На какие государства распалось царство соломона. История израильского и иудейского царств в самом кратком изложении. Иудейский царь и воины

Со времен библейских патриархов, живших, по утверждению ученых, во II тысячелетии до н. э., земля Израильская священна для еврейского народа. Она была ему завещана Богом и, согласно иудейскому учению, станет местом прихода мессии, который положит начало новой счастливой эпохи в его жизни. Именно здесь, на Земле Обетованной, находятся все главные святыни иудаизма и места, связанные с историей современного Израиля.

Путь в землю, завещанную Богом

Созданная незадолго до этого Организация Объединенных Наций попыталась найти компромиссное решение спорного вопроса и поддержала разделение Палестины. При этом Иерусалим должен был получить статус международного города, управление которым осуществлялось бы представителями ООН. Такой подход не устроил ни одну из противоборствовавших сторон.

Большинство еврейского населения, особенно его религиозно-ортодоксальная часть, сочло решение международного органа не отвечающим их национальным интересам. В свою очередь руководители Лиги арабских государств открыто заявили, что приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать его реализации. В ноябре 1947 года глава Высшего арабского совета Джамаль аль Хуссейни пригрозил немедленным началом военных действий, в случае если хоть какая-то часть территории достанется евреям.

Тем не менее план разделения Палестины, положивший начало истории современного Израиля, был принят, и ключевую роль в этом сыграла позиция, занятая правительством Советского Союза и президентом США Гарри Трумэном. Руководители обеих великих держав, принимая подобное решение, преследовали одинаковую цель - усиление своего влияния на Ближнем Востоке и создания там надежного плацдарма.

Обострение межнациональной борьбы

Дальнейший период в истории создания Израиля, продлившийся около двух лет, отмечен масштабными военными действиями, развернувшимися между арабами и еврейскими вооруженными формированиями, командование которыми осуществлял видный государственный деятель и будущий премьер-министр страны - Давид Бен-Гурион. Особую остроту столкновения получили после того, как в связи с прекращением действия мандата британские войска покинули занимаемую ими прежде территорию.

По мнению историков, арабо-израильскую войну 1947-1949 годов можно условно разделить на два этапа. Первый из них, охвативший период с ноября 1947 по март 1948 года, характерен тем, что еврейские вооруженные силы ограничивались лишь оборонительными действиями и совершали ограниченное число ответных акций. В дальнейшем же они перешли к активной наступательной тактике, и вскоре овладели большинством стратегически важных пунктов, таких как Хайфа, Тверия, Цфат, Яффо и Акко.

Декларация независимости Израиля

Важным моментом в истории создания Израиля стало заявление американского госсекретаря Джорджа Маршалла, сделанное им в мае 1948 года. Это был, по сути, ультиматум, в котором временному Народному управлению еврейского государства предлагалось передать всю полноту власти Комитету по безопасности ООН, в обязанности которого входило обеспечение прекращения огня. В противном же случае Америка отказывалась помогать евреям в случае возобновления арабской агрессии.

Это заявление послужило поводом для созыва 12 мая 1949 года экстренного заседания Народного совета, на котором по результатам проведенного голосования было принято решение отклонить предложение США. Двумя днями позже, 14 мая, произошло еще одно важное событие - провозглашение независимости Израиля. Соответствующий документ был подписан в здании тель-авивского музея, находящегося на бульваре Ротшильда.

В Декларации независимости Израиля говорилось о том, что, пройдя многовековой путь и претерпев множество бед, еврейский народ желает возвратиться на свою историческую родину. В качестве же юридического обоснования приводилась резолюция ООН о разделении Палестины, принятая в ноябре 1947 года. На ее основании арабам предлагалось прекратить кровопролитие и уважать принципы национального равноправия.

Эпилог

Так произошло создание современного государства Израиль. Несмотря на все усилия, прилагаемые международным сообществом, мир на Ближнем Востоке до сих пор является лишь призрачной мечтой - сколько лет существует Израиль, столько же продолжается его конфронтация со странами арабского мира.

