Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к видам искусства. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к теории Сфера духовной культуры и ее особенности

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Школьный класс; трудовой коллектив; родительская семья; агент социализации; СМИ:

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) движение, 2) изменение, 3) техническая революция, 4) совершенствование, 5) упадок, 6) деградация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

2. Критерием истинного знания является его соответствие интересам познающего субъекта.

3. Относительная истина - это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания.

4. Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.

5

Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения

6

В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. основными социальными ячейками являются племя и большая семья

2. происходит рост численности городского населения

3. устная информация преобладает над письменной

4. интенсивно развивается инфраструктура

5. широко распространяются научные знания

6. господствует натуральное хозяйство

7

Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В условиях рыночной экономики существует естественный уровень безработицы.

2. Сезонная безработица вызвана структурными сдвигами в экономике.

3. Массовая безработица сопровождается снижением уровня жизни большинства населения.

4. Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения трудовых услуг разной квалификации порождает циклическую безработицу.

5. Неосведомленность безработных о подходящих им вакансиях может быть причиной фрикционной безработицы.

8

Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Вам предложено подготовить презентацию о факторах производства. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Труд как фактор производства»? Запишите цифры, под которыми указаны. Соответствующие положения.

1. Факторный доход - прибыль.

2. Факторный доход - заработная плата работника.

3. Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства жизненных благ.

4. Ограниченность этого фактора обусловлена объёмом денежной массы в обращении.

5. Деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта.

6. Ограниченность этого фактора обусловлена численностью трудоспособного населения; его территориальным размещением, профессиональной структурой, религиозно-культурными традициями и др.

10

11

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные конфликты могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

2. Непонимание причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.

3. Стороны конфликта в ходе его развития способны объединяться для достижения поставленных целей.

4. Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.

5. Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.

12

Учёные изучали потребительское поведение жителей стран Z и Y в условиях экономического кризиса. На гистограмме приведены данные (в % от числа отвечавших) о том, как в течение года изменился потребительский спрос.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто стал покупать продукты более дешёвых марок, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли респондентов в обоих опросах отметили, что отказались от покупки некоторых продуктов.

3. Доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже ходить в магазин, в стране Z больше, чем в стране Y.

4. Среди опрошенных в стране Z доля тех, кто отказался от покупки некоторых продуктов, больше доли тех, кто считал, что кризис не повлиял на потребительский спрос.

5. Среди опрошенных в стране Y доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже стал ходить в магазин, больше доли тех, кто покупает продукты более дешёвых марок.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита представляет собой немногочисленную самостоятельную группу, готовую принимать политические решения.

2. Политическая элита - группа людей, являющаяся источником власти в любом государстве.

3. К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4. Политическая элита выдвигает политических лидеров.

5. По отношению к государственной власти выделяют правящую элиту и контрэлиту.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся

15

Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что форма правления государства Z - монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Глава государства получает власть по наследству.

2. Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.

3. Законы принимает избранный гражданами парламент.

4. Государство состоит из нескольких административно-территориальных единиц.

5. Глава государства пользуется своей властью пожизненно.

6. При вступлении в должность глава государства приносит присягу.

16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. защита Отечества

2. уплата законно установленных налогов и сборов

3. участие в управлении делами государства

4. выбор рода деятельности и профессии

5. сохранение исторического и культурного наследия

17

Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

2. норма права

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

18

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Кирилл Аркадьевич - прокурор. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий прокурора, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. представлять и защищать интересы обвиняемого в суде

2. изготовлять копии документов

3. осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства

4. обеспечивать законность и обоснованность государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовному делу

5. осуществлять надзор за исполнением законов

6. составлять завещания, удостоверять верность подписи

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Политическая элита является одним из__________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту__________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В__________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы - политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными__________(Е) отбора людей становится их происхождение и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование - профессионализм».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. политическая система общества

2. социальная структура общества

3. компетентность

4. критерий

5. субъект

6. экономика

7. богатство

9. политология

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Главное противоречие, с которым столкнулся современный человек, это резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники. В силу чего возникает проблема: к какому состоянию идёт мир? Первый вариант: это может быть более развитый, прогрессирующий в экономическом, политическом, нравственном и ином отношении мир. Но может быть и иной вариант: мир, деградирующий по некоторым из этих отношений или по всем сразу. Но пока ясно только одно: человечество... получило к началу XXI в. в своё распоряжение очень мощные средства влияния как на природу, так и на общество...

Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа - это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, (какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п. ...

Необходимости второго типа связаны с социально-духовным содержанием человеческого сознания и, в первую очередь, с морально-этическими нормами, среди которых на первое место выходит человеческая совесть, понимаемая различными философскими школами по-разному. Но все эти школы сходятся в одном: именно совесть является неотъемлемым компонентом таких переживаний, как сострадание, альтруизм, героизм и т.п. Совесть также является одним из компонентов духовности... Ситуация современной жизни такова, что... бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» - от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.

(Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев)

Какие два типа необходимостей человеческого существования отмечены авто- рами? С каким главным противоречием, по мнению авторов, столкнулся современный человек?

Показать ответ

Элементы:

1) два типа необходимостей (ответ на первый вопрос): совокупность биологических, социальных и иных потребностей; необходимости, связанные с социально-духовным содержанием человеческого сознания;

2) противоречие (ответ на второй вопрос): резкое несоответствие между биологическими или социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный но последним достижениям науки и техники.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) ответ на вопрос : одним из самых опасных следствий бездуховности является понижение чувства ответственности личности;

(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) суждение , раскрывающее противоречивое влияние массовой культуры на духовность личности, например: произведения массовой культуры нередко пропагандируют насилие, что негативно сказывается на духовности личности; при этом массовая культура (в рамках просветительских программ) даёт возможность рядовому зрителю приобщиться к шедеврам мировой культуры. Может быть высказано иное суждение.

Суждение, раскрывающее не противоречивое влияние массовой культуры, а лишь любой из аспектов влияния, не засчитывается при оценивании

Авторы утверждают, что человечество получило к началу XXI в. очень мощные средства влияния на природу и общество. Назовите любое одно средство влияния на природу и одно любое средство влияния на общество и проиллюстрируйте примерами действие каждого из средств.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы средства влияния и приведены соответствующие примеры :

1) ядерная энергия (например, после аварии на атомной электростанции радиоактивному заражению подверглись все компоненты природной среды региона);

2) электронные средства массовой информации (например, под влиянием информации СМИ граждане начали массово скупать иностранную валюту, создав кризисную ситуацию в банковском секторе).

Могут быть названы другие средства влияния, приведены иные примеры

Авторы предложили два варианта ответа на вопрос: к какому состоянию идёт мир? Какой из этих вариантов ответа представляется Вам более обоснованным? Используя обществоведческие знания, приведите три подтверждения своего мнения.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) вариант ответа на вопрос : более развитый, прогрессирующий мир ИЛИ мир деградирующий;

2) подтверждения :

в случае выбора первого варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

Растёт продолжительность, уровень и качество жизни людей;

Активно развиваются наука и техника;

Развивается демократия и гражданское общество;

в случае выбора второго варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

В современном мире не прекращаются войны, миллионы людей страдают от голода и болезней;

Велик разрыв в качестве жизни населения наиболее развитых ("золотого миллиарда") и беднейших стран мира;

Массовая культура транслирует произведения, не совместимые с ценностями морали, представлениями о прекрасном.

Могут быть приведены другие подтверждения выбранной точки зрения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции, и одно предложение, раскрывающее сущность любого вида инфляции.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: инфляция - это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о причине(-ах) инфляции, опирающейся на знания курса, например: Одной из причин инфляции является необоснованный рост денежной массы в обращении.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции, например: Ползучая инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен на 3-5%.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции.)

