Парижской богоматери нотр дам. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). В Соборе хранится терновый венец

Символом Парижа сейчас является Эйфелева башня, но "сердце" Парижа - это знаменитый Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари. Именно с него мы и начали наше знакомство с французской столицей.

Собор высотой в 35 метров стоит на реке Сена на острове Сите. Величественной громадиной он стоит по центру города высота большей части домов в котором порядка 20 метров.

Нотр-Дам де Пари строился чуть меньше 2 веков с 1163 по 1345 годы, хотя основной алтарь его освящен уже в 1182 году.

Порталы собора богато украшены скульптурами на библейские сюжеты.

На центральном входе в Нотр-Дам де Пари изображен Страшный суд.

Сбоку собор выглядит довольно сурово. На вершине сидят позеленевшие от времени горгулии, а витражи собора снаружи выглядят как грязные окна, да ещё и за решетками.

Витражи, расположенные в вышине уже не так сильно защищаются и смотрятся ажурно. Кстати изнутри собора они смотрятся просто великолепно! Но об этом ниже.

За собором Парижской Богоматери расположен небольшой парк.

В центре парка - статуя Богоматери.

В этот парк стоит зайти хотя бы для того, чтобы увидеть заднюю часть собора.

Она существенно отличается от парадного фасада, на который смотрят большинство туристов.

Например, этот шпиль с площади перед собором не виден.

Возвращаемся обратно. На берегу Сены перед собором Парижской Богоматери стоит памятник Карлу Великому.

Входим внутрь собора. Он впечатляет. Говорят, что собор строился с таким расчетом, чтобы в нем помещались все 10 000 жителей средневекового Парижа.

Собор действующий. Мы попали под окончание службы. Кстати, туристам снимать в Соборе не запрещают. Только просят делать это без вспышки, чтобы никому не мешать.

А вот и легендарные витражи Нотр-Дам де Пари.

Вход в собор бесплатный, но есть в нем сокровищница, вход в которую производится за отдельную плату.

Тут собраны различные реликвии, ценности, фрагмены мощей и особо дорогие церковные предметы.

Интересная католическая традиция - устанавливать в храмах Рождественский вертеп.

В центре, как и положено, хлев с младенцем - Иисусом и волхвы с дарами.

Отдельная часть собора Парижской Богоматери предназначена скорее для туристов. Например тут есть макет собора.

Каждый желающий тут может поставить свечу. Свечи лежат прямо в коробках на которых написана стоимость свечи. Берешь, опускаешь моентку в ящик, ставишь свечу.

Есть в Нотр-Даме де Пари и православная икона, подаренная соборй митрополитом московским и всея Руси, Алексием II.

На башни собора, на знаменитую галерею химер можно подняться. Для этого правда придётся отстоять очередь под стенами, разглядывая нависающих горгулий.

Очередь движется медленно, так как лестница на башни собора весьма узкая и в одном из мест необходимо подниматься и спускаться по одной и той же лестнице на которой двоим не разойтись.

Но если позволяет время и здоровье, подняться наверх стоит.

Даже в облачную погоду отсюда открывается весьма интересный вид.

Она настолько высока, что вершина теряется в облаках.

Набережная реки Сены, включенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Холм Монмартра с базиликой Сакре-Кёр теряется в тумане.

На соборе установлено множество статуй фантастических животных - химер.

Одни из них смотрят на город с таким видом, будто они страшно обеспокоены тем, что происходит в Париже.

Другие глядят на ангела, ожидая когда он начнет трубить.

Химеры установлены на соборе в середине 19 века, во время реконструкции Нотр-Дам де Пари.

У подножия шпиля - позеленевшие от времени бронзовые фигуры апостолов.

А внизу, насколько хватает видимости - Париж...

2015, Мочалов Артём

Монументальный и величавый Собор Парижской Богоматери возвышается на острове Сите в центре Парижа. Его удивительная история насыщена событиями страшными, кровавыми, дерзкими и эпическими.


