Преподобный марк афинянин. Преподобный подвижник марк Марк подвижник житие

Преподобный Марк Подвижник
Ближний - «древо познания добра и зла»

Отношения с ближними

«Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении» (1, 132).

«Ищущий прощения грехов любит смиренномудрие. Осуждающий же другого налагает печать на свои злые дела» (1, 126).

«Кто молится о людях, обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым уязвляется последними» (1, 45).

«Поношение человеческое причиняет сердцу скорбь, но для терпящего оное бывает причиною чистоты» (1, 49).

«Молящийся разумно, переносит находящие на него (скорби), а злопамятный еще не молился чисто» (1, 113).

«Как нельзя пасти овец вместе с волками, так невозможно получить милости тому, кто делает зло ближнему» (1, 123).

«Не желай слушать о несчастии враждебных тебе людей. Ибо слушающие таковые речи собирают плоды своего произволения» (1, 173).

«Быв кем-либо обижен, поруган, или изгнан, не о настоящем думай, но ожидай будущего; и найдешь, что он был тебе виновником многих благ, не только в настоящем, но и в будущем веке» (1, 114).

«Невозможно от сердца простить чьи-либо проступки без истинного ведения; ибо оно показывает каждому, что (горькое) постигающее (его) есть его собственное» (2, 49).

«Когда увидишь, что помысл обещает тебе человеческую славу, то знай верно, что он готовит тебе стыд» (90).

«Если кто потерпит какое-либо посрамление за истину Христову; то он во сто крат прославится от многих. Впрочем, лучше всякое добро делать ради будущих (воздаяний)» (73).

«…Во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть. Радоваться же не просто и не без рассуждения: но потому, что имеем случай простить согрешившему (против нас) и получить прощение собственных наших грехов».

Ближний - «древо познания добра и зла»

«Когда же услышишь, о возлюбленная душа, о преступлении Адама и Евы, то веруй, что в начале это случилось собственно ними, ныне же найдешь, что то же самое мысленно бывает со мною и с тобою.

…Ибо, возродившись Крещением и будучи водворены в раю Церкви, мы преступили заповедь Возродившего нас. Господь повелел нам любить всех единоверных, и от всех, чрез терпение, вкушать приносимый ими нам плод, по сказанному в Писании: «От всякаго древа, еже в раи, снедию снеси» (Быт. 2:16); а мы, последовав внушению змия, одних возлюбили, как добрых, других же возненавидели, как злых, что и означает древо познания добра и зла, вкусивши от которого, мы умираем мысленно, не потому, чтобы Бог сотворил смерть, но человек ее навлек на себя, возненавидев ближнего….

Мы… должны помнить, что если мы возненавидим кого-либо из единоверных как злого, то и Бог возненавидит нас как злых; и если кого-либо отвергаем от покаяния как грешника, то и мы будем отвержены (Богом) как грешники; и если мы не прощаем ближнему согрешений, то равным образом и сами не получим прощения в согрешениях наших.

Объявляя сей закон, Законодатель наш Христос, сказал нам: «не судите, и не судят вам: и не осуждайте, да не осуждении будете: отпущайте, и отпустятся вам (Лк.6:37).

…Все Божественное Писание, как Ветхое, так и Новое… показывает нам сей закон, чтобы, познав его духовность и таинственное предопределение и убоявшись удобоизменчивости нашей во всем, мы постарались не только явно, но и тайно (во глубине сердца) любить ближних наших.

…Посему и должно о всяком деле, сказав однажды, потом прощать тому, о ком думаем, что он нас обидел, хотя бы сия обида имела правильное основание, хотя бы и вовсе не имела его, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели.

А если мы не можем сего делать по причине возобладавшего нами греха, то и должны при бдении и злострадании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам таковую силу (к прощению обид)» (4).

Покаяние

«Не ищи совершенства в добродетелях человеческих; ибо в них совершенного не находится: совершенство его сокрыто в кресте Христовом» (1, 31).

«Кто не пребывает в рассматривании своей совести, тот не примет на себя и телесных трудов ради благочестия» (1, 185).

«Кто добровольно не подъемлет и произвольных трудов за истину, тот сильнее накажется невольными. Познавший волю Божию, и посильно исполняющий оную, чрез малые труды избежит великих» (1, 187 - 188).

«Если кто, явно согрешая и не каясь, нимало не страдал до самой смерти своей, считай, что его постигнет немилостивый суд» (1, 112).

«Причина всякого порока есть тщеславие и сласть. Не возненавидевший их не истребляет страсти» (1, 99).

«Разумный ум не может быть празден, но если бы и был совершен, то, когда находится в здравом состоянии, упражняется в правом делании; если же, под предлогом совершенства, оставит делание благого, то во всяком случае преклоняется к противному» (3).

«Если мы до самой смерти будем подвизаться в покаянии, то и таким образом еще не исполним должного, ибо ничего достойного Царствия Небесного не сделали. Ибо, как мы едим, пьем, говорим и слышим, так естественно должны и каяться» (3).

«Дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей; и все это должно быть совершаемо не только наружным образом, но и в умном делании так, чтобы долго потрудившиеся сделались чрез это бесстрастными» (3).

«Как неопытный теленок, спеша за травою, попадает в место, окруженное стремнинами; так бывает и с душой, мало по малу прельщаемой помыслами» (1, 74).

«Когда сердце какою-либо сластию подвигнется с места трудолюбия; тогда оно, подобно тяжелому камню, катящемуся вниз, бывает неудободержимо» (2, 73)

«Не оставляй неизглаженным греха даже и самого малого, чтобы впоследствии он не повлек тебя к большему злу» (1, 127).

