Отражение в фольклоре многовекового опыта народов (загадки). Отражение в фольклоре многовекового опыта народов (загадки) Хантыйские и русские загадки

Цели мероприятия: ежегодно в школе проводится неделя “Окружающий мир”, которая дает возможность повысить интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла, в том числе и к биологии, позволяет выявить детей проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе. Такие мероприятия способствуют расширению кругозора учащихся, воспитывают любознательность.

Биологический блок игры по станциям состоит из трех этапов: занимательной олимпиады для учащихся 5–6-х классов, игры “Классификация”, занимательной викторины “В мире интересного”.

Занимательная олимпиада по биологии для 5-6-х классов.

Олимпиада проводится непосредственно во время игры. Каждая команда (класс) направляют на олимпиаду одного или двух “эрудитов”. Продолжительность олимпиады – 35 минут.

1. Вопросы.

  1. Самая крупная птица.
  2. Какое дерево цветет позже всех?
  3. Из древесины какого дерева делают спички?
  4. Как называется площадь, на которой выращиваются с\х культуры?
  5. Как называется искусственный травянистый покров?
  6. Дышит ли цыпленок в яйце?
  7. От чего плавают утки?
  8. Как называется лазающее и вьющееся растение.
  9. Что должно утратить дерево, чтобы считаться кустом?
  10. Вода в твердом состоянии.
  11. Самое высокое животное.
  12. Органы дыхания у человека.
  13. Нижние конечности у человека.
  14. Кто написал сказку “Гадкий утенок”?
  15. Газ, выделяемый при фотосинтезе?
  16. Какие дрова дают больше всего тепла?
  17. Где зимуют раки?
  18. Как называется сушеный виноград?
  19. В сушеном виде это называется курагой, а в свежем?
  20. Есть ли у грибов хлорофилл?
  21. Как называется часть гриба, которую люди употребляют в пищу?
  22. Из чего изготавливают кашу “Геркулес”.

2. Биологические задачи.

  1. Из предложенных растений выберите культурные:
    Одуванчик, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница,
    череда, камыш, тимофеевка луговая, рожь, овес, рябина, калина.
  2. Из предложенных названий грибов выберите съедобные и ядовитые:
    Подосиновик, мухомор, сыроежка, сморчок, волнушка, бледная
    поганка, масленок, ложные опята, дедушкин табак, зеленая поганка.
  3. Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг. розового масла? Если для приготовления 100 г. Масла нужно 50 кг. Лепестков.
  4. Это ранневесеннее растение сначала цветет, распуская свои ярко-желтые корзинки, а уже потом на нем появляются листья, послужившие причиной для названия этого растения. Его название……..?

3. Загадки.

  1. Вьется веревка на конце головка.
  2. Эти лесные жители – умелые строители, всей артелью строят себе жилье.
  3. Чья голова не имеет ног?
  4. Под землей птица гнездо свила, деток нанесла.
  5. Под землей огонь горит, а над землей зеленый вихор торчит.
  6. Название птицы и фрукта.
  7. С буквой “с” живу в пруду,
    Все рыболовы меня знают,
    С буквой “ф” за красоту
    Меня жар – птицей называют
  8. Не море, а волнуется.
  9. К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подбери названия хорошо известных тебе растений:
    Отец-и-отчим – мать-и-мачеха
    Здоровоголов –
    Заячье лыко –
    Зверолюб –
    Василий-да-Ольга –
    Марья-кофе –
    Мухолюб –
    Позднецвет –
  10. Лежит большая шкура – вся в дырочках.
  11. Шел я мимо
    Видел диво:
    Висит в небе
    Золотой котел.
  12. Главное, чем отличается Земля от других планет, это наличие:
    А) атмосферы;
    Б) жизни;
    В) спутников;
    Г) жидкой воды;
    Д) все верно.
  13. Ближе всего к Солнцу располагается:
    А) Марс;
    Б) Меркурий;
    В) Земля;
    Г) Венера.

Оценивание.

За каждый правильный ответ на вопрос ставится – 1 балл.
За каждую биологическую задачу ставится – 3 балла.
За каждую верно отгаданную загадку по 1 баллу.
Максимальное число баллов – 52 балла.

Ответы к вопросам олимпиады для 5-6-х классов.

1. Страус 8. Лиана. 15. Кислород.
2. Липа. 9. Ствол. 16. Дубовые.
3. Осина. 10. Лед. 17. В норах под водой.
4. Поле. 11. Жираф. 18. Изюм.
5. Газон. 12. Легкие. 19. Абрикос.
6. Да. 13. Ноги. 20. Нет.
7. От берега. 14. Андерсен. 21. Плодовое тело.
22. Овес.

Ответы на биологические задачи.

  1. Просо, яблоня, пшеница, рожь, овес.
  2. Подосиновик, сыроежка, сморчок, волнушка, масленок – съедобные.
  3. 500 кг.
  4. Мать-и-мачеха.

Ответы на загадки.

Игра: “Классификация

Используя карточки с названиями растений, распредели их по семействам.

На выполнения задания отводится 7 минут.

  1. Крестоцветные:
    Редька;
    Капуста;
    Хрен обыкновенный.
  2. Розоцветные:
    Шиповник;
    Яблоня;
    Малина.
  3. Пасленовые:
    Помидор;
    Баклажан;
    Дурман.
  4. Сложноцветные:
    Астра;
    Подсолнух;
    Одуванчик.
  5. Бобовые:
    Клевер;
    Вика;
    Фасоль.
  6. Злаковые:
    Рожь;
    Сахарный тростник;
    Ячмень.
  7. Лилейные:
    Ландыш;
    Лилия;
    Тюльпан.