Иногда она принимает форму широкомасштабных военных действий. Среди них можно вспомнить события 1948 года, когда Египет, Саудовская Аравия, Ливан, Сирия и Трансиордания пытались совместными усилиями уничтожить государство Израиль, а также кратковременные, но кровопролитные войны - Шестидневную (июнь 1967 года) и Судного дня (октябрь 1973 года).

В настоящее же время результатом противостояния является интифада, развязанная арабским боевым движением и направленная на захват всей территории Палестины. Тем не менее потомки Авраама, Ицхака и Иакова помнят завет, данный им Богом, и свято верят в то, что рано или поздно на их исторической родине восторжествуют мир и покой.

Образование Израильского царства

Войны и развитие обмена содействовали распаду родовых отношений. Чрезмерное обогащение отдельных предводителей родов и старейшин и разорение бедных общинников приводило к резкому имущественному и классовому расслоению. В период распада родового строя старейшины и вожди племён, составляющие родовую аристократию, называются могучими, благородными, «князьями» или «начальниками». Они стоят во главе войска и решают судебные споры. Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. Древние сказания особенно подчёркивают судебную функцию древнейших племенных вождей. Это так называемые «судьи» (шофет), власть которых в древней Палестине, как и в других древних странах на этой стадии их развития, предшествует власти царя, возникающей одновременно с образованием классов и государства. Таким образом, непримиримые классовые противоречия, возникающие в древнейшем рабовладельческом обществе Палестины, требуют образования государства как аппарата насилия, обеспечивающего рабовладельцам возможность эксплоатировать рабов и бедняков.

Ослабление Египта в XI–X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время, Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль средиземноморского побережья к финикийским городам, - к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Сперва образуются маленькие племенные союзы, как, например, государства «судьи» Самуила, Гидеона или царство Авимелеха в Сихеме. Наиболее могущественные племенные вожди, сосредоточивая в своих руках верховную военную, судебную и жреческую власть, образуют маленькие союзы племён в той или иной части Палестины. Некоторые из них, как, например, «судья» Самуил, пользуются авторитетом и большой властью, которая приближается к власти царя. В библии сохранились предания о том, как образовались эти союзы племён, из которых впоследствии выросли древнейшие государства. Один из древних правителей племени маиасси (Менаше) по имени Иерубаал одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племён и образовал древнее племенное государство с религиозным центром в Офре. Постепенно появляются и древнейшие формы наследственной царской власти. В библейской легенде рассказывается о том, что «сказали израильтяне Гидеону (почётное имя Иерубаала): „владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас, из рук мадианитян“». Гидеон в качестве верховного военачальника и царя берёт часть военной добычи, составляющей свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует её в храм, основанный им в Офре. Хотя Гидеон в вежливой форме отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, всё же, очевидно, в эту эпоху укрепляется принцип наследственной царской власти. Ави-мелех, один из сыновей Гидеона, насильственно устранив всех остальных кандидатов на царский престол, захватывает в городе Сихеме царскую власть. «Все жители Сихема… поставили царём Авимелеха у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех («мой отец - царь») указывает на постепенное оформление принципа наследственной царской власти, который проводил в жизнь этот древнеизраильский царь, процарствовавший всего лишь три года.

Наиболее крупным и сильным из этих государств было Израильское царство, основанное, - по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них повествуется о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области Гилеад к востоку от Иордана). Иабеш был осаждён племенем аммонитян. После освобождения Иабеша Саул собрал большое ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеа от власти филистимлян, Саул был провозглашён израильскими племенами царём. Однако царство Саула всё ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину в своём доме и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Однако Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить своё влияние в соседних странах. Так, с целью защиты израильских племён, живших в заиорданской области, он ведёт войну с царём Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя своё влияние в южной Палестине, в частности в Иудее, он ведёт войну с амалекитянами и завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов. Наконец, он присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Энергичная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царём, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством. Так, в легендах о Сауле подчёркивается его благочестие, указывается на то, что он был «охвачен духом бога Яхве», и описывается, как Саул изображал себя представителем «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важных религиозных обрядов.

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ТРЕТЬЯ История Передней Азии, от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953–561 гг. до н. э.) События в ЕгиптеВ то время, когда Давид и Соломон пытались создать прочное государство в среде израильского народа, в Египте происходили следующие события.