«Когда ум, укрепившись о Господе, отвлекает душу от долговременного худого навыка; тогда сердце бывает мучимо, как палачами, умом и страстями, влекущими его туда и сюда» (2, 75).

«…Я достоверно узнал, что никакая власть не понуждает нас несправедливо ни к добру, ни ко злу; но что со времени Крещения в началах действий, кому мы по нашей собственной воле поработаем, Богу или диаволу, тот по справедливости потом и поощряет нас ко всему, что составляет его область» (4).

«Корень постыдной похоти - человеческая похвала; так как и целомудрия - обличение наших пороков, не тогда, когда только слышим оное, но когда и принимаем его» (1, 95).

«Прежде нежели истребишь из себя зло, не повинуйся своему сердцу. Ибо каково вложенное в него, таковых оно и приложений требует» (1, 177)

«Ухищрение лукавого есть многосложная сеть; и кто, запутавшись в ней, отчасти вознерадит (о сем), тот весь опутывается ею» (1, 172).

«Диавол уменьшает (в наших глазах) малые согрешения: ибо иначе он не может привести нас к большому злу» (1, 94).

«Зло одно от другого получает силу: подобным образом и добро возрастает одно от другого, и того, в ком оно есть, побуждает к большему» (1, 93).

«Допустив в себе начало порока, не говори: он не победит меня. Ибо насколько ты предался ему, настолько уже побежден им. Все бывающее начинается от малого, и, будучи мало помалу питаемо, возрастает» (1, 170-171).

«Забвение само по себе не имеет никакой силы, но укрепляется по мере нашего нерадения. Не говори: «Что мне делать? Я и не хочу, а забвение приходит». Это за то, что ты, помня, пренебрег должное. Какое помнишь добро - делай; (тогда) и то, которого не помнишь, откроется тебе, и не предавай мысль безразсудному забвению» (1, 58-60).

«Не говори: «Я не знаю должного, и потому не виноват, не делая оного». Ибо, ежели бы ты делал добро, какое знаешь, то и прочее открылось бы тебе по порядку, будучи постигаемо одно посредством другого. Неполезно тебе прежде исполнения первого узнать последующее. Ибо разум кичит, по причине бездействия, а любовь созидает (см.: 1 Кор. 8, 1), поелику вся терпит (см.: 1 Кор. 13, 7)» (1, 84).

Пост

«…Как более других постящиеся, мы начинаем высокомудрствовать и уничижать меньших, а такое мнение о себе и о ближних тяжелее всякого греха.

Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе; так и мы, если поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя.

Но, может быть, кто-нибудь скажет: «Если в молитве заключается главное дело правды, то какая надобность в посте?» Всячески большая, ибо, как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние, так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие — из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды.

…Как пост приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, то есть тщеславия».

Знание и деятельность

«Оставивший деятельность, и утверждающийся на простом ведении, вместо обоюдоострого меча, держит трость, которая во время брани, по Писанию (Ис. 36,6), пронзит руку его и, взойдя в нее, еще прежде врагов, - вольет яд надмения» (1, 86).

«Видел я людей простых, смиренномудрых на самом деле, и они были премудрее мудрецов. Другой из простых, услышав, что тех хвалят, не подражает их смиренномудрию, но, тщеслаясь простотою, делается еще и гордым. Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом» (1, 79-80).

«Те, которые под предлогом подвигов возносятся пред нерадивыми, думают оправдаться делами телесными; мы же, которые, утверждаясь на одном ведении, уничижаем незнающих, бываем гораздо безумнее оных. Знание без дел, соответствующих ему, еще не твердо, хотя бы и истинно, ибо всякую вещь подтверждает дело. Часто от нерадения о делании помрачается и разум. Ибо что совершенно перестают делать, то мало-помалу и из памяти истребляется». (2, 11-13)

Скорби

«Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия; ибо истинная любовь искушается противными. Не полагай приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое неопытен» (1, 65-66).

«В невольных скорбях сокрыта милость Божия, которая влечет переносящего оные к покаянию, и избавляет от вечной муки» (2, 139).

«Невольным злоключениям многие противопоставляли многое; но без молитвы и покаяния никто не избежал скорбей» (1, 92).

«Молись, чтобы не постигло тебя искушение. Пришедшее же прими как твое, а не чужое» (1, 164).

«Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи. Ибо некоторые благоугождающие (Богу) бывают искушаемы. Ибо писано: нечестивии и беззаконницы изженутся (Псал. 36, 28). Подобным образом, и хотящии благочестно жити о Христе, гоними будут (2 Тим. 3, 12)» (1, 174).

Использованная литература:

1. Прп. Марк Подвижник. О законе духовном

2. Прп. Марк Подвижник. О тех, которые думают оправдаться делами

3. Прп. Марк Подвижник. О покаянии, всегда всем необходимом

4. Прп. Марк Подвижник. Советы ума своей душе

5. Прп. Марк Подвижник. О посте и смирении

6. Прп. Марк Подвижник. Послание монаху Николаю

Код для блогов / сайтов

В настоящем издании аскетические творения преподобного Марка Подвижника распределены в зависимости от их жанра. В прежних изданиях все сочинения святого отца были озаглавлены как «Слова нравственно-подвижнические». Между тем ряд творений преподобного Марка по композиции и содержанию явно не может быть назван «словом» в смысле целостного поучения на какую-либо духовно-нравственную тему. Поэтому в предлагаемом издании слова преподобного Марка объединены нами в группу, которая и озаглавлена как «Слова нравственно-подвижнические», творения же, не являющиеся словами по композиции и содержанию («Прение схоластика с аввой Марком», «Главы о трезвении», «Послание к монаху Николаю», а также ответ на это послание), помещены отдельно.