Оценивание: за каждое правильно определенное растение – 1 балл.

Максимальное число баллов: 18.

Вопросы к викторине “В мире интересного”.

Вопросы викторины печатаются на отдельных карточках, и каждая команда вытягивает любые пять. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Наука о растениях.
  2. Органоиды клетки, синтезирующие белки.
  3. Какие птицы не умеют летать?
  4. Строят ли наши птицы в далеких странах гнезда?
  5. Непрерывный и необратимый процесс исторического развития.
  6. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми?
  7. Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития?
  8. Из какого дерева делают спички?
  9. Лазающее и вьющееся растение.
  10. Наука, изучающая клетку.
  11. Носитель наследственной информации.
  12. Разводят ли страусов в нашей стране?
  13. Самая крупная артерия.
  14. Наука, изучающая животных.
  15. Область распространения любой систематической группы организмов.
  16. Число хромосом у человека.
  17. Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе.
  18. Наука о сохранении и укреплении здоровья.
  19. Потовые железы относятся к железам внутренней или внешней секреции.
  20. Как называются подвижные сочленения костей?
  21. Бесплатное звуковоспроизводящее устройство.
  22. В Австралии самое большое в мире поголовье домашних животных, которые приносят от 4 до 6 кг. Шерсти в год, не считая мяса. Что это за существа?
  23. Какая нить в природе самая тонкая?
  24. Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала?
  25. Глаза, какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга?

Ответы на вопросы викторины “В мире интересного”

Подведение итогов биологического блока игры по станциям

Максимальное число баллов, которое команда может получить за игру на этих этапах – 75.

Литература:

  1. Анашкина Е.Н. “Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды”. Ярославль. “Академия развития” 1998 г.
  2. Голубева Е.Б. “Занимательное естествознание. Нескучный учебник” С.-Петербург. “Тригон” 1997 г.
  3. Жукова Т.И. “Часы занимательной зоологии”. М., Просвещение. 1989 г.
  4. Парфилова Л.Д. “Тематические игры по ботанике. Методика проведения игр: сценарии, вопросы, задания”. М., Творческий центр “Сфера” 2003 г.
  5. Мир растений. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Смоленск “Русич”. 2000 г.

дырочка в коже

Альтернативные описания

В народе говорят: «Дорого не время, а...»

Время, период, срок, отрезок времени

Выводное отверстие потовых желез на папиллярных линиях

Есть в осени первоначальной печальная, но дивная... (Ф. И. Тютчев)

. «унылая..., очей очарованье»

Микродырочка, очищенная скрабом

. «скважина» кожи

Отверстие на поверхности кожи

Время, период, срок

Кожная дырочка

. «студеная зимняя...»

Время пришло

Кожное отверстие

Не... ли отдохнуть?

Скважинка потовых желез

. «... в путь-дорогу»

Кожная «ноздря»

Самое время

Время, срок

Через нее кожа дышит

Дырочка, очищенная скрабом

. «... и честь знать!» (о нежелательном госте)

Отверстие потовой железы

Песня группы «Кино»

Скважинка в коже

Кожное микро-отверстие

Дырочка

Микроотверстие на коже

Отверстие в коже

. «осенняя..., очей очарованье»

Срок, период

Мельчайшее отверстие

Песня Виктора Цоя

. «... меж волка и собаки»

Дырочка в эпителии

Время, период

Мельчайшее отверстие на поверхности кожи или слизистой оболочки

Отрезок времени, период, срок

Данные об авторе

Поротова Анастасия Ивановна

Место работы, должность:

Таймырское муниципальное учреждение "Межшкольный методический центр", методист

Красноярский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Уровень образования:

Основное общее образование

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Уровень образования:

Дополнительное образование детей

Уровень образования:

Школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Все классы

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Внешкольная работа

Предмет(ы):

Окружающий мир

Предмет(ы):

Природоведение

Тип урока:

Комбинированный урок

Краткое описание:

Отражение в фольклоре многовекового опыта народов (загадки)

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Отражениевфольклоре многовековогоопытанародов

Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и Ледовитому океану раскинул свои просторы Великий Север. Дикий и суровый , этот студёный край ещё каких-то три столетия назад был таким же, как и в глубокой древности, неизведанным и загадочным. Целым миром. Не меньшим миром неизведанного, миром загадок, тайн, оставался для россиян и наш Таймыр .

Немногочисленные племена коренных народностей: нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, ханты, манси, коми, селькупы, якуты, энцы и многие другие - кочевали по необъятным просторам Севера: Ямалу, Таймыру, Якутии и далее к востоку Сибири. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья грозного Ледовитого океа-на , низовья рек Оби, Енисея, Пясино, Хатанги и Лены.

Письменности у народов Севера не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству . Замечательные поделки из дерева, кости, камня и ме-талла создавали народные умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения - бесценное наследство се-верных народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения к поколе-нию , они несли в себе огромную силу. В них отражалась история наро-да, его идеалы, его стремление к свободной и счастливой жизни.

Северный фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность характерны для народных сказаний, легенд, преданий.

Мы же остановимся только на некоторых жанрах фольклора и проследим, как в них отображены быт, нравы, традиции народов Севе-ра .

Загадки, пожалуй, самый активный жизнеспособный вид устного творчества. Они распространены по всему Таймыру и передаются от по-коления к поколению , являясь отображением среды и природы, в кото-рой с детских лет обитают народы севера. Например, загадки о приро-де -

Летит золотая тарелка (Солнце).

На гладком льду рыбу покрошили (Звезды на небе).

На крыше щербатый ковш лежит, говорят (Месяц).

