 31 КхгЖ КоЖа

22. ДтДт ДиоД 32 КхдТ КиТ

23. ДткХ ДуХи 33 КхКх КеКс

24. ДтЧщ ДиЧь 34 КхЧщ КоЧан

25. дТПб ТоПор 35 КхпБ КуБ

26. ДтШл ДуШ 36 КхшЛ КЛей

27. дТсЗ ТуЗ 37 КхСз КоСа

28. ДтВф уДаВ 38 кХВф ХВоя

29. дТРц ТеРка 39 КхРц яКоРь

30. КхНм иКоНа 40 ЧщНм ЧайНик


Для тренировки скорости кодирования двузначных чисел в образы вы можете использовать электронные наручные часы. Переключите часы на режим «Секунды» и называйте образы, соответствующие числам от 01 до 60.

Многим известно о существовании «ложных друзей переводчика» - слов в иностранных языках, похожих по звучанию на слова языка родного, но резко отличающихся от них по смыслу. Мнемотехника – методология запоминания. Учителям и репетиторам хорошо известно, что существуют и небезопасные «друзья мнемотехника» - термины, имена, условные названия, «напрашивающиеся» на определенные ассоциации, но не соответствующие им.

Преподавателям следовало бы больше внимания уделять таким несоответствиям и привлекать к ним внимание учеников, настаивая в таких случаях на полном заучивании, а не «хватании поверху» на основании ассоциаций, поскольку этот метод может привести к серьезным ошибкам. Тем более полезно это репетиторам, чья задача – дать подготовку глубже и лучше, чем учитель в школе.

Предлагаем «узнать в лицо» нескольких опасных «обманщиков», способных легко ввести в заблуждение юного историка или географа.

Столетняя война

Название известное и красивое, но обманчивое. Опасно будет, запомнив год ее начала или окончания, вычислять вторую дату, использовав число «100». На самом деле война формально продолжалась 116 лет – с 1337 по 1453 год.

Австралийская империя

Злые шутки с невнимательными учащимися играют похожие по звучанию названия и совпадения имен. В чем разница между Австрией и Австралией? Она очевидна – метр по карте мира. Однако названия звучат схоже, и огромное количество школьников постоянно путают южный материк с Австрийской империей. Масштаб ошибки очевиден – опять же, метр по карте. Учителям следует решительно бороться с такой географической несуразицей.

Пролив Дрейка

История из этой же серии – имя пирата Френсиса Дрейка связано с открытием пролива и победой над испанской Непобедимой Армадой. И пожалуйста – десятки школьников уверены, что Дрейк утопил Армаду в проливе Дрейка! Никто даже не задается вопросами – где находится этот пролив и что, собственно, Армада там позабыла?

Агрессивная ось

Военно-политический союз нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии перед Второй мировой войной имеет устоявшееся прозвище «ось Берлин – Рим – Токио». Сложно представить, как в воображении автора этого названия выглядит ось. Но термин является общепринятым, и учащиеся должны знать и его, и то, что за ним скрывается.

Бесчисленные Людовики и Карлы

Для учащихся, желающих только сдать общеобязательные экзамены по истории, здесь риск невелик. Но вот те, кто хотел бы знать предмет глубже, могут столкнуться с неожиданностями, натолкнувшись на упоминания «короля Джорджа», «королевы Мэри» или «Луи Шестого».

Дело в том, что в русской исторической науке приняты написания имен иностранных монархов преимущественно в германизированной или русифицированной форме: Генрих, Георг, Карл (вместо Генри, Джордж, Шарль). Но так оказывается сложно понять даже популярную французскую народную песенку «Жил-был Анри Четвертый» (звучит в знаменитой «Гусарской балладе), поскольку у нас этого короля знают как Генриха Четвертого! Путаница часто встречается в публикациях источников и популярной художественной литературе.

И современную нам королеву Британии зовут не Елизаветой, а Элизабет!

Современная география

Подобную проблему создают и географические названия, причем в последнее время она усугубилась. Многие местности, регионы, государства в разное время назывались по-разному (Сталинград – Волгоград, Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград, Восточный Пакистан – Бангладеш, Североамериканские Соединенные Штаты – Соединенные Штаты Америки). Государства возникали и исчезали (Чехословакия – Чехия и Словакия, Югославия – современный конгломерат государств, СССР - …).

Мало того, ныне все большее распространение получает новая транслитерация некоторых названий, принимаемая вместо устоявшейся. Нередко это правильно – в Индии не говорят «Бомбей». Но беда в том, что меняются не все термины, а лишь некоторые (почему-то никто не спешит поправить такие названия, как «Париж» и «Пекин», хотя они тоже не соответствуют оригинальному произношению). Добавляет проблем и идеология – попробуй догадайся, что на Украине в настоящее время два «Днепра» (река и город Днепропетровск)! В ранее изданной литературе (которая зачастую не переиздается, но при том в высшей степени ценна) остаются старые названия.

Вся ответственность здесь ложится на учителя или репетитора. Ему придется самому быть в курсе новшеств в сфере географической номенклатуры и доводить их до сведения учащихся.

В целом именно учителю такие вещи и вменяются обычно в обязанность – подсказывать, где можно облегчить запоминание, а где нельзя этого делать. Но и заинтересованные родители и ученики тоже должны обращать на такие вещи внимание и задавать учителям и репетиторам вопросы.

Организация: МБОУ ООСШ №2

Населенный пункт: Архангельская область, п. Обозерский

Использование мнемотехники в рамках курса «История»

Бакай Людмила Васильевна учитель истории МБОУ «Обозерская ОСШ№2»

Для запоминания не запоминаемой исторической информации, например, когда нужно запомнить большое количество дат, можно применить мнемотехнику.

Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

При заучивании учебных дисциплин мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Методика запоминания цифр заключается в приемах:

  • Установи закономерности;
  • Найди знакомые числа.

Можно выделить четыре этапа использования мнемотехники на уроках истории: подготовительный, основной, проверка результатов и экспертная оценка, рефлексия.

Подготовительный этап .

Учитель предлагает учащимся запомнить ряд дат и объясняет, что для запоминания каждой будет давать время. В течение этого времени необходимо установить закономерности, которые вызывает данная дата.

  • Основной этап .
  • Учитель диктует даты с интервалом в 10-15 секунд. По завершению учащиеся должны записать их в такой последовательности, в которой они были продиктованы учителем.
  • 3. Проверка результатов и экспертная оценка.
  • Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием. Один из учеников, запомнивших наибольшее количество дат, читает записанные даты классу. Дается экспертная оценка.
  • Рефлексия.
  • Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось. Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.

При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.

Преобразуем элементы в зрительные образы, удобные для запоминания (для связывания).

Допустим, нужно запомнить дату: 1453 год - гибель Византийской империи.
Напоминаю буквенно-цифровой код, по которому можно легко преобразовать образ (слово, его обозначающее) в цифры:
1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм

  • Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию)
  • империя - императорская корона (прием символизации)

Упускаем единицу. Запоминаемая информация состоит из трех элементов: 453, Византия, империя.

453 - ЩеПКа (см. справочник образных кодов на сайте Mnemonikon)
Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию)
Империя - императорская корона (прием символизации)

В анализируемой дате главным элементом является "Византия". Следовательно, образ "Виза" будет основой ассоциации.
Чтобы связать элементы ассоциации с её основой, необходимо в основе (образ "Карта Виза" выделить две части, два подобраза. Пусть это будут: угол карты и номер карты.
Элементы связываются с выделенными подобразами основы. Соедините в своем воображении следующие образы:
угол карты + ЩеПКа (453)
номер карты + корона
Ассоциация образуется постепенно, путем последовательного соединения пар образов. После соединения элементов с частями основы представьте всю ассоциацию целиком. Постарайтесь увидеть в воображении пластиковую карту "Виза" и щепку на её уголке, и корону на цифрах номера. В получившейся объемной картинке закодирована запоминаемая историческая дата. Теперь по ней легко можно прочитать (буквально как по конспекту) историческую дату. Аналогичным образом следует запоминать и другие исторические даты хронологической таблицы.


Особенности восприятия Левое полушарие логическое Обработка только одного фрагмента информации, линейная обработка информации, последовательные действия, письмо, анализ, связь идей, абстракция, формирование категорий, логика, умеренность, суждения, математика, вербальная память, использование символов Правое полушарие творческое Интегрирование в целостное воспроизведение множества данных, образное мышление, знания без четких определений, рассмотрение решения в целом, нахождение сходства, интуиция, внутренние чувства, эмоции, синтез, визуализация, зрительная память, распознавание образов, соотношение с действительностью, ритм, мимика, цвет, запах




Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами, содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации, можно давать для выполнения альтернативные задания: заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске; сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету; написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет; составить план. Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами, содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации, можно давать для выполнения альтернативные задания: заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске; сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету; написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет; составить план.


Информационные технологии могут использоваться: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов. Информационные технологии могут использоваться: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.


Таким образом необходимо отметить следующие моменты: Таким образом необходимо отметить следующие моменты: Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения. Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения.








Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники: МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.




Последовательность правления Рюриковичей: Запомните две фразы: Му МоБо Не и Ка ДоТём Вас Фёдор Иванович. Расшифровка: Му – Ярослав Мудрый, Мо –Владимир Мономах, Бо – Всеволод Третий Большое Гнездо, Не – Александр Невский. Ка – Иван I Данилович Калита, До – Дмитрий Иванович Донской, Тём – Василий II Васильевич Тёмный, Вас – Василий III (отец Ивана Грозного), Фёдор Иванович. Последовательность правления Рюриковичей: Запомните две фразы: Му МоБо Не и Ка ДоТём Вас Фёдор Иванович. Расшифровка: Му – Ярослав Мудрый, Мо –Владимир Мономах, Бо – Всеволод Третий Большое Гнездо, Не – Александр Невский. Ка – Иван I Данилович Калита, До – Дмитрий Иванович Донской, Тём – Василий II Васильевич Тёмный, Вас – Василий III (отец Ивана Грозного), Фёдор Иванович.


Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы Наполеон одолжил обед у Кутузова (одолжить обед borrow dinner (барроу дина). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по где мокрит, Ганнибала по тому, что ходил он не на бал, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) свергли и одели в рваные отрепья, а Ивана Болотникова утопили в болоте. Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы Наполеон одолжил обед у Кутузова (одолжить обед borrow dinner (барроу дина). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по где мокрит, Ганнибала по тому, что ходил он не на бал, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) свергли и одели в рваные отрепья, а Ивана Болотникова утопили в болоте.


С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные четки для запоминания семи чудес света: Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский. С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные четки для запоминания семи чудес света: Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский.



















«КИ-МЕ-ГИ-ТЕ» КИ – кило, МЕ – мега, ГИ – гига, ТЕ – тера. Каждая следующая приставка означает число в тысячу раз (в 10 3) большее, чем предыдущее. Запомнив слово «КИМЕГИТЕ» мы всегда сможем сказать, сколько паскалей в одном мегапаскале и сколько джоулей в гигаджоуле.