С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

Показать ответ

В ответе должны присутствовать следующие элементы :

1) модель ситуации негативного отклоняющегося поведения: К. подвёл своих товарищей по работе: не выполнил взятых на себя обстоятельств по организации вечера, посвящённого юбилею старейшего сотрудника фирмы;

2) три примера неформальных негативных санкций, допустим:

Некоторые из сослуживцев отказались подавать ему при встрече руку;

Некоторые сослуживцы сделали ему замечание;

Художник нарисовал карикатуру.

Могут быть смоделирована другая соответствующая условию ситуация и приведены иные уместные примеры санкций

В стране Z правительство формируется блоком партий, победившим на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти партии преодолели 5-процснтный барьер. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Назовите отличие этих двух систем. Назовите любую общую черту избирательных систем в демократическом обществе.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :1) тип - пропорциональная избирательная система;2) другой тип - мажоритарная избирательная система:3) отличие , например: при пропорциональной системе избиратели голосу- ют за партийные списки, а не за конкретных кандидатов, как при мажоритарной системе.(Может быть сформулировано другое отличие);4) общая черта , например:- всеобщие равные выборы при тайном голосовании;- альтернативный характер выборов;- кандидаты предоставляют сведения о своих доходах.Могут быть приведены другие общие черты этих избирательных систем в демократическом обществе

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие системы права.

2. Основные элементы системы права:

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права.

3. Основные отрасли российского права:

б) гражданское право;

в) трудовое право;

г) уголовное право;

д) уголовно-процессуальное право и др.

4. Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).

5. Публичное право:

а) конституционное (государственное) право;

б) уголовное право;

в) административное право и др.

6. Частное право:

а) гражданское право;

б) предпринимательское право и др.

7. Конституция РФ в системе российского права.

8. Отражение особенностей общественного развития в системе права.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)

29.2. Экономика «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)

29.3. Социология, социальная психология «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)

29.4. Политология «Главное завоевание демократии - право сказать "нет”». (Ю. Нестеренко)

29.5. Правоведение «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». (Ж.-Ж. Руссо)

1) элемент; 2) подсистема; 3) однородность 4) замкнутость; 5) открытость; 6) взаимодействие.

Запишите слово, пропущенное в таблице

15 . Проблемы неоднородности общества, его деления на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т. д. К основным формам расслоения общества Сорокин относил экономическое, политическое и профессиональное расслоение.

Какая теория представлена в данном фрагменте текста? Что она описывает?

Тема 13. ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (АКСИОЛОГИЯ)

В результате освоения данной темы, бакалавр должен:

знать

Смысл основных нравственных категорий;

Систему гуманистических ценностей;

уметь

Распознавать и оценивать роль гуманистических ценностей в современной общественно-политической, социальной, экономической, личной и профессиональной деятельности;

владеть

Навыками критического анализа окружающей действительности с позиции различных ценностей.

1. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, оценка, истина, норма.

2. Моральные и нравственные ценности. Ценностная характеристика добра и зла.

3. Эстетические ценности. Эстетическое и художественное.

4. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций.

Понятие ценности. Природа, классификация и эволюция ценности.

Ценность и оценка, истина и норма. Моральные и нравственные ценности. Проблема их обновления. Эстетические ценности. Особенности эстетического способа познания мира, разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Учение о ценностях М. Шелера (ordo amoris).



Основные понятия: ц енность, оценка, норма, добро, зло, нравственность, эстетический идеал, гармония, прекрасное, религия, вера.

Контрольные вопросы

1. Какова иерархия ценностей?

2. Назовите основные концепции типологии ценностей?

3. Что представляет собой историческая эволюция ценностей?

4. Определите соотношение понятий: «культура», «цивилизация», «ценности».

5. Какую роль играют ценности в определении критериев прошлого и будущего?

6. Определите иерархию нравственных ценностей.

7. Как соотносятся между собой этические и эстетические ценности?

8. Определите аксиологическую сущность понятий «совесть», «добро», «зло», «долг».