Если сравнить загадки народов Севера с русскими загадками -

Красная девушка по небу ходит (Солнце).

Поле не мерено.Овцы не считаны.Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).

За бабкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут (Месяц).

то можно сделать вывод о том, как родились эти загадки. И русские люди , и долганы, и эвенки, и нганасаны подмечали сходство по фор-ме, по звуку, по действиям каких-то явлений природы и тех предме-тов или животных, которые всегда у них были перед глазами, чаще всего использовались в быту либо жили рядом с ними: тарелки, нож-ницы, ковш, рыба, хлеб, овцы, волки так далее. А загадка о льде у русских почти совпадает с загадкой долган. Сравните:

у долгану русских

В воде не тонет, Ни в огне не горит.

В огне не горит. Ни в воде не тонет.

Многие загадки народов Севера, например, о частях тела , о домашней утвари и посуде, об одежде и украшениях, о пище, о домашних живот-ных и птицах совпадают с русскими загадками такого рода:

долганскаярусская

Великий зверь бечеву Конь стальной,

от носа имеет.хвост льняной.

Иголка с ниткой)(Игла с ниткой)

Так как долганы все-таки живут на тундровских просторах , они удалены от цивилизации, то техники рядом с ними никогда не было, а "Бураны" и "Вертолеты", как средство передвижения, появились от-носительно недавно, то загадки игла - зверь , то есть то, что ближе было к народам Севера. А в русской загадке прогресс, так сказать, на лицо, "конь стальной" (трактор) - игла.

А вот другие загадки:

долганскиерусские

Два брата друг друга Маленький, кругленький,
не видят"а до неба докинешь.(Глаза)(Глаз)

Красную лису в краснойВсегда во рту,

норе привязали, и онаа не проглотишь,
никак убежать не может.(Язык)

(Язык)

А вот следующая загадка, по-видимому, появилась так: люди провели параллель между пальцами с ногтями и льдинами и родилась загадка:

Множество людей на себе льдины несут.

(Пальцы и ногти).

Нам думается, что у народов Севера даже больше родства, едине-ния с природой, чем у русских людей . Наверное, это можно объяснить тем, что прогресс медленнее, чем у русских людей, идет на много-численных просторах, удаленных от крупных городов, где проживают многочисленные народности Севера. Но изменения все равно неизбежно проникают в их быт, и тогда рождаются новые загадки. Например, ког-да фотография прочно вошла в жизнь, появилась следующая загадка:

Хоть с глазами - румянца нет, хоть с лицом - сала нет (Фотокарточка).

ЗАГАДКИ ЭВЕНКОВ

Одним из распространенных жанров эвенкийского фоль- клора являются загадки.

Эвенкийская загадка — это замысловатый вопрос, пере данный в форме метафоры . Загадка имеет древнее происхождение. Она создавалась на основе накопленного человеком опы та в познании окружающей его природы, в освоении различных трудовых процессов. В загадках отражалась народная мудрость. В них просматривается наблюдательность эвенков, знание повадок животного мира.

Например: «Много говорит, а бездомная» (Кукушка). Это сатира на кукушку. Она много говорит, кукует, а своих кукушатбросает, гнезда своего не имеет. Очень много у эвенков и загадок об орудиях труда . Связаны они и с кочевым образом жизни . Загадки эвенков отражают и предметы быта, заимствованные у русских.

Например: «Мышь тащит кишки» (Игла) или: «У старушки живот шероховат» (Наперсток). «Посредине моря огонь горит» (Самовар).

Значение загадок велико в жизни эвенков . В древности у всех народов загадки имели большое значение. При помощи загадок люди расширяли познание мира у под растающего поколения. Загадки служили одним из спосо- бов испытания мудрости.

Еще до недавнего времени у эвенков загадка была связана с обрядом посвящения юноши в самостоятельного мужчи- ну спроверкой его зрелости.

Так, после удачной охоты на крупного зверя в чуме молодого охотника собирались сородичи. Во время угощения старейший рода задавал юноше загадки. Если юноша давал правильные ответы и получал одобрение у присутствующих, он говорил слово «давдым (я победил, одолел, выиграл). Если же он затруднялся дать правильный ответ, то отец его говорил: « давдаран» (не осилил, сдался, проиграл). Перед каждой загадкой старейший протяжно произносил: «кэ!» (ну). В чуме стояла тишина. Все следили за испытуемым. После того, как старейший рода произносил: «Ну, достаточно», — отец испытуемого объявлял результат: «Всёже победил!». Дважды, трижды, семь раз, в зависимости от того, сколько загадок было отгадано.

Загадки широко бытовали и в повседневной жизни . Их загадывали обычно вечером, причем мужчины загадывали муж чинам, женщины — женщинам.

По своему содержанию загадки делятся на следующие темы:

1) Человек и человеческое тело.

2) Жилище и предметы домашнего обихода.

3) Орудия труда и промысла.

4) Природа и явления природы.

5) Животный и растительный мир.

6) Современные загадки.

У разных эвенкийских групп имеются разные варианты об одном и том же предмете.

Например: «Вокруг озера куропатки сидят » (Зубы ), или: «Внутри горы овцы пасутся» (Зубы).

Во второй группе все загадки отражают быт эвенков: чум, остов чума, таган, дверь, седло, нарта, котел, чайник.

Загадки третьей группы отражают орудия труда, промыс-ла: лук, стрела, ружье, капкан, сеть, невод и т.д.

Загадки последних двух групп касаются природы, окру- жающего мира, животных, растительности.

Например: «Шкура лежит большая, вся в дырочках» (Звез- ды).

ЗАГАДКИ

1. Люди стоят. Из людей дым идет (Чум)..