В предыдущих изданиях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры воспроизводился традиционный порядок творений преподобного Марка Подвижника, известный из «Библиотеки» святителя Фотия, патриарха Константинопольского (PG 103, 668–669), и из рукописной традиции, отображенной в критическом издании Г.–М. Дюрана в серии «Sources Chrétiennes» (SC). Однако в русское дореволюционное издание вошли два творения, которые в настоящее время соотносятся с именем преподобного Макария Великого: «О духовном рае и законе» и «Главы о трезвении». Кроме того, в русское издание не вошли два слова, которые называет святитель Фотий и которые приводятся в критическом издании: «О Мелхиседеке» и «О воплощении».

Ниже помещена таблица, в которой указаны соответствия в нумерации творений преподобного Марка Подвижника. Для каждого из них приведен номер по изданию СТСЛ 1911 года, перечню святителя Фотия, SC и настоящему изданию. Творения, не вошедшие в группу «Слова нравственно-подвижнические», оставлены в настоящем издании без нумерации.

О писаниях же преподобного Марка свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул, который, кроме восьми его слов, упоминаемых патриархом Фотием, приписывает ему еще тридцать два других, обучающих всякому пути подвижнического жития, но, к сожалению, ныне не обретающихся. Упоминают также о сочинениях его преподобномученик Петр Дамаскин, святитель Григорий Фессалонитский, преподобный Григорий Синаит, святитель Каллист, патриарх Константинопольский, и другие многие из отцов, которые, прочитав оные, и нас к чтению их увещевают.

Память преподобного Марка Подвижника Православная Церковь творит в 5-й день марта, проповедуя постнические его труды, и духовную мудрость в словах, и свыше данную ему благодать чудес .

Святителя Фотия, патриарха Константинопольского, свидетельство о книге преподобного отца нашего Марка

Мы прочли книгу Марка инока, [состоящую] из восьми слов, из коих [первое] имеет заглавие «О законе духовном» и полезно имеющим произволение проходить подвижническую жизнь; равно как и последующее [второе слово], в котором говорится, что думающие оправдаться от дел ниспадают в суетный помысл, и особенно доказывается, что такое мнение весьма погрешительно; в этих [словах] заключаются и иные советы, приличные духовному житию и закону. Третье же [слово], исправляя понятие о покаянии, всегда всякому приличном, восходит на ту же степень пользы [как и два предыдущих]. [Беседы сии] ясны по причине вразумительности и потому, что [первое и второе слово] разделены на главы, хотя и не везде в них с точностию соблюдена чистота аттического языка. Если же где видна в них темность, то сие происходит не от темноты изложения, а оттого, что истины, в оных излагаемые, обыкновенно бывают лучше понимаемы посредством делания, с ними сообразного, и не могут быть объяснены одними словами. Это оказывается не в одних лишь упомянутых словах, но и в прочих; и не в писаниях только одного сего мужа замечается по местам образ таковой неясности, но едва ли и не во всех тех, которые имели тщание излагать подвижнические законы, и страсти, и завещания, более понимаемые из самых дел. Ибо познание, от самых дел [приобретаемое], не может быть вполне изъяснено посредством слов. Но о сем достаточно. Четвертое слово, изложенное в форме вопросов и ответов, показывает, что чрез спасительное крещение таинственно дарована нам свобода и очищение от грехов, и вселилась в нас благодать Пресвятого Духа, и тому подобное. Пятое изображает ум, возвещающий душе своей как бы совет, в котором ясно доказывается, что не другие виновны в наших согрешениях, а мы сами. Также и шестое имеет форму беседы, изображая некоторого схоластика, беседующего с Марком. Главы сего слова [содержат следующие темы]: что обидимому не следует мстить и осуждать обижающих его, но должно почитать наносимые от других беспокойства за последствия своих собственных грехов, и сколь злое дело есть человекоугодие, и что надлежит всякому телесному делу более всего предпочитать молитву, и что́ есть воля плоти. Седьмое (не в форме ответов изложенное) заключает рассуждение о посте. Восьмое же, писанное к некоторому Николаю иноку, научает, какими средствами наиболее усыпляемы бывают раздражительность и гнев или и совершенно упраздняются и какими - плотская похоть. Сии восемь слов хотя и различаются более или менее одни от других, однако все руководствуют к деятельному любомудрию. <…> Порядок же сказанных слов не все списки сохраняют одинаковый; но в одних которые слова поставлены прежде, а в других, напротив, они находятся после, так что в иных подлинниках первым словам назначено последнее место

Как делание ради Бога называется добродетелью, так и нежданная скорбь называется искушением.

Когда ум забудет цель благочестия, тогда и явное исполнение добродетели становится бесполезным.

Великая добродетель - терпеть постигающее нас, и, по слову Господню, любить ближнего, который нас ненавидит.

Знак нелицемерной любви есть прощение обид. Ибо так и Господь возлюбил сей мир.

Кто хочет что-нибудь сделать, но не может, тот считается как бы сделавшим это пред Богом, знающим наши намерения. Это нужно знать как о добрых, так и о злых делах.

Если хочешь краткими словами доставить пользу любознательному, укажи ему на молитву, правую веру и терпение скорбей. Ибо ими приобретается всё прочее доброе.

Ум и без тела много делает доброго и худого; тело же без ума не может сделать ничего такого: ибо закон свободы познается прежде действия.