Он был очевидцем революций и войн, разрушений и реконструкций, увековечен в искусстве, продолжая удивлять строгой и насыщенной готической архитектурой, вплетенной в литое единство романского стиля.

Забронируйте посещение крыши Собора

Храму быть! – решил король

Людовик VII

В 1163 году царствовал Людовик VII. Изначально он собиравшийся стать монахом, но волею судьбы был вынужден принять трон, когда его старший брат Филипп – главный наследник, погиб, упав с лошади. Став королем, Людовик всю жизнь оставался верен церкви, и именно при нем началось возведение Нотр-Дам де Пари, а краеугольный камень в основание имел честь заложить папа Александр III.

Этот величественный храм занял территорию, на которой высшими силами предназначено строить божьи дома. По исследованиям археологов в разные эпохи тут стояли четыре церкви.

Самой первой, в IV веке, осветила землю раннехристианская церковь, за ней следовала базилика Меровингов, далее каролингский собор, затем романский кафедральный собор, который впоследствии полностью разрушили, а камни пустили на фундамент ныне действующему святилищу.

В 1177 г. выросли стены, а главный алтарь водрузили и осветили в 1182 г. Это событие знаменовало завершение обустройства восточной части трансепта. С этого момента в здании уже можно было вести богослужения, хотя кропотливой работе еще предстояло длиться не одно десятилетие. В 1186 г. на территории появилась первая могила – герцога Бретани Жоффрея, а в 1190 – королевы Изабеллы де Эно.


Подходило к завершению строительство нефа, и в 1200 г. приступили к сооружению западного фасада, который сейчас легко узнать по двум отличительным башням у центрального входа. Места грандиозному строению было мало, и в 1208 г. пришлось снести несколько близстоящих домов. Читайте также, если вы собираетесь поехать в Стамбул, тогда вам следует ознакомиться с городом заранее на сайте Mystanbul-life.info

Южная колокольня стала функционировать в 1240 г., а северная башня через 10 лет. Это принято считать завершением первого этапа возведения знаменитого собора.

Завершающие работы длиною в век

К 1257 г. были построены вначале северный, а затем южный фасады для трансепта (крестообразного карниза на плане). В этом же году на свинцовой крыше водрузили шпиль, который был разрушен в 1789 г. во время революционных волнений, и сейчас на его месте копия, установленная в процессе реставрации 1840 г. Энженом Виолле-де-Дюком.


Боковые часовни продолжали строиться до XIV столетия, но последним штрихом считается завершение установки ограждения вокруг литургического хора с роскошными откидными креслами, в которых располагались каноники. Мелкие работы еще некоторое время проводились, но формально Собор Парижской Богоматери был завершен в 1351 г., и оставался в нетронутом виде до XVIII столетия.

События и лица в истории

На протяжении двух веков над архитектурным ансамблем работало много зодчих, но наиболее известными стали имена Жан де Шеля и Пьер де Монтрея. Жан приступил к работе в 1258 г., и его детище, это примыкающие к нефу фасады и ворота с южной и северной стороны, о чем сообщает табличка на южном боковом фасаде.

После смерти Жана, в 1265 г. на смену пришел Пьер, известный человек времен «лучистой готики», которого называли доктором каменных дел.

Периодически внутренний интерьер менялся, дополнялся или реставрировался.

В годы 1708 – 1725 дизайнер и архитектор времен раннего рококо – Роберт де Кот, изменил внешний вид пространства перед основным алтарем – соборным хором. В 1711 г. он извлек из-под престола элементы колонны Столпа корабельщиков, которую некогда поставила корабельная корпорация из Лютеции. На это место были установлены новый главный алтарь и скульптуры.

На краю гибели

Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».


Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.


Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Возрождение былого величия

Виктор Гюго

До начала XIX века Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Величественный собор дряхлел, осыпался, превращался в руины, и у власти уже возникла мысль о его сносе.

В 1802 г. Наполеон возвращает здание в лоно церкви, которая поспешила его вновь освятить. Но чтобы пробудить в парижанах желание спасти храм, пробудить любовь к своей истории и архитектуре, нужен был толчок. Им стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где на страницах разворачиваются любовные страсти, опубликованный в 1831 г.