9. Определите соотношение эстетических категорий «прекрасное», «возвышенное», «комическое», «трагическое» в системе ценностей.

10. Какое общество можно назвать «цивилизованным»?

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014

2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014

  1. Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010

Дополнительный

1. Абишева А.К. О понятии «ценность»/А.К. Абишева //Вопросы философии. 2002. № 3.

2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса/Б.П. Вышеславцев. М., 1994.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

4. Гусейнов А.А. Великие моралисты/А.А. Гусейнов. М., 1995.

5. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности/А.Г. Здравомыслов. М., 1986.

6. Каган М.С. Философская теория ценностей/М.С. Каган. М., 1997.

7. Наука и ценности. Л., 1990.

8. Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии/С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Ростов-на-Дону, 1996.

9. Тугаринов П. Проблема ценностей в философии/П. Тугаринов. М, 1983.

10. Курочкина Л.Я., Плохинова М.Б. Систематическая философия: Ч. 2.: Философия человека (антропология), философия ценностей (аксиология): Учеб. пособие (электронный носитель)/Л.Я. Курочкина, М.Б. Плохинова. Воронеж: ВГТУ, 2003.

Темы докладов и рефератов

1. Ценность и оценка – формы взаимодействия.

2. Исторический характер норм и ценностей.

3. Ценности античной цивилизации.

4. Ценности «внутреннего человека» в христианстве.

5. Система новых ценностей в Европейском Ренессансе.

6. Запад и Восток – аксиологическое сходство и различие.

7. Ценности русского менталитета.

Контрольные задания

1. Исследование познавательных, эстетических, атеистических ценностей осуществляет…функция философии:

а) мировоззренческая;

б) критическая;

в) аксиологическая;

г) методологическая.

2. Какими качествами, по мнению Конфуция, должен обладать благородный муж?

а) справедливостью;

б) верностью;

в) искренностью;

г) сыновней почтительностью.

3 Что означал принцип «жень» в конфуцианской философии? а) позицию золотой середины;

б) гуманность, человеколюбие;

в) активное отношение к миру;

г) недеяние.

4.Этико-эстетический идеал античной культуры выражается в понятии:

а) калокагатия;

б) космоцентризм;

в) гедонизм;

г) рационализм.

5. Рассматривая человеческую личность в качестве высшей ценности, Н.А. Бердяев считал свою философию:

а) утопической;

б) антропоцентристской, или персоналистской;

в) теоцентристской;

г) рационалистической.

6. Понятие «личность» глубоко исследована на экзистенциальной основе в философии:

а) Л.П. Карсавина;

б) С.Л. Франка;

в) Н.А. Бердяева;

г) И.А. Ильина.

7. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в

объект, в философии понимается как:

а) произвол;

б) фатум (рок);

в) предопределение;

г) отчуждение.

8. По мнению Маркса и Энгельса, источник отчуждения следует искать:

а) в сфере материального производства;

б) в духовной сфере;

г) в сфере политики;

д)в социальной сфере.

9. Н.А. Бердяев утверждал, что вследствие изначальной пораженности человека первородным грехом («падшести»), происходит его подчинение условиям пространства, времени, причинности, выбрасывание человеком себя во вне. Мыслитель называет это…

а) объективацией;

б) субъективацией;

в) фетишизмом;

г) опредмечиванием.

10. По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в:

а) саморефлексии;

б) самоутверждении;

в) сопереживании жизни других существ;

г) соучастии в бытии других существ.

11. Свободы как таковой не существует. Любой поступок человека есть реакция на стимулы внешней среды. Это точка зрения …

а) бихевиористов;

б) фаталистов;

в) волюнтаристов;

г) экзистенциалистов.

12. Эпохой становления идеалов гуманизма в Европе считается:

а) античность;

б) Ренессанс;

в) Новое время;

г) Реформация.

13. Приоритет целей и ценности отдельных личностей над общественными утверждает:

а) персонализм;

б) гедонизм;

в) коллективизм;

г) соборность.