Всякое доброе дело, которое делаем естественными нашими силами, удаляет нас от противоположного ему порока, но без благодати Божией не прибавляет нам святости.

Воздержанный избегает чревообъядения, нестяжательный - корыстолюбия, безмолвный - многословия, чистый - сладострастия, целомудренный - блуда, умеренный - сребролюбия, кроткий - смущения, смиренномудрый - тщеславия, послушный - спорливости, обличательный - лицемерия; подобным образом и молящийся удаляется безнадежности, произвольно нищий - многостяжания, исповедник - отречения, мученик - идолослужения. Видишь ли, как всякая добродетель, совершаемая до смерти, есть не что иное, как удаление от греха, удаление же от греха - это дело естества, а не цена Царствия Небесного.

Будучи любознателен, будь и трудолюбив. Ибо одно знание делает человека надменным.

Некоторые, будучи похвалены за добродетель, прельстились похвалой и сладость своего тщеславия приняли за утешение. А другие, будучи обличены во грехе, опечалились, но эту полезную печаль сочли действием злобы.

Те, которые ведут подвижническую жизнь и возносятся пред нерадивыми, думают оправдаться делами телесными; мы же, которые, утверждаясь на одном знании, унижаем незнающих, бываем гораздо безумнее их.

Знание без дел, соответствующих ему, хотя и истинно, но еще нетвердо; ибо всякую вещь подтверждает дело.

Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом. Ибо как иное есть премудрость в словах, и иное - благоразумие; так иное есть невежество в слове, а иное - безумие.

Часто от нерадения к делу помрачается и разум. Ибо что совершенно перестают делать, то мало-помалу и из памяти истребляется.

Представь, что есть двенадцать безразличных для тебя страстей. Если ты одну из них произвольно возлюбишь, то она одна займет место одиннадцати.

Грех есть горящий огонь. По мере уменьшения вещества он угасает и по мере прибавления разгорается.

Кто ищет похвалы, тем обладает страсть; а кто плачет о том, что его постигла скорбь, тот любит наслаждение.

О как вкрадчива и как незаметна страсть человекоугодия, она обладает и мудрыми! Ибо действия прочих страстей легко бывают видны исполняющим их и потому приводят одержимых ими к плачу и смиренномудрию, а человекоугодие прикрывается словами и видами благочестия, так что людям, которых оно обольщает, трудно рассмотреть его видоизменения.

Какие есть видоизменения человекоугодия? Мать этих видоизменений и первое из них есть неверие, а за ним, как порождения его, следуют: зависть, ненависть, лесть, ревность, ссоры, лицемерие, лицеприятие, служение лишь пред глазами, оклеветание, ложь, вид ложного благоговения, а не истинного, и подобные этим малозаметные и темные страсти. Но хуже всего то, что некоторые восхваляют всё это искусными словами как доброе, и вред, заключающийся в этом, - прикрывают.

Ненавидящий обличения погрязает в страстях умышленно. А кто любит слышать обличительное слово, тот очевидно увлекается силою прежних греховных привычек.

Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел.

Наслушавшись худых речей, досадуй на себя, а не на того, кто говорил их.

Когда ум освободится от телесных попечений, тогда соразмерно с этим он видит ухищрения врагов.

Не желай слушать о несчастии враждебных тебе людей. Ибо слушающие таковые речи собирают плоды своей злой воли.

Прежде чем истребишь из себя зло, не повинуйся своему сердцу. Ибо чем сердце полно, таковых оно и действий требует.

Всегда делай благое по силе своей. И когда предстоит случай сделать большее, не обращайся к меньшему; ибо озирающийся назад, сказано, неблагонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).

Враг знает правду духовного закона и ищет только согласия ума. Ибо так он подвергает подвластного себе или трудам покаяния, или, если он не кается, то удручает его невольными скорбями; а иногда и побуждает восставать против этих скорбей, чтобы таким образом и в этой жизни умножить болезни, и по смерти, по причине нетерпения, показать человека неверным Богу.

Одно зло от другого получает силу, подобным образом и добро возрастает одно от другого, и того, в ком оно есть, побуждает к большему добру.

Диавол уменьшает в наших глазах наши малые согрешения: ибо иначе он не может привести нас к большому злу.

Корень постыдной похоти - человеческая похвала; источник целомудрия - обличение наших пороков, но не тогда, когда только слышим это обличение, но когда и принимаем его.

Ум ослепляется тремя страстями, то есть: сребролюбием, тщеславием и сластолюбием. Разум и вера - воспитательницы душ наших - притупились не от чего иного, как только от них. Раздражительность, гнев, ссоры, убийства и всё прочее зло от них весьма усилилось между людьми.

Когда услышишь сказанное от Господа: кто не отрешится от всего, что имеет, тот не достоин Меня (Лк. 14, 33; Мф. 10, 38), то разумей сказанное не только об имении, но и обо всех действиях зла.

Если не хочешь терпеть зла, то не желай и делать зла. Ибо за одним другое последует неизбежно. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7).

Согрешивши, обвиняй не действие, а мысль. Ибо если бы ум не предшествовал, то и тело не последовало бы.

Как вода и огонь противятся друг другу при соединении, так самооправдание и смирение сопротивляются одно другому.

Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей, сначала возлюби обличение в грехах своих.

Кто хвалит ближнего по какому-нибудь лицемерию, тот при случае унизит его и сам посрамится.

Не знающий засады врагов легко подвергается смерти; а не знающий причины страстей легко впадает в грех.

От сластолюбия рождается нерадение, а от нерадения - забвение. Ибо Бог даровал всем познание полезного.

Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, всё будет относить к себе, а не к другим.

Кто имеет какое-либо духовное дарование и состраждет не имеющим его, тот состраданием сохраняет этот дар. Надменный же, будучи поражаем помыслами самомнения, теряет его.

Не будь учеником того, кто хвалит самого себя, чтобы вместо смиренномудрия не научиться гордости.

Злоба, питаемая помышлениями, делает сердце дерзким, а истребляемая воздержанием и надеждою заставляет его сокрушаться.

Исполнив добродетель, вспомни сказавшего: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).

Всякий порок оканчивается непозволенным наслаждением, и всякая добродетель - духовным утешением. И как первый, овладев нами, влечет к своему, так и второе ведет к сродному себе.

Забвение само по себе не имеет никакой силы, но укрепляется по мере нашего нерадения.

Старайся дознать свои худые дела, а не ближнего, и хранилище ума твоего не будет окрадено.

Как змеи: одни встречаются в лесах, а другие проникают в дома, так и страсти - одни совершаются мысленно, а другие делом, хотя бывает, что они преображаются из одного вида в другой.

Как плавающие в море в надежде улова охотно переносят солнечный зной, так и ненавидящие зло любят обличение: ибо зной противодействует ветрам, а обличение - страстям.

Когда греховная душа не принимает постигающих ее скорбей, тогда ангелы говорят о ней: врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51, 9).

Самомнение и гордость - причины хулы; сребролюбие же и тщеславие - немилосердия и лицемерия.

Есть три мысленные состояния, в которые ум входит от изменения: естественное, сверхъестественное и противоестественное. Когда ум войдет в естественное состояние, тогда находит себя виновным в злых помыслах и исповедует Богу грехи, познавая причины страстей. Когда же будет в противоестественном состоянии, то забывает правду Божию и восстает на людей, как на обижающих его.

Когда же приведен будет в сверхъестественное состояние, тогда ощущает в себе плоды Святого Духа, которые, по словам апостола, таковы: любовь, радость, мир и прочее (см. Гал. 5, 22-23), и знает, что если предпочтет телесные попечения, то не может пребывать там и, вышедши из этого состояния, впадет в грех и в последующие за ним злоключения - если и не вскоре, то в свое время, как ведает правда Божия.

Знание духовное у человека бывает истинно в такой мере, в какой его утверждают кротость, смирение и любовь.

Если всё невольное происходит от произвольного, по Писанию, то нет для человека такого врага, как он сам себе.

Всякому злу предшествует неведение, второе же по нем неверие.

Как дождь, излившийся на землю, подает растениям свойственное им качество: сладким - сладость, жестким - жесткость, так и благодать, входящая в сердца верных, не изменяясь, дарует соответственные добродетелям силы. Алчущему Христа ради она бывает пища, жаждущему - сладчайшее питие, зябнущему - одежда, труждающемуся - покой, молящемуся - ответ, а плачущему - утешение.

Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их, а кто пребывает с производящими их причинами, тот и не желая бывает пленен страстями.

Невозможно, чтобы тот мысленно преклонялся к страсти, кто не любит причин ее. Ибо кто, презирая посрамление, предается тщеславию? Или кто, любя унижение, смущается бесчестием? Кто же, имея сердце сокрушенное и смиренное, примет плотскую сласть? Или кто, веруя Христу, заботится о временном или ссорится с ближним из-за него?

Кто, будучи презираем кем-либо, ни словом, ни мыслью не ссорится с презирающим его, тот приобрел истинное знание духовное и являет твердую веру Владыке.

Не говори, что бесстрастный не может скорбеть. Ибо если не о себе, то о ближнем он должен это делать.

Скрыв добродетель, не возносись, как совершивший праведный поступок. Ибо правда не в том только состоит, чтобы скрывать добрые дела, но и в том, чтобы не мыслить ни о чем запрещенном.

Радуйся не сразу после того, как сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем испытание. Ибо как ночи следуют за днями, так и пороки за добродетелями.

Тщеславие, сребролюбие и сластолюбие осквернят доброе дело, если они прежде не будут истреблены страхом Божиим.

Не говори, как может бедный предаваться сладострастию, не имея к тому способов, ибо можно еще погибельнее сладостраствовать помыслами.

Если хочешь спастись и достигнуть знания истины, то старайся всегда возвышаться над чувственным и только надеждою прилепляться к Богу. Таким образом с понуждением уклоняясь от чувственного, встретишь силы, ведущие с тобою брань приражениями помыслов; но побеждая их молитвою и пребывая благонадежным, будешь иметь благодать Божию, которая избавит тебя от будущего гнева.

Кто разумеет таинственное изречение апостола Павла, что наша брань... против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12), тот уразумеет и притчу Господню, в которой Он сказал, что должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).

Прежние грехи, будучи воспоминаемы в зримых образах, приносят вред душе. Ибо если они приносят с собою печаль, то удаляют от надежды, а представившись без печали, вселяют в душу прежнюю скверну.

Если хочешь приносить Богу неосужденное исповедание, то не вспоминай грехов по виду их и в подробностях, но мужественно терпи скорби, постигающие тебя за них.

Всякая телесная сласть происходит от предшествовавшего упокоения тела, а упокоение рождается от неверия.

Боголюбивый слушатель с обеих сторон получает пользу. Если его хвалят за добрые дела, то делается старательнее к ним, а если обличают в злых делах, то устремляется к покаянию.

Кто из боязни страдания и поношения борется с людьми, тот или здесь сильно страдает от находящих на него злоключений, или в будущем веке мучится без милости.