2. Четыре уха, два брюха (Подушка).

3. В одном доме нет никого, огонь г o рит (Лампа).

4. Один человек беспрерывно кричит (Колокольчик).

5. Сама железная, а хвост из жилы (Игла).

6. По всей тундре со мною похаживают (Унты).

7. Не живет, но человека сильнее (Ружьё).

9. По реке дерево плывет, на дереве камень (Сети).

10. Один старик под водою ходит, сладких оленей ловит (Сети).

11. Внутри огня человек стоит (Месяц).

12. Всех светлее, всех жарче (Солнце).

13. Какой же олень всех быстрее бегает? (Ветер).

14. На землю упали, исчезли (Дождь).

15. Белое одеяло всю землю покрыло (Снег).

16.Везде обманывает, вечно хвастается (Лисица).

17. Много говорит, а бездомная (Кукушка).

18.Червяки в воде живет (Рыба).

19.Не человек, а с человеком pa зговаривает (Книга).

20. Не рисуя, человека показывает (Фотоаппарат).

ЗАГАДКИ НЕНЦЕВ

У ненцев - это загадки об окружающем мире , флоре и фауне, о живой и неживой природе, орудиях производства, предметах быта народа.

Предметами первой группы загадок являются небо, све тила . Образы и метафоры народ брал из предметов и явлений, с которыми он соприкасался постоянно в повседневной жизни.

Например: «Двое мужчин всю жизнь не могут собрать сво- их оленей». Отгадывается эта загадка как звезды .

Растительный мир тундры даст сравнительно мало зага док. Объектами загадок являются трава, ягоды, грибы .

Очень много в ненецком фольклоре загадок о животных. Это о лисице, куропатке, песце, белке, зайце и, ко нечно, олене, его рогах, шерсти, уша x , копытах, хвосте, голове, желудке. Ко второй группе загадок относятся загадки о че ловеке : частях его тела, одежде, предметах личного обихода. Чаще всего это малица, бокари, иголка, наперсток, трубка .

Например: «Чернобурая лисица пересекает в обе сторо ны узенькую ивняковую реку » (Иглы ).

К третьей группе относятся загадки о предметах домашнего обихода .Это части чума : шесты, нюки, очаг, перекладины. Метафорические образы для этого обычно берутся из окружающей природы.

Например: «Чёрные тучи, белые тучи вплавь уходят » означает, что поднимаются нюки и поднючья, когда ставят.

Быт и весь уклад жизни ненцев входит в четвёртую группу загадок. Это лук, ружьё,невод, сеть, капкан, топор . К этой же группе относятся и загадки, связанные с o леневод ческим бытом .

Новые предметы , вошедшие недавно в быт народа, отно сятся к пятой группе. Загадки являются одним из древних жан ров устного народного творчества. По своей форме ненецкие загадки различны. Эго, в основном, описание, короткий рассказ.

Например: «В безбрежномморещепка плавает», «На склоне шерстяного холма две нарты опрокинуты».

В основе загадки очень лаконичны (кратки) и состоят из одного-двух слов.

Загадки

1. Двое мужчин всю жизнь не могут собрать своих оленей (Солнце, луна, звезды).

2. Красавица друга догнать хочет. Пока друга догоняет,несколько раз умирает (Луна догоняет солнце).

3. В одном гнезде четыре яйца, в каждом яйце по семь птенцов (Месяц, неделя, день).

4. В небо уйти хотел, на землю упал (Дым).

5. Один ещё только встает, а другой уже землю обошел (Огонь, дым).

6. Есливводу пустить, исчезнут (Соль, сахар).

7. Если ноги были бы, если руки были бы, встал бы до неба дошел бы (Дорога).

8. Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит (Морошка).

9. Сквозь землю пролез,русскую шапку надел (Гриб).

10. У одной тpaвянистой кочки семь отверстий (Голова).

11. Летом меxoвыe , зимой берестяные (Рога оленьи).

12. Двуногий не двигает, четырёхногий двигает (Уши оленей).

13. Старик вшубе дни и ночи защищает прорубь от ветра (Хвост оленя).

14. Никакой богатырь бросить не может (Шерсть оленя).

15. Клубком свернулась (Собака).

16. На конце холма чернеет уголек (Песец).

17. Без ствола растет (Яйцо).

18. Живая — глаза смотрят, умрет — глаза смотрят (Рыба).

19. Сухое oзеpo с травянистыми берегами (Глаза).

20. Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся (Глаза).

21. В безбрежном море дощечка плавает (Язык).

22. Дощечка толкает, косточки разрубают (Язык, зубы).

23. Одна сторона деревянная, другая - живое мясо (Ребёнок в люльке).

24. По одному отверстию войдёт, по трем местам выйдет (Человек в малице).

25. У старухи нос рябой (Наперсток).

26. Еда ее по углам губ сыплется (Пила).

27. Сто ног у него, сто голов у него, а за две ноги ведут (Невод).

ЗАГАДКИ ДОЛГАН

У долган , особенно хатангских, примыкающих к Якутии, большой популярностью пользуются так называемые малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, неболь-шие рассказы , содержанием которых являютсядействительные происшествия (приключения охотников , семейные события, различные поездки). Они обычно долго не живут, но некото-рые из них передавались из поколения в поколение и перерас-тали в предания.

Это в основном касается каких-то поразивших людей со-бытий: деятельности шаманов, эпидемий, болезней.

Как и любой другой северный народ долганы очень на-блюдательны, хорошо знают тундровую растительность , живот-ных, их повадки. В долгую полярную ночь , греясь у очага зим-ними вечерами, часто развлекали детей, загадывая загадки, вспоминая наиболее меткие пословицы и поговорки.