14. «Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли стать всеобщим законом, т.е. так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе и твоим близким». Это высказывание Канта называется:

а) моральная заповедь;

в) благое пожелание;

г) социальная норма.

15. Культурные ценности – это

а) компоненты человеческой культуры, имеющие личностный смысл и социально-историческое значение для общества, способные удовлетворять определённые потребности и задающие стандарты, образцы поведения;

б) предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения;

в) совокупность знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире;

г) сформировавшиеся под влиянием природных, исторических и политических факторов первоначальные образы культурного поведения.

Отражение окружающего мира в художественных образах свойственно

Ниже приведен ряд понятий. Все они за исключением одного, относятся к областям культуры

Выберите в приведенном списке верные утверждения о культуре и запишите цифры, под которыми они указаны

Все виды преобразовательной деятельности, а также все их результаты ученые обозначают понятием

Сфера духовной культуры и ее особенности

1) общество

2) культура

3) познание

2. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура возникла с появлением человека как биологического вида.

Б. Различают материальную и духовную культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. В приведенном списке указаны черты сходства материальной и духовной культуры и отличия материальной культуры от духовной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) деятельность человека

2) вещественный результат

3) создание ценностей

4) формирование идей, образов

1) Культурой называют уровень воспитанности человека

2) Культура возникла только с появлением государства

3) Культура – определенный уровень развития общества

4) Культура сформировалась раньше общества

5) Культура представляет собой часть культурной среды

1) искусство

3) образование

4) общество

5) религия

Найдите и выпишите номер понятия , выпадающего из ряда

6. Что является отличительным признаком искусства?

1) использование художественных образов

2) отражение представлений о добре и зле

3) объяснение сущности событий и явлений

4) обращение к сверхъестественным силам

7. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

1) архитектура

3) живопись

4) искусство

2) религии

3) искусству

4) идеологии

9 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Целью искусства является самовыражение творца и эмоциональное воздействие на зрителя.

Б. Благодаря искусству осуществляется научное познание мира.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

1) литература

3) архитектура

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

11. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.



ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

А) создание художественных образов 1) искусство

Б) логичность и доказательность выводов 2) наука

В) объяснение природных и общественных явлений

Г) эмоциональное воздействие на человека

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

М. Вебера:

социальное действие, идеальный тип, социологизм, понимание, аффективное действие, традиционное действие, целерациональное действие

Ответ: ………………………………………………………………………………………

5. Письменное задание:

Укажите различия между понятиями «социальный статус» и «социальная роль»

Памятка студенту - заочнику по учебной дисциплине «Социология»

Студент - заочник изучает социологию в следующих формах:

Лекционной и семинарской – в ходе установочной летней сессии;

Самостоятельной подготовки до начала экзаменационной сессии;

Выполнение контрольной работы.

Итоговой отчетностью по дисциплине «Социология» является экзамен.

В ходе установочной сессии на лекциях и семинарах студент получает ряд базовых знаний по социологии в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Самостоятельная подготовка к предмету заключается в углубленном изучении материалов лекций и семинаров, а также иных вопросов, вынесенных на экзамен, без помощи преподавателя. При подготовке к экзамену студент пользуется литературой, рекомендованной преподавателем, а также любой иной учебной литературой по социологии для высшей школы. В соответствии с графиком консультаций преподавателей, ведущих предмет «Социология», студент может получить консультацию при написании контрольной работы и подготовке к экзамену.

Контрольная работа по социологии – обязательная форма отчетности студента -заочника второго курса. Без ее наличия студент не допускается до экзамена . Самостоятельно выполненная контрольная работа должна быть сдана на кафедру не позднее, чем за две недели до начала сессии. Работа, представленная с нарушением указанных сроков, получает оценку «не зачтено ».

Контрольная работа включает несколько видов заданий. Все они опираются на материал учебно-методического пособия«Социология: вопросы и ответы» (Магнитогорск, МГТУ, 2008.) В тестовых заданиях Вы должны аккуратно подчеркнуть или обвести ручкой правильный вариант ответа на том листе, который выдан Вам на кафедре. Каждый тестовый вопрос имеет только один правильный вариант ответа.