Когда диавол найдет человека, без нужды занимающегося телесными делами, то прежде похищает как добычу его разум, а потом как главу отсекает упование на Бога.

При изложении нашей веры не скрывай от присутствующих посильного для них; что им доступно, излагай яснее, а чего понять не могут, то предлагай загадочно.

Неподчиненного тебе не обличай в проступке; ибо это есть более дело власти, чем совета.

Не имей спора с противящимися истине, которые не подчиняются тебе добровольно, чтобы не возбудить в них ненависти к себе.

Кто со страхом Божиим вразумляет и наставляет согрешающего в чем-либо, тот приобретает себе добродетель, противоположную греху. А злопамятный и недоброжелательно порицающий его впадает по закону духовному в одинаковую с ним страсть.

Не будь двоязычен, то есть иначе расположен на словах и иначе в совести. Ибо таковой, по Писанию, подлежит проклятию.

Огради ум от самохваления и помысел от высокого о себе мнения, дабы не впасть в грех, ибо благое не человеком совершается, но помощью всевидящего Бога.

Злым мыслям, бывающим против нашей воли, последует печаль, поэтому они скоро и исчезают; а бывающим по произволению последует удовольствие, потому и трудно от них избавиться.

Сластолюбивый печалится, когда его порицают и когда он страдает, а боголюбивый сокрушается, если его хвалят и он живет в достатке, ни в чем не испытывая нужды.

Чуждое зло не прибавляет греха, если мы не воспримем его злыми мыслями.

Как львица не встречается дружелюбно с теленком, так бесстыдство не принимает с любовью спасительной печали по Боге.

Не покушайся обличениями принести пользу тому, кто хвалится добродетелями; ибо, кто любит себя выказывать, тот не может быть любителем истины.

Поскольку душа наша, помрачившись сластолюбием и тщеславием, пала во глубину неразумия, то не слушает ни заповедей Писания, ни естественного разума, ни совета опытных, а следует лишь одним своим умышлениям. Поэтому, удерживая в себе причины зла, она не может быть свободна и от свойственных им действий.

Никакая власть не принуждает нас насильственно ни к добру, ни к злу, но кому мы по нашей свободной воле следуем - Богу или диаволу - тот потом приобщает нас ко всему, что находится в его власти.

Господь установил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, заслуженное воздаяние следовало естественным образом, а не по особенному назначению, как думают некоторые, не знающие духовного закона.

Не можешь благотворить делами рук твоих? Благотвори доброй волей: если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк. 17, 3), по слову Господню, и это составит для тебя великую милостыню.

Господь сказал: горе вам, богатые (Лк. 6, 24). Но сказав так, Он не всех обвиняет обогатившихся, но порицает тех, кто, имея воровской нрав, присваивают себе дарования Божии, или вещественные блага, или дары Божиих щедрот - и не хотят быть милосердными к ближнему.

Нужно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели.

Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия, а кто нашедшую на него скорбь переносит как свою собственную, тот исповедует прежде сделанное им зло, за которое и терпит теперь, перенося тяжкое.

Добродетельной способности прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие, - а потому прежде всего нужно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели.

Есть три вида благочестия: первый, чтобы не согрешить, второй - согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносим скорбей, плакать о недостатке терпения.

Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают; так и вредит неразумно его начинающим.

Превозносящийся не знает себя самого, ибо если бы он видел свое безумие и немощь, то не превозносился бы, а не знающий себя как может познать Бога?

Труд христиан есть более внутренний, нежели телесные добродетели, и никто не должен только на них надеяться.

Не будь учеником самохвала, чтоб вместо смиренномудрия не научиться гордости.

Не возносись познаниями, заимствованными из Писания, чтоб не впасть умом в дух хулы.

Не покушайся разрешить дело темное и запутанное посредством споров и выяснений, но тем, чем повелевает духовный закон - терпением, молитвою и непоколебимой надеждой.

Пренебрегающий знанием и хвалящийся неученостью - невежда не словом только, но и разумом.

Как иное есть мудрость в слове, а иное сама мудрость, так иное есть невежество в слове, и иное - само невежество.

Зло одно от другого получает силу, так же и добро возрастает одно от другого.

Малые грехи диавол представляет в глазах наших ничтожными, потому что иначе не может он ввести нас в большие грехи.

Причина всякой грешности - тщеславие и желание удовольствия. Не возненавидевший их не пресечет страсти.

Ум ослепляется тремя страстями: сребролюбием, тщеславием и желанием удовольствий.

Кто в одно и то же время за одно хвалит, а за другое укоряет ближнего, тот одержим тщеславием и завистью: похвалами покушается он прикрыть зависть, а укорами выставляет себя лучшим его.

Как вода и огонь несовместимы, так противны друг другу самооправдание и смирение.

Ищущий оставления грехов любит смиренномудрие, а осуждающий другого закрепляет за собою свои злые дела.

Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств запечатляются и в нас.

Иные называют благоразумными тех, которые умеют разумно распоряжаться в чувственном, но настоящие благоразумники те, которые владеют своими пожеланиями.

Добротолюбие. Том I Коринфский Святитель Макарий

Святой Марк Подвижник

Святой Марк Подвижник

Сведения о жизни и писаниях святого Марка

Овятой Марк подвижник принадлежит к числу знаменитейших отцов Египетских. Но об обстоятельствах жизни его мало что известно. Палладий (Лавсаик, гл. 20), видевший его лично, говорит, что он был нрава крайне тихого и кроткого, так что в этом никто сравниться с ним не мог; и что с юных лет любил он изучать святое Писание и так хорошо освоился с ним, что знал наизусть Ветхий и Новый Завет.