Малые фольклорные жанры служили развлечением не только для де-тей и молодежи, но даже и для людей более старшего поколе-ния.

Часто загадки импровизировались. Наиболее удачные пе-редавались из поколения в поколение.

Все загадки в композиционном плане представляли не-большие законченные литературные произведения, построен-ные на сравнении.

Например:

1. Большой дикий в тушке ликовал, говорят (Стелька из травы внутри обуви).

2. У вертлявого зверя поскоблить не найдется мяса (Ко-мар).

3. Люди стояли по обеим сторонам озерка, жердями чума перебрасывались (Ресницы при мигании).

4. Много людей, схвативши друг друга за полосы, пляса-ли, стояли (Остов шестового чума).

5. Стадо оленей кругом озерка кормится, говорят (Зубы).

6. Золотое блюдечко по воде плавает (Солнце).

7. Много людей молчат, стоят (Заезды).

8. По дороге шесть шерсть щенков бегут, говорят (Копылья нарт).

9. Четыре человека имеют одно лицо, говорят (Стол).

10. В лесу шаман камлал, говорят (Гребень).

11. Белый дом с тремя дверями есть, говорят (Штаны).

12. В реке плавает ящик, говорят (Печень налима).

Большинство загадок тесно связаны с оленеводством, бытом:

1. Записывающий не успевает записывать, считающий не успевает считать (Следы оленей).

2. К крепкому дереву иней не пристает (Оленьи рога).

3. Два щенка взапуски бегут, но перегнать друг друга не могут (Полозья саней).

4. Мать, хоркая, осталась, олененок, плача, умчался (Вы-стрел из ружья).

5. Один дикий олень на притоке харкает (Шум от скребка).

6. В лесу шаман закамлал (Кипящий котелок).

ЗАДАНИЯ:

1. Прочитай все эти загадки и попробуй определить, к какой группе

2. по содержанию относится та илииная загадка?

3. Какое значение имеет загадка в жизниэвенков?

4. Расскажи об одномиз обрядов посвящения юноши в мужчину, когда дня определения зрелости юноши используютзагадки.

I тур. Разминка.
Перечислите известные вам созвездия
(Дева, Рыбы, Весы, Лира, Лебедь, Лев, Жираф, Геркулес, Персей, Большая Медведица, Малая Медведица, Млечный Путь и др.).
Выигрывает команда, назвавшая последней созвездие. Дважды называть одно созвездие нельзя. Можно предложить командам записать все известные им созвездия, а затем зачитывать. Во избежание недоразумений, у жюри должен быть полный список всех созвездий.

II тур. «Жеребьёвка».
Необходимо определить название предложенных созвездий.
По количеству заработанных баллов команды начинают выполнять задание (можно предложить выбирать победителю номер своего участия в игре).

III тур. Викторина «К далёким планетам»

Вопросы для 1-й команды

1. Сколько планет в Солнечной системе?
(8).

2. Назовите самую близкую к солнцу планету.
(Меркурий).

3. Сколько звёзд видно на небе невооружённым взглядом?
(Около 3 000).

4. Назовите одну из основных характеристик звезды, отвечающую за её яркость.
(Светимость).

5. Как называется тринадцатое зодиакальное созвездие?
(Змееносец).

6. Что находится в центре небесной сферы?
(Земля).

7. Как называется момент прохождения звезды через небесный меридиан?
(Кульминация).

8. Как называется граница дня и ночи на Луне?
(Терминатор).

9. Кто впервые использовал для наблюдения неба телескоп?
(Галилео Галилей).

Вопросы для 2-й команды

1. Сколько созвездий на звёздном небе?
(88).

2. Назовите самый большой спутник в Солнечной системе.
(Ганимед, спутник Юпитера).

3. Каково расстояние от Земли до Солнца?
(Около 150 млн. км).

4. Назовите самую яркую звезду.
(Сириус).

5. Что измеряют в световых годах?
(Расстояние).

6. Как называются созвездия, по которым движется Солнце?
(Зодиакальные).

7. Кто сформулировал закон движения планет?
(Иоганн Кеплер).

8. Какая звезда указывает на Северный полюс Земли?
(Полярная).

9. Назовите самую большую планету.
(Юпитер).

Вопросы для 3-й команды

1. Сколько видно созвездий в Северном полушарии?
(32 созвездия).

2. В какой фазе Луна не видна с Земли?
(Новолуние).

3. Каков радиус Земли?
(6 400 км).

4. Как называется видимый путь Солнца на фоне далёких звёзд?
(Эклиптика).

5. Назовите самую яркую планету Солнечной системы.
(Венера).

6. Кто ввёл шкалу звёздных величин?
(Гиппарх).

7. Как называется единственный спутник, обладающий значительной атмосферой?
(Титан, спутник Сатурна).

8. Как называется точка небесной сферы, расположенная прямо над головой наблюдателя?
(Зенит).

9. Назовите самую жаркую планету Солнечной системы.
(Меркурий).

IV тур. «Песенный конкурс»

Необходимо вспомнить песни, в которых встречаются астрономические термины (например, звезда, Земля, Солнце, Луна и т.д.).
Названная песня – 1 балл, пропетая – 2 балла.

V тур. «Мифы звёздного неба»
Работа с карточками

Карточка для 1-й команды
Известно, что различные искусства в мифологии имеют богинь-покровительниц, которые называются музами. Со временем определилось девять муз. В изобразительном искусстве музы представлены как юные женщины с красивыми одухотворёнными лицами, с атрибутами, соответствующими данному виду искусства. Из девяти муз две являются покровительницами наук – астрономии и истории. Как зовут музу астрономии?
(Урания).