В заданиях, где необходимо назвать понятие, определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание, заполнить пробелы в предлагаемой схеме или таблице, установить соответствие позиций, Вам необходимо понять, о какой теме идет речь, и посмотреть соответствующий раздел учебно-методического пособия. Ответ формулируется в форме слов или словосочетаний, порядка цифр или правильного соотнесения цифр и букв, например, 1 – а, г; 2 – б.

В задании по поиску смысловой ошибки Вы должны внимательно вчитаться в задание. Смысловая ошибка не есть синоним синтаксических или грамматических ошибок. К примеру, у Вас такое задание: «Укажите смысловую ошибку в тексте: «Интервью в социологии – метод социологии, который направлен на изучение и измерение межличностных отношений и используется преимущественно для анализа поведенческих ситуаций в малой группе». Смысловая ошибка в том, что это не тот метод исследования, который назван. Речь в задании идет о социометрическом опросе. Вы должны указать эту ошибку и написать правильный ответ.

На письменное задание контрольной работы Вы должны дать ответ самостоятельно. Ответ должен являться результатом творческого осмысления текста учебного пособия и иметь объем не более половины листа. Ответы на письменное задание должны быть представлены в отпечатанном виде, в заданиях под № 1 - 4 - аккуратно написаны шариковой ручкой. Небрежно выполненная работа (неаккуратный почерк, помарки, мятые страницы, пятна и т.п.) не проверяется и получает оценку «не зачтено». Выполненной контрольной работой считается только та, которая выполнена полностью, то есть в ней даны ответы, как на вопросы теста, так и на пять заданий.

Выполненная контрольная работа должна состоять из следующих прочно скрепленных листов:

Заполненный студентом титульный лист;

Выполненный тест;

Ответы на вопросы (задания № 1 – 4);

Ответ на письменное задание.

В зависимости от качества выполненной работы она официально оценивается: «зачтено » или «не зачтено ». Оценка «не зачтено » проставляется при наличии в контрольной работе 8 и более ошибочных ответов (в сумме независимо от вида задания). Студент, чья работа получила оценку «не зачтено », на экзамене дополнительно к билету проходит собеседование по контрольной работе.

Контрольная работа сдается в 479 ауд. (график работы: с 8.00 до 17.00 перерыв: с 12.00 до 13.00; суббота с 8.00 до 13.00; выходной – воскресенье). Телефон для справок: 29-85-91.

Установите соответствие между типами экономическими системами и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _________________________ .


В4

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого

пронумеровано.

1. Статистические службы информируют о росте безработицы среди молодежи. 2. Девушки и юноши, окончившие школу, с трудом находят себе работу. 3. Данная ситуация свидетельствует о серьёзных недостатках молодежной политики властей. 4. Для изменения ситуации правительству необходимо выработать действенную политику стимулирования работодателей в предоставлении ими большего количества мест молодым кадрам.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.



Ответ: _____________________ .


В5

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической ____________ (1), а также совокупность методов достижения политических целей и осуществления ___________ (2). Данное понятие раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического ___________ (3) являются: объем прав и __________ (4) человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между _________ (5) и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических _____________ (6), способы формирования политических _________________ (7), методы выработки политических решений. В политической науке выделяется несколько классификаций политических режимов. Согласно наиболее распространенной из них, основными типами политических режимов являются тоталитарные, авторитарные и демократические режимы».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Общество как динамичная система характеризуется следующим из приведенных признаков:

Укажите верный ответ.

Укажите верный ответ.


Тест № 16. Итоговый контроль. 11 класс (экспресс-контроль).

Вариант №2


Найдите правильную пару:

1) АБВ 2) АБГ 3) АВГ 4) АВД

Тест № 17. Итоговый контроль. 11 класс (в формате ЕГЭ).