Из книги Третий Рим автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 4 Образование Московского царства Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно определились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный.Иван родился 25 августа

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

79. Падение Израильского царства Как только союзники, Пеках и Рецип, узнали о вторжении ассирийцев в их земли, они покинули Иудею и поспешно вернулись каждый в свое государство. Но было уже поздно. Тиглат-Пилесер завоевал Дамаск, столицу Арама, и загнал его жителей в

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Отношение к норманнам и туркам. Образование Второго Болгарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов, после взятия Фессалоники, двигались к

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Шумерийского царства при Лугаль-заггиси (2373–2349 гг. до н. э.) На 7-м году царствования Урукагины Лугаль-заггиси, правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Финикийского царства В длительной и упорной войне египтяне и хетты ослабли, и силы их государств были истощены. Это создало благоприятную обстановку для образования в Сирии и Финикии самостоятельных государств, достигших своего расцвета в Х - IX вв. до н. э.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Персидского царства. Кир Одновременно с мидянами на территории Ирана появились и другие племена, которые в надписях называются парсуа и, очевидно, являются предками древних персов.Ассирийские цари ведут борьбу с этими племенами, которые довольно прочно

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Наложение Израильского, то есть Богоборческого, царства и третьей Римской империи на западе Сдвиг примерно на 1230 лет Краткое описание отождествления Этот параллелизм также обнаружен методикой подсчета ВССД и подтвердил вывод, сделанный в , что «древние»

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПЕРЕХОД АСПАРУХА ЧЕРЕЗ ДУНАЙ И ОБРАЗОВАНИЕ БОЛГАРСКОГО ЦАРСТВА VII век в Европе - одна из наименее изученных страниц в ее истории. Ломка античных традиций оказала пагубное влияние на культуру, об этом времени сохранилось явно недостаточное количество источников. Теперь

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Образование Картлийского (Иберийского) царства Начиная с 30-х годов IV века до нашей эры, завоевательные походы Александра Македонского в корне изменили ход развития многих стран и народов мира. Огромное влияние они оказали и на Грузию.В 336 году до нашей эры заговорщики

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Возникновение Израильского царства Со временем в Палестине утверждается Израильский племенной союз, переживший в конце XIII в. до н. э. серьезные перемены. Его ядро было в 1220 г. до н. э. разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1815 Образование Царства Польского После Венского конгресса Россия получила в свое владение часть бывшего герцогства Варшавского с населением 2,6 млн человек. Но вначале все бывшее герцогство было занято русской армией, и там установили временную администрацию. По воле

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Образование Израильского государства Все внутренние преобразования, которые происходили в то время в Израильском государстве, нуждались в упорядочении или государственной организации. Захватнические войны лишь ускорили этот процесс.В XI в. начинаются попытки

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Образование Второго Боагарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов после взятия Фессалоники двигались к столице, около которой уже находился

Из книги История царства грузинского автора Багратиони Вахушти

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ 79-й царь Константин, царствовал 36 летОт начала [летосчисления] римского 5418, греческого 1469, грузинского 157, индиктиона 2, после царя Гиорги сел сын его Константин. Так как в Имерети воцарился

Для того чтобы создать своё царство иудеям пришлось столетия вести войны с местными семитскими и индоевропейскими племенами. Периоды поражений сменялись лучшими временами, когда еврейский народ имел собственных правителей. Наиболее ярким в истории евреев был период царствования Давида и Соломона. До этого согласно Библии было известно 14 судей. Они в разное время один за другим правили еврейским народом, будучи и их полководцами, и правителями.

Наиболее яркой фигурой среди судей был богатырь Самсона. Великая сила его была в чудесных волосах. Никогда не могли филистимляне одержать верх над армией, в которой бился Самсон. Тогда к Самсону отправилась красавица Далила из племени филистимлян. Влюбился Самсон в Далилу и поведал ей тайну своей силы. В ту же ночь Далила остригла волосы спящего Самсона. Филистимляне схватили героя, ослепили его и бросили в темницу, а затем устроили пир. Самсона привели на этот пир, дабы потешаться над ним и народом, и Богом его. Но тут чудесным образом отросли волосы Самсона и, сокрушив колонны державшие кровлю, он погиб сам, но и уничтожил всех предводителей филистимлян собравшихся тогда на пир.