Благодаря архитектору-реставратору Виолле-де-Дюку, храм не просто получил новую жизнь, а обрел свежее лицо.

Прежде всего, он позаботился об устранении серьезных повреждений, чтобы остановить дальнейшую разруху. Далее принялся за восстановление разрушенных статуй, скульптурных композиций, не забыл про шпиль, который тоже был снесен во время революции.

Новая игла имеет 96 м, выполнена из дуба и оббита свинцом. У основания ее с четырех боков окружают фигуры апостолов, а перед ними крылатые тетраморфы: бык – символ Луки, лев – Марка, ангел – Матфея, орел – Иоанна. Примечательно, что все изваяния обратили свой взор на Париж, и только святой Фома, покровительствующий архитекторам, полуобернулся, и рассматривает шпиль.


На все работы ушло 23 года, что говорит о катастрофическом состоянии храма до начала реставрации.

Виолле также предложил снести строения, которые в те времена находились в непосредственной близости к собору, и теперь на их месте перед фасадом раскинулась современная площадь.


С тех пор здание оставалось в относительно постоянном состоянии, лишь иногда подвергаясь вынужденным косметическим работам. Оно даже не пострадало во время последних войн. В конце ХХ столетия было решено провести генеральную работу, чтобы освежить его и восстановить первоначальный золотистый оттенок песчанику фасада.

И родились диковинные звери

Очень удачной стала идея посадить у подножия башен химер. Они стали не только экзотическим украшением, но и маскировкой системы сточных труб, которые не дают влаге скапливаться на крыше, провоцируя возникновение плесени и постепенно подтачивая кладку.


Тут можно различить животных, драконов, горгулий, демонов, других фантастических существ и людей. Все горгульи внимательно всматриваются вдаль, повернув головы на запад в ожидании, когда солнце спрячется за горизонтом, наступит время детей ночи, и тогда они оживут.


А пока звери застыли в выжидательной позе с выражением нетерпения на мордах, словно неумолимые стражи нравственности в поисках проявления греха. Эти потусторонние обитатели Нотр-Дам де Пари наделяют знаменитый храм особой харизмой. Если захотите взглянуть им в глаза, за отдельную плату наверх вас поднимут подъемником.

Внешнее убранство собора

Находясь рядом, хочется рассмотреть его во всех деталях, не уставая удивляться мастерству зодчих, сумевших добиться потрясающего результата в гармонии образов и законченности форм.


Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия. Центральный рассказывает историю Страшного суда с главным судьей – Иисусом Христом. По бокам арки выстроились по семь изваяний, внизу – восставшие из своих усыпальниц мертвецы, разбуженные горнами ангелов.

Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.


Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону.

Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй – тех самых королей, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.


Выше расцвела большая западная роза ветров. Она единственная, сохранившая частичную аутентичность. В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом – 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей.

Впервые соборная роза была украшена витражами в 1230 г., а рассказывают они о вечной борьбе между пороками и добродетелью. Еще в нее включены символы зодиака и сцены работы крестьян, а в центре расположена фигура Богоматери с младенцем.
Помимо центральной розы, диаметром 9,5 м, другие две по 13 м украшают фасады с юга и севера, считаясь самыми большими в Европе.


Присмотревшись к башням у главного входа, вы заметите, что северная, которая стоит ближе к Сене, выглядит массивнее своей южной соседки. Это потому, что только на ней до XV столетия звонили колокола. Если главный набат подает голос в редких случаях, то остальные оповещают время в 8 и 19 часов.

Каждый колокол имеет индивидуальность, отличаясь собственным именем, тональностью и весом. «Анжелик Франсуаза» – дама тяжеловесная, в 1765 кг и голоском до-диез. Менее фактурная, но тоже внушающая уважение – «Антуанетта Шарлотта» в 1158 кг, звучащая в ре-диез. За ней идет «Гиацинт Жанна», вес которой всего 813 кг, а поет она нотой фа. И, наконец, самый миниатюрный колокол – «Дэнис David», не превышающий вес 670 кг и подпевающий в перезвоне, как фа-диез.