Карточка для 2-й команды
В послегомеровских сказаниях в подземном царстве за реку Стикс до врат Аида (царства мёртвых) перевозил души умерших Харон. По погребальному образу древние греки покойнику в рот клали мелкую монету для уплаты Харону за перевоз. Какой космический объект назван именем Харона?
(Спутник Плутона).

Карточка для 3-й команды
Известно, что греческие боги жили на горе Олимп в Фессалии. Главный бог Зевс разделил господство над миром с братьями Посейдоном и Аидом. Себе он взял верховную власть над богами. Посейдона сделал богом морей и подводного царства, Аида назначил владыкой подземного мира и царства мёртвых. Греческие боги перешли к римлянам, но получили другие имена: Зевс у римлян – Юпитер, Аид – Плутон. Планеты Солнечной системы названы именами римских богов. Как называется планета, названная в честь Посейдона?
(Нептун).

VI тур. «Конкурс загадок»

Загадки для 1-й команды:
Лежит большая шкура, вся в дырочках.
(Небо).

Виден край, да не дойдёшь.
(Горизонт).

То полна, то стройна,
По ночам не спит она.
(Луна).

Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули поутру – нет ничего.
(Звёзды).
Загадки для 2-й команды:

В поздний час, когда темно,
В небе сахара полно,
Что за сахар светится
Там, в гостях у месяца?
(Звёзды).

Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(Метеориты).

Все его любят,
А поглядят на него –
Так каждый морщится.
(Солнце).

То он – блин, то он – клин,
Ночью на небе один.
(Луна).

Загадки для 3-й команды:
На дереве гнездо, в гнезде по двенадцати яиц.
(Год).

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица).

То я блюдо, то рожок,
Ты узнал меня, дружок?
(Луна).

Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь
Ту дорогу. Днём она
Не видна.
(Млечный Путь).

VII тур. Конкурс капитанов «Великие умы»

Вопросы для 1-й команды
Учёный, который под угрозой жизни вынужден был отречься от своего учения, но, по преданию, уже выходя из зала суда, произнёс историческую фразу: «А всё-таки она вертится!» Кто он?
(Галилео Галилей).

Автор произведения «Альмагест» в качестве эпиграфа написал: «Я знаю, что я смертен и создан ненадолго. Но когда я исследую звёздные множества, мои ноги уже не покоятся на Земле, я стою рядом с Зевсом, вкушаю пищу богов и ощущаю себя богом». Кто автор этого произведения?
(Клавдий Птолемий).
Вопросы для 2-й команды

Про него сказали: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю». О ком идёт речь?
(Николай Коперник).

Стихи этого замечательного поэта, переведённые на все языки мира, до сих пор знают и любят народы Земли. Однако он был не только поэтом, но и выдающимся таджикским астрономом, математиком и философом. Под его руководством был разработан исключительно точный календарь. Его ошибка составляла всего одни сутки за пять тысяч лет! «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало!» Кто автор этих строк?
(Омар Хайям).
Вопросы для 3-й команды

Кому принадлежит высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже»?
(Аристотелю).

Назовите автора следующих строк:
«Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг кругом жаркого?»
(М.В. Ломоносов).

VIII тур. Подведение итогов, награждение.

Журнал «Читаем, учимся, играем» №10/2007. Стр. 69 — 71.
Н.Н. Корчагина (с корректировкой), г. Дзержинск, Нижегородской области.

Загадки

«Загадки – это истинная поэзия. Если бы мои манси (вогулы) создали только загадки (а создали они много и других жанровых произведений), я бы все равно сказала: мой народ был талантлив»

(Е.И.Ромбандеева)

У народа манси (вогулов) много загадок, их исполнение не имеет сезонного ограничения, как у сказок и мифов. Ими пользуются круглый год, во время отдыха и труда, если ха­рактер занятий не требует тишины, как во время охоты или рыбалки в ожидании косяка рыбы и закидывания невода. За­гадки лаконичны, образны, как сама поэзия. В них отражена тонкая наблюдательность людей над окружающими явления­ми природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта, самим человеком и процессами его труда. В «игре загадок» принимают участие взрослые и дети, мужчины и женщины. Загадка требует диалога, наличия противостоя­щей стороны.

Манси обычно состязаются в загадывании и от­гадывании загадок следующим образом: распределяются на две группы: или все загадывают, а один отгадывает, или один загадывает, а все отгадывают (в этом случае чаще всего дети всей группой отгадывают). Все присутствующие в «игре за­гадок» волнуются, особенно дети. Загадка выговаривается в быстром темпе, её следует и быстро отгадать - в этом суть игры. По числу заданных и отгаданных загадок считают ко­личество выигранных очков участниками игры. Если сложную загадку никто не смог отгадать, то загадавший её сам подска­зывает отгадку. Этим он зарабатывает сразу два очка. Зага­дывание загадок начинается с самых простых, известных. Отгадывание их предоставляется обычно детям, взрослые пред­намеренно воздерживаются, делая вид, что они их не знают. Дети с радостью их отгадывают и довольны.

Если дети затрудняются в отгадывании загадки, то они имеют право задавать вопросы, например, присутствует ли предмет, подразумеваемый в загадке, поблизости, в пределах видимости, идет ли речь об одушевленном предмете или, наоборот, о неодушевленном и т.д. Или загадавший загадку сам наводит на след отгадывания. Когда же взрослые состязаются, то подсказка строго запрещается.

Каждая загадка начинается с контактоустанавливающей фразы со слушателями: «Моя загадка – эй!» После быстро произнесенной загадки следует просьба отгадать. Ответ на загадку тоже следует быстрый. Кто долго размышляет, тот проиграл.