Последним из 14 судей был Самуил. Он короновал Саула. Под командованием царя Саула удалось объединиться, потеснить филистимлян, но до победы было далеко. Однажды в битве против Саула несметное войско филистимлян выставило вперед великана Голиафа. Устрашились потомки Израиля, и никто из войска Саула не вышел вперед, дабы принять поединок. И тут выбежал перед трясущимися от страха воинами мальчишка-пастух Давид. В руках его была только праща. Напрасно смеялся Голиаф над смелостью ребенка, один мелкий бросок пращи и камешек точным ударом в лоб сбил великана с ног. Давид немедля подбежал и отсек безобразную голову Голиафа, и в ужасе рассеялось войско филистимлян.

Вскоре Саул и сыновья его погибли в очередной битве с филистимлянами, и избрало племя Израиля своим царем Давида. Он то и основал царство иудейское, сделав Иерусалим столицей. Наступил «золотой век» еврейской государственности.

После Давида стал править его сын Соломон. Соломон вошел в историю как самый мудрый правитель – философ. Во сне ему явился Бог. Соломон просил Бога даровать ему разум, чтобы управлять народом. На это он получил такой ответ: «За то, что не просил у меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом. Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе: богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».

Во времена Соломона еврейское государство стало очень богатым. При нем был, воздвигнут великолепный огромный храм Яхве , в который торжественно были помещены каменные скрижали с заповедями. Снаружи каменные стены были обложены белым мрамором, внутри же были покрыты золотом. Отныне поклоняться единственному богу можно было лишь здесь в единственном его Храме.

Мудро и счастливо правил Соломон 40 лет. Слава о нем распространилась далеко за пределы Израиля.

Как-то две женщины попросили царя разрешить их спор, каждая из них родила в одном доме мальчиков. Но сын одной из женщин умер, и каждая считала, что оставшийся в живых её ребенок и требовала его себе. Соломон приказал тогда рассечь ребенка пополам и дать каждой из женщин по половине дитя. Одна из них согласилась, другая в ужасе отказалась от ребенка, лишь бы он остался жив. И тогда улыбнувшись, царь отдал младенца той женщине, которая потребовала сохранить жизнь мальчику, справедливо рассудив, что она и есть ему настоящая мать. Так возникло выражение «Соломоново решение», которое во всех языках мира означает теперь справедливый, мудрый приговор.

Свою мудрость Соломон воплотил в жизнь в устройстве государства. Он разделил страну на административные районы, которые не совпадали с делением ее по коленам (племенам). Это уменьшало возможность возникновения заговоров. Во внешней политике Соломон установил и поддерживал успешные дипломатические отношения с различными землями и государствами. При Соломоне был создан торговый флот. Кочевой народ евреев стал мореплавателями. Соломон был замечательным поэтом (его «Песнь Песней» до сегодняшнего дня – лучший образец любовной лирики), автором сочинений по естественным наукам и медицине.

Цари Израиля описанные в Библии – объединитель страны Саул , храбрый Давид , мудрец Соломон (XI - X вв. до Р.Х.), не сумели, стать деспотами. Слабая царская власть, ограниченная влиянием жрецов и старейшин не смогла удержать единства царства, которое после смерти царя Соломона (около 928 г. до Р.Х.) распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. В Израиле жили десять колен еврейского народа, в Иудее - два. Судьба этих царств была печальна. Израиль был разгромлен ассирийцами в 722 г. до Р.Х. Десять живших там колен были уведены в плен, переселены в другие места империи Ассирии, на чужие земли, в том числе и в Вавилон. Тогда Библия пополнилась многими преданиями народов Двуречья. Более не суждено было Древнему царству Израиля возродиться.

Одни завоеватели сменяли здесь других, и не знала эта страна свободы, но где бы ни жили её изгнанные сыны, они хранили верность своему единственному Богу – Творцу, Яхве Великому и слушались всех его заветов.