Внутри святая святых

О роскошном внутреннем убранстве храма можно говорить часами, но куда приятнее окунуться в это великолепие лично. Предвкушая осмотр достопримечательности, взгляните на Собор Парижской Богоматери фото, и ощутите его торжественность атмосферы.


Нельзя не упомянуть о впечатлении, когда зал купается в дневных лучах солнца, преломленных сквозь многочисленные витражи, отчего освещение выглядит футуристическим, волшебным, неземным и таинственным, играющим разноцветными бликами.

Всего в соборе 110 окон, и все застеклены витражами с темой на библейские темы. Правда далеко не многие уцелели, поскольку беспощадное время и люди большинство из них уничтожили в разное время, и на их место были установлены копии еще в середине XIX столетия.


Однако некоторым стеклянным панно удалось дожить до наших дней. Они уникальны тем, что из-за несовершенства технологии изготовления стекла того времени выглядят более массивными, неравномерными, и в них присутствуют случайные вкрапления и шарики воздуха. Но даже эти изъяны прежние мастера сумели превратить в достоинства, заставив картины в этих местах искриться, играть переливами света и краски.

Внутри храма розы ветров смотрятся еще удивительней, и даже таинственно, благодаря проникающему сквозь их витражи свету. Нижнюю часть центрального цветка перекрывает внушительный по размерам орган, а вот боковые видны во всем великолепии.


Орган всегда присутствовал в Нотр-Даме, но впервые в 1402 г. он стал действительно большим. Вначале сделали просто – старый инструмент поместили в более новую готическую оболочку. Чтобы поддерживать звучание и вид на должном уровне, его на протяжении истории множество раз настраивали и перестраивали. Не обошла его вниманием и современная цивилизация – в 1992 г. медный кабель сменили на оптический, а принцип управления сделали компьютеризированным.


В храме вы проведете не один час, уделяя внимание картинам, скульптурам, барельефам, орнаментам, витражам, люстрам, колоннам. Ни одну деталь невозможно проигнорировать, ведь каждая, это неотъемлемая часть уникального ансамбля, часть библейской и светской истории.

Фотогалерея витражи Нотр-Дам-де-Пари

1 of 12

Внутри время словно течет по-другому. Будто проходишь сквозь временную петлю, и окунаешься в совершенно иную реальность. Присядьте на скамью, позвольте себе удивиться уникальному, роскошному интерьеру, а затем закройте глаза и впитайте торжественные звуки органа, насладитесь ароматом свечей.

Но особенно ярко вы ощутите грань веков, когда покинете стены собора, и не сможете устоять перед искушением, вновь вернуться в умиротворяющую атмосферу.


Также вам стоит спуститься в сокровищницу, которая хранит уникальные вещи, а расположена под площадью перед собором. Особую гордость представляет священный артефакт – терновый венец Спасителя, который в 1239 г. передал храму монарх Людовик IX, выкупив у византийского императора.

Яркий след в жизни и культуре

Многие века Собор Парижской Богоматери вдохновлял, объединял и собирал под своими сводами людей разных эпох. Сюда приходили рыцари, чтобы помолиться перед Крестовым походом; тут короновали, венчали и отпевали королей; в его стенах собирались члены первого парламента Франции; тут отмечали победу над фашистскими войсками.


За сохранение и воскрешение столь прекрасного памятника архитектуры надо благодарить, в том числе, и Виктора Гюго, ведь своим великим произведением он смог достучаться до парижан. Сегодня это величественное строение вдохновляет писателей современников, кинематографистов и авторов компьютерных игр на свои вариации событий, с вероломными врагами и отважными героями, раскрывающими вековые тайны и загадки.

Собор Парижской Богоматери на карте

Фото: Anna & Michal / Flickr.com

Собором Парижской Богоматери называется католический храм во Франции. Он относится к одной из главных достопримечательностей Парижа.