Строгость жизни и чистота сердца поставили его на высокую степень духовного совершенства. Святой Макарий Александрийский свидетельствует об особенной милости Божией к нему во время причащения Святых Таин, которая указывает и на великую силу веры св. Марка, и на пламень любви его к Господу, и на смирение его крайнее.

Святой Марк жил более ста лет и почил, надо полагать, в начале пятого века. Но он жил и обращался с первыми преемниками жизни и учения святого Антония, а может быть, и с самим Антонием.

Благодать Божия, опыты жизни и изучение Слова Божия сделали его глубоко ведущим тайны духовной жизни. Не скрывая сего таланта, он учил и писал много; но до нас дошли только некоторые его писания. В русском переводе издано десять его слов. Патриарх Фотий читал их только восемь; а Никифор Каллист, кроме этих восьми, приписывает ему еще тридцать два слова (Церк. Ист. кн. 13, гл. 53, 544).

В настоящий Сборник берем то, что находится в Добротолюбии, прибавляя к тому наставления, извлеченные из всех других слов, и располагаем все в таком порядке:

1. Послание к монаху Николаю. Оно ставится на первом месте ради того, что в нем содержится очерк подвижнической жизни, с начала ее до конца.

За ним будут следовать:

2. Наставления, извлеченные из прочих слов св. Марка, – как продолжение уроков, данных в послании, и приготовление к пониманию кратких изречений, содержащихся в главах, которые и последуют тотчас.

3. 200 глав о духовном законе.

4. 226 глав к тем, которые думают оправдаться делами.

При переводе служили: Греческое Добротолюбие, Творения св. Марка в издании св. отцов Migne, Patrologiae graecae. t. 65, – и рукопись монастыря св. Саввы, что в Палестине, которая полнее и точнее других.

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

ПОДВИЖНИК НА ПОКОЕ Архимандрит Мелхиседек (из Оптинского Патерика) Надпись на чугунном памятнике, водруженном над могилой, находящейся близ алтаря Казанского храма Оптиной Пустыни, гласила: «На сем месте погребено тело архимандрита и схимника Мелхиседека. В Оптиной

Из книги Русский инок № 13, июль, 1910 автора Автор неизвестен

Архимандрит Иона, великий подвижник 19–20 веков (Основатель Киево-Свято-Троицкого общежительного монастыря).Архимандрит Иона, в мире Иоанн Мирошниченко, происходил из мещан посада Крюкова, Полтавской губ., Кременчугского уезда. Родители его - Павел и Пелагея были люди

Из книги Труды автора Север Сульпиций

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Авраамий - подвижник Печерской, преподобный Преподобный Авраамий - подвижник Печерской обители XIV века. Мощи его почивают Антониевых пещерах. Память его совершается 21 августа/3 сентября и 28 сентября/11 октября в Соборе преподобных, почивающих в Ближних

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Усердный труженик и незаметный подвижник Отец Аверкий искал безмолвной жизни, однако, оказав послушание Старцу, оказался в особножительном монастыре. Ему дали ответственное послушание келаря и трапезника. В его обязанности входило раздавать отцам продукты и вино. Потом

Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

СВЯТЫЙ МАРК ПОДВИЖНИК Сведения о жизни и писаниях святаго Марка.Святый Марк подвижник принадлежит к числу знаменитейших отцев Египетских. Но об обстоятельствах жизни его мало что известно. Палладий (Лавс. гл. 20), видевший его лично, говорит, что он был нрава крайне тихаго и

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Память святой мученицы Перпетуи и с нею святых юношей Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и святой Филицитаты жены Святая Перепетуя происходила из знатного рода и жила в городе Карфагене . Она тайно от своего отца, язычника, приняла святое крещение и, не смотря на его

Из книги Святой Уар: Единственный святой, которому молятся о неверующих и некрещеных автора Мацукевич Анатолий Александрович

Из книги Автобиография автора Кавсокаливит Порфирий

Та самая Благодать, которую имел мой почитаемый подвижник, излучилась и на мою душу Божественный пленВ кириаконе, куда я ходил на бдения и службы, я узнал святых людей, - рассказывал старец Порфирий. - Послушайте, я расскажу вам об одном неизвестном святом.Над нашей

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Подвижник и два послушника «Я хотел пойти жить с хиппи на Матале», - говорил однажды Старец…Здесь речь идет об одном острове в Греции, где собираются тусовки хиппи со всеми обычными проявлениями протеста: наркотики, дикий пляж, полная свобода нравов. - исихазм. руЛюбовь

Из книги Вкус истинного Православия автора Серафим Иеромонах

Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню, жертвует всем, и своим покоем, лишь бы достичь некоторым образом чувства благодати Божией, быть согретым Христом, в объятиях (ангали) Христовых, соединиться, почувствовать содружество с

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Позднейшие века: святой Марк Эфесский В XV веке, в период "Унии", заключенной на Флорентийском Соборе, ситуация представлялась схожей с эпохой св. Фотия: латиняне обращались к авторитету Августина, цитируя его (временами неточно) в защиту различных своих учений, таких как

Из книги Цветочки Святого Франциска автора

Глава 32: О том, что без помощи свыше подвижник не может освободиться от зла, ни снискать добродетели; и о том, что усыновление человека Богу происходит не по делам, но по благодати 1. Из аввы МаркаСотвори любовь, вспомни, как Господь сказал: Без Меня не можете делать ничего

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Глава XIII Как Святой Франциск и Брат Массео положили хлеб, который они получили в милостыню, на камень подле источника; и как Святой Франциск восхвалял добродетель Святой Бедности, моля Святого Петра и Святого Павла умножить его любовь к ней. И как Святые Петр и Павел

Из книги Святая простота. Рассказы о праведниках автора Зоберн Владимир Михайлович

Святой апостол и евангелист Марк Святой Марк был родом еврей и происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он первоначально в Иерусалиме, в доме матери своей Марии (см.: Деян. 12, 12). Принятое Православной Церковью предание почитает Марка одним из числа

Из книги автора

Неведомый миру подвижник Это случилось в те времена, когда люди были более религиозны и тщательнее заботились о спасении своей души. Они искали Бога и стремились к Нему. Некоторые уходили в монастыри, в леса и пустыни для созерцания, молитвы, поста и изнурения своей плоти.