СЛОВАРЬ:

Пророк – в политеистических и монотеистических религиях, это человек, которому дано откровение от богов, позволяющее предсказывать будущее и передавать прочим людям волю божества.

Ангел – доброе сверхъестественное существо в монотеистических религиях иудаизме и христианстве. Ангелы являются помощниками Бога и покровительствуют людям.

Сатана – падший ангел, олицетворение всего злого и греховного в мире.

ВОПРОСЫ:

1. Подумайте, откуда происходит и что означает выражение «труба иерихонская»?

2. Что пытались объяснить иудеи мифом о Вавилонской башне? Как мы ныне понимаем словосочетание «Вавилонское столпотворение»?

3. Объясните, как мог появиться в Библии миф о Потопе? Сравните его с шумерским мифом об Утнапишти.

4. Как на основании мифов книги «Бытия» Ветхого Завета можно охарактеризовать Яхве? Какие черты ему присущи?

5. Как связана реформа Эхнатона в Египте и зарождение иудаизма у семитских народов?

6. Подумайте, есть ли что-то общее между законами Хаммурапи и заповедями, полученными Моисеем от Яхве?

7. Расставьте на ленте времени в хронологическом порядке исторических и легендарных персонажей – царь Тутмос III, царь Хаммурапи, царь Саул, царица Хатшепсут, царь Суппиллулиум, пророк Моисей, царь Джосер, царь Саргон Древний, царь Давид.

8. Подумайте, почему одним из самых распространенных символов учебных учреждений является яблоко?

ТЕМА 18. ДРЕВНЯЯ АССИРИЯ.

В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:

1. Какой была древнейшая история Ассирии.

2. Какими были занятия ассирийцев.

3. Каким было ассирийское войско.

4. Как ассирийцы создали свою военную державу.

5. Как и почему ассирийская военная держава погибла.

На рубеже II и I тысячелетий до Р.Х. люди овладели новым металлом – железом. Орудия труда из железа были очень прочными и долговечными, так как железо более твердый металл. Впрочем, и сделать орудия из железа было куда сложнее, чем из мягких меди и олова. Железо плавится при более высокой температуре, чем медь и для выплавки этого металла необходима специальная печь. Орудия труда из железа очень быстро распространились по миру, железную руду тогда было проще найти, чем медь и тем более олово. В Х веке до Р.Х. во всем цивилизованном мире начался «железный век». Заметно повысилась эффективность земледелия, так как железный плуг и топор позволяли освободить под пашни и затем вспахать любые, пусть даже каменистые земли. Не только орудия труда, но и грозное оружие стали делать люди из железа и первыми в этом преуспели жители страны на севере Месопотамии – Ассирии.

Израильское царство после распада единого еврейского государства

Соломон умер в 928 (Бикерман, 1975, 192; Tadmor, 1981, 134) или 926 г. до н. э. (Weippert, 1988, 580). Наследником стал его сын Ровоам, рожденный аммонитской принцессой Наамой. Но царствовать спокойно он не смог. Вслед за кратким сообщением о смерти Соломона и воцарении Ровоама библейский автор пишет о собрании всех израильтян в Сихеме, чтобы провозгласить нового царя (I Reg,. 11, 43-12, 1). Сихем был расположен на территории племени Ефрема (Эфраима), и уже одно это было знаком недоверия к царю из племени Иуды, подозреваемого, по-видимому, в особом покровительстве именно этому племени, как это было при его отце. Дальнейшие события показывают, что иудеев на этом собрании не было. Вероятно, акт воцарения Ровоама, совершившийся в Иерусалиме, другие племена не признали и, созвав народное собрание, потребовали прихода туда Ровоама, что тому и пришлось сделать. Конечно, трудно себе представить, чтобы все взрослые мужчины неиудейских племен пришли в Сихем, но Библия подчеркивает, что это было именно всенародное собрание («qahal»), так что ясно, что здесь собрались не только родовые старейшины и племенная аристократия, но и представители более широких слоев населения (Malamat, 1965, 37 - 38). Выбор Сихема явно был не случаен. Как уже отмечалось, во время поселения израильтян в Палестине и во времена судей этот город был значительным религиозно-политическим центром, а также был связан с преданиями о патриархах (Campbell and Ross, 1962, 3-4). Выбирая Сихем для созыва собрания, израильтяне подчеркивали свою приверженность к домонархической традиции и свое желание если не вернуться к прежним временам, то, во всяком случае, ликвидировать чрезмерные притязания монархии.