Собор Парижской Богоматери на карте географически находится на востоке о. Сите, в 4-ом округе, на территории 1-ой христианской церкви Франции. Строительство длилось с 1163 — 1345 годы. В высоту собор достигает 35 метров. Колокольни находятся на высоте 69 метров.

В архитектурном строении собора наблюдается два стилистических направления. В первом, можно заметить долю романского стиля с характерным для него жестким и плотным сочетанием деталей, а во втором - отметить необычные достижения в готической архитектуре, которые обеспечивают строению простоту и производят ощущение легкости вертикальной конструкции.

По описанию современных археологов, на территории Нотр-Дам-де-Пари располагались несколько разных храмов.
Возведение Собора началось во времена Людовика седьмого. Ученые имеют различные мнения о таком факте, кто первым заложил камень в строительство Нотр-Дам. По одним описаниям это был Морис деСюлли, по другим описаниям — Александр третий.

Весной 1182 г. был освящен основной алтарь собора, через 14 лет неф строения был практически завершен. Спустя еще 44 года завершилось возведение южной башни, в это же время было решено, не использовать идею увенчивания башен с помощью шпилей.

Строительство Северной башни было завершено в 1250 г. Позже была завершена и отделка внутри помещения. К возведению западного фасада приступили к 1200 г.

Нотр-Дам с его роскошными залами в ходе нескольких столетий был местом для заключения брачных союзов королей, коронации и похоронных служб. В 1302 г. Собор парижской богоматери послужил местом собрания первого парламента страны.

В Соборе Нотр-Дам молебен отслужил Карл седьмой. А спустя некоторое время здесь прошло свадебное торжество Генриха четвертого и сестры короля Франции Маргариты. В эпоху Людовика четырнадцатого, Собор парижской богоматери претерпел тяжелые изменения: могилы, витражи разрушили.


В период Великой революции во Франции, революционерами было сказано, что если французы не желают, чтобы Нотр-Дам был разрушен, они обязаны внести дань на потребности всех революционных движений, какие ещё случаться с их подачи в остальных странах. Собор парижской богоматери объявили Храмом Разума.

Архитектурные особенности Собора

Основные задумки по архитектуре Собора принадлежат архитекторам - Жану де Шелю, который работал над проектом 15 лет и Пьеру де Монтрей, проработавшему над строительством почти 17 лет.

В возведении Нотр-Дам-де-Пари участвовало немало различных архитекторов, об этом факте говорят отличные и интересные по стилистическому описанию и размерам западный фасад здания и башни. Строительство всего Нотр-Дам завершилось в 1345 г.


Собор парижской богоматери в фасадной части разделен колоннами и галереями, притом на нижнем уровне, имеется несколько порталов. Над которыми проходит Галерея Королей с несколькими статуями, которые по описанию олицетворяют древних иудейских правителей. На нижней перемычке иллюстрированы мертвецы, которых пробудили ангелы.

Во многих эпизодах применяются визуальные приемы и символы, которые помогают понять их как единое целое. Допустим, по описаниям в эпизоде рождения Христа младенец размещен выше Марии, что говорит о его более высоком статусе, притом он лежит на алтаре, что, по предположениям историков свидетельствует о его будущей жертвенной роли.


В архитектуре Нотр-Дам отсутствует живопись на стенах, а цветовым источником служат разнообразные высокие витражные стрельчатые окна. Двери украшают кованые рельефы. Кровля здания исполнена свинцовыми плитками, которые уложены внахлест, масса всей кровли – около двухсот тонн.

Реставрация Собора

Собор парижской богоматери начали реставрировать в 1841 г., с подачи В. Гюго, который привлек широкое внимание общества к данному вопросу в своем произведении, в нем он дал подробное описание плачевного состояния Собора.

Руководил работами несколько лет архитектор Виолле-ле-Дюкас. Этот известный архитектор-реставратор Франции, в том числе руководил другими реставрационными работами (например, восстановление церкви готической архитектуры Сент-Шапель).