В конце игры подсчитывают, кто сколько заработал очков. Выигрывает только один, и он никогда не кичится этим.

У народа манси имеются так называемые платные загадки. Когда кто-либо задает платную загадку, то ему обязательно должны заплатить, сделать какой-нибудь подарок. Таких загадок у манси немного. По тематике они касаются священных предметов или изображений духов-покровителей.

Например:

В дремучем лесу, в дремучем бору сидит мужик с денежным столом. (Медведь)

В настоящее время дети не знают платных загадок, но взрослые ещё помнят их.

Мансийские и русские загадки

Мансийские загадки

Русские загадки

Моя загадка – эй!

На крыше дома целый каравай хлеба лежит.

Это что? Отгадайте!

Это полная луна.

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

Моя загадка – эй!

Один льет, один пьет, один растет.

Отгадайте, что это?

Это дождь идет, земля пьет, деревья и трава растут.

Один льет, другой пьет, третий растет.

Моя загадка – эй!

Два мужика тянутся, тянутся друг к дружке, но меж ними валёжина.

Что это? Отгадайте!

Это глаза, а меж ними нос

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной.

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят.

Моя загадка – эй!

Четыре женщины одним платком накрылись.

Что это? Отгадайте!

Это ножки стола

Четыре сестрицы

Под одной фатицей.

Моя загадка – эй!

Пока батя подпояшется, сынок до неба дойдет.

Что это?

Пока огонь разжигают, дым уже в небо поднялся.

Отец не рождался,

А сын уже на крыше сидит.

Моя загадка – эй!

Через дырявую железку олень-самец прыгнул.

Что это?

Это в иголку вдевают нитку из жил (сухожилий).

Одна подружка пролезла другой в ушко.

Моя загадка – эй!

Господин один из домика во двор выскочит – и рубит, и рубит, затем там же на боковую ложится.

Что это, отгадайте!

Это топор.

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

Моя загадка – эй!

Под водой тридцать глазков.

Что это?

Это невод.

Что может дырками ловить?

Моя загадка – эй!

Двое мужчин наперегонки хоть и бегут, но никто из них дальше другого не выходит.

Отгадайте, что это?

Это человек идет на лыжах.

Два брата друг за другом бегут, никак обогнать не могут.

Хантыйские и русские загадки

Хантыйские загадки

Русские загадки

На вершине дерева кусок заплесневелого хлеба.

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц).

На крыше шкура с дырками от личинок.

Лежит большая шкура – вся в дырочках. (Небо и звезды).

В деревне, где обоз ночевал, остался нож, похожий на серп.

Молода – похожа на серп,

Поживет – станет как лепешка. (Старый месяц на исходе).

Белая ткань разворачивается,

Черная ткань сворачивается.

Черная корова повалит,

Белая поднимет. (День и ночь).

Под окном серебряная монета висит.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет. (Сосулька).

В железном доме женщина сидит.

Мальчик-крошка

В костяной одежке. (Орех).

Легкий наездник вершины дерева.

Без крыльев,

А быстрее птицы

С дерева на дерево

Перелетает. (Белка).

Голого в мех одевают.

Десять братьев

В двух шубах ходят. (Пальцы рук в рукавицах).

Один говорит, двое слушают.

Один говорит, двое слушают. (Язык, уши).

Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев.

Что на свете всех быстрее? (Мысль).

В железную дырку зверь пробежал.

Бык железный, хвост кудельный.

Одна подружка

Пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка).

Сто темноволосых мужчин в одной лодке спят.

Спят мирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь. (Коробок спичек).

Двое рядом соревнуются, никто не может победить.

Деревянные кони не могут друг друга победить. (Лыжи).

Сказки

У хантов и манси получили широкое распространение сказки, заимствованные у восточноевропейских или степных народов; особенно много их у южных групп. Популярны и русские сказки русь-моньсь (хант.), русь-мойт (манс.). Однако даже заимствованные сказки нередко подвергаются мифологизации в силу действия установки на достоверность повествования. Хороший сказитель мог привязать русскую сказку к своим героям и закончить формулой: «пошли и стали такими-то духами».

Заимствованных европейских мотивов и целых сказок у манси больше, чем у хантов.

Акврись 2

Акврись, Акврись, мешочек твой где?

Собакой унесен.

Собака где?

В лес убежала.

Лес где?

Огонь его сжег.

Огонь где?

Дождем погашен.

А дождь где?

В землю ушел.

А следы его где?

Водяным братцем стерты.

Водяной братец где?

Застрелен двумя человечками с луками.

Два человечка с луками где?

Под лед провалились.

Лед где?

Солнцем растоплен.

А солнце где?

За облаком скрылось.

Ветром унесено.

Ветер где?

Ветер за камень ушел.

Сравни:

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- А на что коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.

Заяц

Заяц осоку ел. Ел, ел, да губу себе и порезал. Рассердился и побежал к огню:

Огонь, огонек, сожги осоку!

А что тебе осока плохого сделала?

Из-за своей же жадности пострадал!

Бросился заяц к воде:

Вода, водичка, погаси огонь!

Огонь тебе что плохого сделал?

Осоку сжечь не хочет.

А осока в чем виновата?

Когда я ее ел, она мне губу порезала.

За свою же жадность пострадал.

Заяц к Виткась 3 , водяным братцам, бросился. Прибежал, старику со старухой Виткась говорит:

Виткась, Виткась, воду выпейте!

Вода тебе что худого сделала?

Она огонь не гасит.

А огонь что худого сделал?

Осоку жечь не хочет.

А осока в чем виновата?

Когда я ее ел, она мне губу порезала.

За свою же жадность наказан!