На собрании Ровоаму был предъявлен ультиматум. От него потребовали уменьшить трудовую повинность (видимо, меньше привлекать к ней при возникновении чрезвычайных ситуаций) и снизить подати, после чего обещали признать царем. Речь явно шла о заключении договора с царем, как это было при двух первых монархах. Соломон , пришедший к власти по существу в результате государственного переворота, обошелся без такого договора, но теперь дело обстояло иначе. Недовольные своим тяжелым положением и дискриминацией по сравнению с иудеями члены других племен попытались переменить ситуацию с помощью старинного договора. При этом они, по-видимому, опирались на древний обычай, согласно которому новый царь издавал «акт милости», как это делали вавилонские цари, снижая при своем восшествии на трон подати и прощая недоимки (Taclmor, 1981, 135; Mitchell, 1982, 453). Однако Ровоам после некоторых колебаний отказался пойти на компромисс. При этом «старцы», т. е. представители старой племенной традиции и прежних политических институтов, уговаривали царя уступить, в то время как лица, в большей степени связанные с царским двором, настаивали на отказе от уступок (Malamat, 1965, 41-47). Ровоам последовал совету последних, и собрание отказалось признать его царем.

Ровоам понял свою ошибку и попытался все же достичь соглашения с отложившимися племенами. Он послал к ним Адоранима для каких-то переговоров. Но это была явно не та фигура, ибо именно этот человек, отвечавший за сбор податей, представал перед народом главным виновником его тяжелого положения. Адоранима забросали камнями и он погиб, а Ровоаму пришлось бежать из Сихема. Вместо него был призван Иеровоам, к этому времени возвратившийся из Египта. Было созвано новое собрание, которое провозгласило его царем. Это ясно показывает, что за всеми событиями в значительной степени стоял новый фараон (Malamat, 1965, 60). Только вениамитяне отказались последовать за остальными и подчинились Ровоаму (I Reg., 12, 1-20). Единое царство распалось. За северным царством сохранилось старинное общеплеменное название «Израиль», ставшее официальным наименованием государства. Южное царство, по названию наиболее крупного из оставшихся двух племен, стало именоваться Иудой, или Иудеей (Israel. 1995, 39-41).

Поначалу Ровоам попытался предпринять меры для восстановления своей власти на севере. Трудно сказать, почему он не обратился к профессиональной армии своего отца, которая, казалось бы, именно для таких случаев и предназначалась. Но царь предпочел созвать ополчение. Однако начинать войну все же не стал. По-видимому, было ясно, что за спиной Иеровоама стоит Шешонк , а вступать в конфликт с фараоном иерусалимский царь не решился (Tadmor, 1981, 136). Отказавшись от попытки подавить восстание, Ровоам фактически признал разделение царства.

Образовавшиеся два новых государства были гораздо слабее единого, чего фараон и добивался. Через четыре года после раздела он предпринял поход в Азию. О масштабах этого предприятия судить трудно. Вряд ли соответствует исторической реальности претензия Шешонка обложить данью всю Сирию (ANET, р. 263-264). В Библии говорится только о захвате им Иерусалима и разграблении храма и дворца (I Reg., 14, 25-26). В помещенном на стене храма Амона в Фивах перечне городов, захваченных Шешонком , названо большое их количество; судя по этому перечню, Шешонк прошел и по Иудее, и по Израилю (ANET, р. 242-243). Это подтверждается и археологическими данными: было разрушено множество городов, а в Мегиддо победоносный фараон воздвиг свою победную стелу (Weippert, 1988,425-426; Kempinski, 1989, 13, 95). Достичь же своей основной цели - восстановления египетского господства в Азии - Шешонк не сумел, ибо сил у Египта для этого не было, да и сам Шешонк умер вскоре после своего похода (Перепелкин, 2000, 394).