Биография

Об обстоятельствах жизни его мало что известно. Палладий, видевший его лично, говорит, что он был нрава крайне тихого и кроткого, так что в этом никто сравниться с ним не мог, и что с юных лет любил он изучать святое Писание и так хорошо освоился с ним, что знал наизусть Ветхий и Новый Завет (это же повторяет Созомен).

Святой Макарий Александрийский свидетельствует об особенной милости Божьей к нему во время причащения Святых Тайн, которая указывает и на великую силу веры св. Марка, и на пламень любви его к Господу, и на смирение его крайнее.

После Марка остались многочисленные аскетические поучения, в частности в 1-м Добротолюбия помещены его «200 Глав о законе духовном» и «К тем, которые думают оправдаться делами, 226 глав» .

Святой Марк жил более ста лет, и почил, надо полагать, в начале пятого века. Но он жил и обращался с первыми преемниками жизни и учения святого Антония , а может быть, и с самим Антонием.

Древние и средневековые источники об авторе

  • Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. Гл. 20. О Марке.
  • Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. - СПб., 1851. (Кн. VI, гл. 29. 30).
  • Фотий Константинопольский. Свидетельство о книге преподобного отца нашего аввы Марка // Слова духовно-нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. - М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995. (Репринт изд. 1911 г.). То же - М.: Паломник, 1995.

Сочинения Марка Подвижника

  • Против несториан / Пер. с греч., коммент.: Б. Барчунов // Богословский сборник. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1999. № 4; 2000. № 5.
  • Наставления святого Марка Подвижника о духовной жизни // Добротолюбие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - Т. 1.

Против несториан. - Казань, 1901.

  • Слова 1 - 7 // Преподобный Паисий Величковский. Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из святых отцев. - Б.м.: Издательство Московской патриархии, 2000.
  • Слова 1 - 10 // Слова духовно-нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. - М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995. (Репринт издания 1911 г.). То же - М.: Паломник, 1995.
  • Выписки из творений преподобного Марка Подвижника // Святитель Игнатий Брянчанинов, еп. Кавказский и Черноморский. Творения. Приношение современному монашеству. - М.: Лепта, 2002.

Цитаты

Исследовательская литература о Марке подвижнике

  • Барсов Н. И. Из истории христианской проповеди в IV веке: Представители догматико-полемического типа проповеди в IV веке на Востоке. - Харьков, 1886.
  • Добротолюбие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - Т. 1.
  • Краткое сказание о преподобном отце нашем Марке Подвижнике // Слова духовно-нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. - М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995. (Репринт издания 1911 г.).
  • Марк Аскет // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев . - М: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995. - Т. II.
  • Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006.
  • Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3-х томах. - М.: б.и., 1998. - Т. 3. С. 47-50.
  • Флоровский Г. В. Восточные отцы Церкви. - М.: АСТ, 2002. С. 522-525.

Примечания

Ссылки

  • Биография на научно - богословском портале Богослов. Ру
  • Ашмарин Андрей Александрович Учение преп. Марка Подвижника о таинстве Крещения

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Марк Петроний Сура Септимиан
  • Марк Порций Катон (сын Утического)

Смотреть что такое "Марк Подвижник" в других словарях:

    Марк Аврелий - Марк Аврелий родился в 121 г.н.э. Стал императором в 40 лет, в 180 г. умер. Его Мемуары, переведенные на греческий язык, представляют собой серию максим, сентенций и наблюдений, сделанных во время тяжких военных походов, без намерения… … Западная философия от истоков до наших дней

    Марк (Михаил) - подвижн. в схиме, Мефодий в монашестве, род. 1739 г. приш. в Саровскую пустынь и 1778 г. пострижен; † 1818 г. 4 ноября. Дополнение: Марк (Михаил), подвижник; † 1817 г. 4 ноября. {Половцов} …

    Марк, преп. псково-печерский - первый подвижник псковской пещеры. Память марта 29 го. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    ДОБРОТОЛЮБИЕ - Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50 е гг. ХХ в. Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50 е гг. ХХ в. [греч. Θιλοκαλία],… … Православная энциклопедия

    ИОАНН КАРПАФИЙСКИЙ - [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Καρπάθιος], автор 2 сотниц глав, 1 я из которых включена в «Добротолюбие». Составители греч. сборника удержали вслед за рядом рукописей эпитет «преподобный» (ὅσιος) при имени И. К. Вселенский Патриархат 20 авг. 1983 г. причислил … Православная энциклопедия

    ИИСУС ХРИСТОС - [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

    Исповедь - У этого термина существуют и другие значения, см. Исповедь (значения). Таинство покаяния (Никола Пуссен, 2 я треть XVII в. Национальная г … Википедия

    Добротолюбие - (Москва, 1905 год) «Добротолюбие» (греч … Википедия

    Милосердие (христианство) - Жизнь христианина Христианский портал · ‎ … Википедия