Работы по восстановлению Собора и скульптурных композиций, замене разрушенных статуй и возведению шпиля продолжались по факту более 22 лет. К этому реставратору относится и идея разместить химеры — мифические существа на Соборе, приняв в качестве образца гаргулий Среднего века.


Так на верхнем уровне у подножия башен Нотр-Дам можно наблюдать гаргулий, представляющих собой древних мифических существ, и химер – отдельных статуй мифических персонажей. Данные скульптуры исполнили несколько скульпторов под руководством Ж. Дешоме.

Существует интересное поверье, что если смотреть на них долго во мраке, то они «оживают». А если сделать фотографии близко с химерой или фото рядом гаргульей, то человек будет казаться на фото окаменелым изваянием.

Фото: Cornell University Library / Flickr.com

Во время проведения реставрационных работ витражи окон задумывались первоначально белыми, однако П. Мериме настоятельно рекомендовал, чтобы они были сделаны подобно средневековым.

В этот же период времени снесли постройки, которые примыкали к зданию, в итоге перед фасадом Собора образовалась ныне существующая площадь.

Собор сегодня

Нотр-дам, бесспорно, самый популярный на территории Европы собор. О нем написано множество романов, описание храма можно найти во многих источниках и статьях, снято несколько документальных фильмов и сделано огромное количество фото.

Во Франции все пути приведут к нему – так еще в восемнадцатом столетии решили географы. Сегодня Собор парижской богоматери привлекает много паломников и по факту он способен разместить одновременно 9 тыс. чел. Одним из самых лучших видов на храм для удачных фото считается вид с набережной, если пересечь мост через Сену.


Прежде всего, Нотр-дам привлекает своей архитектурой. Здесь все хочется посетить, разузнать, сделать незабываемые фото. Так высота шпиля храма составляет 96 м.

Основание которого окружает четыре группы статуй апостолов из бронзы. Перед ними размещены символы животных. Каждая статуя направлена на Париж, исключение составляет только св. Фома, направленный к шпилю.


Большинство витражей исполнено в середине девятнадцатого столетия. Основной витраж размерами 9,6 м. в диаметре - роза над входом в Нотр-Дам. На северном и южном фасаде Собор парижской богоматери имеет 2 боковые розы.

Главный колокол звонит не часто. Другие звонят по утрам и вечерам. Все колокола имеют собственное название и различный вес: один массой 1,765 т; второй – 1,158 т; третий – 0,813 т; четвертый — 0,67 т.

Заключение

Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.


Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.


18.12.2015

Нотр-Дам-де-Пари (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Парижской Богоматери, переживший 2 мировые войны, революции и прочие катаклизмы, стал жертвой сильнейшего пожара, случившегося, судя по всему, из-за глупой ошибки в ходе ремонтных работ. Фото, видео и реакция очевидцев .

Нотр-Дам-де-Пари или Собор Парижской Богоматери известен в первую очередь благодаря роману Виктора Гюго, задавшегося целью (и, к слову, вполне успешно ее достигшего) вновь разжечь в французах любовь к собору. В существовании этой любви сомневаться не приходится - во времена Великой Французской Революции парижане были готовы платить мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут в других странах» Робеспьеру, грозившемуся в противном случае снести собор.

Вероятно, именно Гюго следует благодарить за возможность и по сей день любоваться собором. При правлении Людовика XIV, за полторы сотни лет до написания романа, Нотр-Дам серьезно пострадал и лишился всех своих витражей. Да и революция не прошла для него бесследно - Робеспьер хоть и не снес его, но приказал обезглавить украшающие собор статуи. А всего через десять лет после издания романа началась реконструкция, помимо возвращения первозданного вида подарившая Нотр-Даму и знаменитую галерею химер.

Строительство собора растянулось почти на два века, что, впрочем, пошло ему только на пользу. На момент заложения первого камня в французской архитектуре господствовал романский стиль, в процессе постройки сменившийся готическим. Благодаря этому Нотр-Дам вобрал в себя лучшее от обоих, получив в итоге свой неповторимый облик.