Заяц к двум мальчикам-ровесникам, у которых были лук и стрелы, побежал. К ним пришел, говорит:

Виткась, старика и старуху, из своих луков застрелите!

Виткась, водяные братцы, что тебе плохого сделали?

Воду выпить не хотят!

Вода что худого сделала?

Огонь загасить не хочет!

Огонь что худого сделал?

Осоку сжечь не хочет!

А осока в чем виновата?

Когда я ее ел, она мне губу порезала.

Из-за своей жадности пострадал! – сказали мальчики-ровесники с луками и стрелами.

Заяц к лесной крысе, к водяной крысе побежал. Пришел к ней и говорит:

Крыса, крыса, у мальчика-ровесника зарубки на стрелах отгрызи!

Два мальчика-ровесника с луками что тебе плохого сделали?

Старика и старуху Виткась, водяных братцев, убить не хотят!

Виткась, водяные братцы, что тебе плохого сделали?

Воду выпить не хотят!

Вода что худого сделала?

Огонь загасить не хочет!

Огонь что худого сделал?

Осоку сжечь не хочет!

Осока в чем виновата?

Когда я ее ел, она мне губу порезала!

Лесная крыса, водяная крыса у мальчиков-ровесников зарубки на стрелах грызть стала. Два мальчика-ровесника в старика и старуху Виткась, водяных братцев, стрелять начали. Старуха и старик Виткась воду пить принялись. Вода огонь заливать бросилась. Огонь осоку жечь стал. Осока загорелась и зайцу лапу обожгла. На том и кончилось.

Сравни:

Петушок и бобовое зернышко

(русская народная сказка)

Как собака себе товарища искала

Давно это было, поговаривают старые манси. Собака в лесу жила одна. Жить одной ей стало скучно, отправилась собака искать себе товарища. Собака искала такого товарища, который никогда никого не боялся. Она думала: «Наверное, волк самый сильный, он никого не боится». Собака отправилась искать волка. Нашла волка и сказала ему:

Волк, будем жить вместе.

Хорошо, я согласен с тобой жить, - сказал волк.

Стали они вместе жить. Однажды собака услышала шелест трав и залаяла.

Не лай, собака, - говорит ей волк, - придет всемогущий медведь и нас обоих съест,

Это как же? – думает собака. – Наверное, медведь самый сильный, если волк его боится». И собака отправилась искать медведя. Долго ли, коротко ли искала, нашла медведя и говорит ему:

Медведь, будем вместе жить.

И правда, вместе жить веселее, - соглашается медведь.

И стали они поживать вместе. Однажды собака услышала шелест листьев и залаяла. Медведь испугался и говорит:

Не лай, собака! Человек услышит нас, придет с ружьем и убьет.

«Я теперь понимаю: если медведь боится человека, значит, человек на земле самый сильный», - подумала собака. Бросила собака медведя и отправилась искать человека. Нашла человека и говорит ему:

Человек, давай вместе жить будем.

Человек согласился и стали они жить вместе. Однажды ночью собака стала лаять. Человек проснулся и говорит:

Так, так! Погромче лай, бросайся, пугай!

Тогда собака поверила, что человек – Самый сильный на земле. Он ничего не боится. С тех пор и до сегодняшнего дня собака живет с человеком. Собака – хороший друг человека.

Сравни:

Как собака друга искала

(русская народная сказка)

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти. Такого друга, который никого не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

- Давай, зайка с тобой дружить, вместе жить!

- Давай, - согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

- Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!

«Неважный это друг, - подумала собака, - волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится». Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:

- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

- Что ж, - отвечает волк. – Вдвоем веселее будет.

Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:

- Ах ты, такая-разэдакая!.. Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.

«И волк боится, - подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю.

- Медведь-богатырь. Давай дружить – вместе жить!

- Ладно, - говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.

А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:

- Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.

«Ну и дела, - думает собака. – И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:

- Человек, давай дружить, вместе жить!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

КОШЕЧКА.

Ушки-то листочки,

Глазки-то две плошки,

Рот мой – палочки с развилкой,

Язык мой – подпилок.

Лапки мои – совочки,

Нос мой – трута кусочек,

Ноги мои – сапожки меховые,

Хвостик мой – прутик,

Спинка моя – таганок.

Сравни:

Васька

Котичек- коток – серенький лобок. Ласков Вася да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

(К.Д.Ушинский).

Лось

Давно это было, никто из старых манси не помнит. Возле самых гор жил-был лосенок. День растет, ночь растет. Превратился в могучего, прекрасного зверя. Любо смотреть на него: могучие ветвистые рога ветви деревьев задевают. Бежит он по лесу, коренья и сучья трещат под его могучими копытами – такой он сильный стал.

Долго ли, коротко ли жил лось, стало ему одиноко и грустно одному. Подумал он: «Пойду-ка я искать себе друга». Долго ли, коротко ли думал, отправился в путь. Много лесов обошел он и вот однажды встретил росомаху. Спросил ее:

Росомаха, скажи, чем ты питаешься? Какую пищу ты любишь?

Росомаха ему ответила:

Я ем мясо лесных зверей.

Могучий лось, услышав такое, рассердился и убежал. Долго ли, коротко ли бежал, много лесов пробежал, много рек переплыл. Однажды пришел к берегу большого озера. На берегу этого озера лось повстречался с зайцем. И спросил его:

Чем ты, заяц, питаешься?

Заяц ответил:

Я щиплю траву и грызу прутья и кору деревьев.

Тут лось очень обрадовался и взял себе в друзья зайца. Теперь они одной пищей питаются и никогда не ссорятся.

Сравни:

Как собака друга искала

(русская народная сказка)