Предполагалось, что собор будет настолько велик, что сможет вместить в себя всех жителей Парижа, которых на тот момент было около десяти тысяч. Собор настолько огромен, что в среднем нефе можно было бы разместить двенадцатиэтажный дом.

Нотр-Дам-де-Пари

Еще одна особенность конструкции собора заключается в том, что в нем нет ни одной внутренней стены. Их заменяют колонны, соединенные арками, а помещения отделяются друг от друга витражами.

Считается, что в соборе хранится один из гвоздей, с помощью которых был сколочен крест для распятия Иисуса Христоса. С другой стороны, то же самое говорится еще примерно про тридцать гвоздей, находящихся в разных странах.

Практическая информация

Адрес: Rue du cloître Notre-Dame, Paris 4e.

Время работы: с 1 октября по 31 марта - с 10:00 до 17:30, с 1 апреля по 30 сентября - с 10:00 до 18:30, с 1 июля по 31 августа - по пятницам и субботам до 23:00.

Вход: свободный; билет на экскурсию на смотровую площадку южной башни - 8,5 EUR для взрослых, для молодых людей от 18 до 25 лет - 5 EUR, для детей до 18 лет - бесплатно.

8 бесплатных достопримечательностей Парижа. Посмотрите наш (очень красивый) обзор:

Собор Парижской Богоматери - это визитная карточка города. Как у любого древнего строения, у него есть тайны и легенды. В свое время его обожали алхимики!

Построенный между XII и XIV веками Нотр-Дам-де-Пари (франц. Cathédrale Notre Dame de Paris ) - это столетия французской истории, застывшие в камне. Тысячи туристов каждый день входят в двери собора, чтобы сфотографировать его витражные окна и взмывающие вверх тонкие пилястры, но у этого строения все остаются свои секреты. Мы собрали 10 фактов о соборе Парижской Богоматери, которые мало кто знает.

Друзья, ночь с 15 на 16 апреля была страшной не только для Франции, но и для всего мира. Собор Нотр-Дам горел более 14 часов. Из-за того, что пожар начался на крыше, сделать ничего было нельзя. Правда, как выяснилось утром, последствия не столь фатальны. Пострадала только крыша Нотр-Дама, и обрушился шпиль.

Экскурсии в Собор Парижской Богоматери

Самая бронируемая длится 2,5 часа. Гид рассказывает об исторических событиях, легендах и алхимиках, связанных с собором, башнях и шпиле собора. Раскрывает секреты статуй и символов на фасаде. Помогает заранее приобрести билеты в сокровищницу и на смотровую площадку.

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в , деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора - не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов - за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» - были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта - это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

Святому Фоме архитектор «подарил» свое собственное лицо. А французские психоаналитики скромно промолчали в ответ.

8. Шпиль Нотр-Дама - это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха - и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других . Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Как подняться на смотровую площадку

Чтобы подняться на смотровую площадку собора Парижской богоматери, нужно преодолеть 387 ступенек. Лифта в здании нет и, к сожалению, не предвидится.

Естественно, на официальном сайте www.notredamedeparis.fr предупреждают, что физическая форма должна быть отличной. И если посещение самого Нотр-Дама бесплатно, то за подъем на башни придется заплатить € 10.

Вход находится не внутри, а снаружи собора, с левой стороны фасада, по улице Notre-Dame. Часы работы: с 10-00 до 17-30 зимой и с 10-00 до 18-30 летом. Подняться туда стоит, если и не ради вида, то хотя для того, чтобы увидеть знаменитых монстров - горгулий и химер. Хоть они и новодел, как вы теперь знаете.

Крупнейшем музее мира
- расписание и цены
- смотровая площадка

Собор Парижской Богоматери на карте

Кафедральный собор Нотр-Дам-де-Пари расположен на острове Сите. По адресу: 6 Parvis Notre-Dame — Pl. Jean-Paul II, 75004 Париж, Франция.