Образование двух отдельных государств вместо единого потребовало определенной перестройки политических и даже религиозных структур. Новые государства были очень разными. Северное, Израиль, было гораздо больше Иудеи по размеру и по населению, оно включало в себя израильтян из десяти племен (I Reg., 11, 30). Оно было расположено на пересечении важнейших торговых путей, и под властью северного царя оказались наиболее значительные города, являвшиеся ремесленно-торговыми центрами, что вело, с одной стороны, к более ускоренному экономическому развитию, а с другой, - к увеличивающейся в связи с этим социальной дифференциации общества. Но те же самые обстоятельства делали израильское общество менее сплоченным и как следствие - более конфликтным.

На севере Иеровоам пришел к власти, опираясь на консервативные силы, стремившиеся восстановить «старые добрые нравы», и должен был учитывать эти стремления (Tadmor. 1981. 144). Сохранил ли он созданные Соломоном административные округа, сказать трудно. Но подати явно были уменьшены. Израильским царям пришлось фактически заново создавать государство. Сын Иеровоама Нават воевал с филистимлянами во главе «всех израильтян» (I Reg.. 1 5. 27), т. е. общенародного ополчения. С другой стороны, несколько позже упоминается командир половины колесниц (I Reg., 16, 9), а это уже говорит о существовании какого-то профессионального войска. Видимо, роль ополчения в северном царстве выросла, но наряду с ним была создана и профессиональная армия.

Из других должностных лиц Израиля упоминается глава царского дворца (I Reg., 16, 9). Этот человек был довольно близок к царю, поскольку тот пировал в его доме. Такая же должность существовала и при дворе Соломона . К сожалению, другие подробности деятельности высшего государственного аппарата в Израиле до нас не дошли. Но и по этим отрывочным сведениям можно судить, что он, вероятно, копировал аппарат единого царства, хотя, может быть, и в меньших размерах. Поскольку Иеровоам царствовал довольно долго - 22 года, можно полагать, что основы государственного управления в Израиле были заложены именно им.

Ахия, в свое время призвавший Иеровоама к выступлению против Соломона , и сам Иеровоам происходили из племени Ефрема. На территории этого племени находился Сихем, где и произошло разделение царства. Во время завоевания и заселения евреями Палестины племя Ефрема оказалось в благоприятном положении. В последние годы «судей» оно играло ведущую роль в религиозной и политической жизни израильского союза, и поэтому в ходе создания единого царства Давидом , и особенно Соломоном, явно чувствовало себя ущемленным (Mitchell, 1982, 452). Это племя и стало на первых порах основной опорой Иеровоама, что нашло выражение в признании им Сихема своей первой столицей. Недаром позже пророки порой называли северное царство не Израилем, а Ефремом (Jes., 11, 13; Jer., 31, 20; Ez. 19; Hos. 6, 10). Однако Иеровоам избежал ошибки Соломона , который столь вызывающе покровительствовал своему родному племени Иуды. Через некоторое время Иеровоам (по-видимому, укрепившись) перенес свою резиденцию в Тирцу, расположенную, как кажется, на территории племени Манассии (I Reg., 14, 17). Ему приписывается постройка (точнее, перестройка) города Пенуэля в Заиорданье (I Reg., 12, 25), расположенного на важном торговом пути (Mitchell, 1982, 457), который некоторое время тоже был, вероятно, его столицей. Иеровоам явно стремился освободиться от контроля какого-либо одного племени, пусть даже своего собственного. Может быть, именно это стремление и стало причиной резкого противостояния ему со стороны того же пророка Ахии, по-видимому, выражавшего мнение наиболее консервативной части израильского общества, чьи надежды на восстановление старых порядков Иеровоам явно не оправдал. К тому же, по-видимому, обострились отношения между царем и пророком в религиозной сфере.

Для укрепления своего государства и освобождения от религиозного авторитета Иерусалима Иеровоам использовал старые представления. Для этого по его приказу были отлиты две золотые статуи тельцов и поставлены одна в Бе-тэле, другая в Дане, т. е. на южной и северной границах Израиля (Rouillard-Bonraisin, 1995,60). В семитских религиях бык издавна был символом высшего бога, покровительствующего данному сообществу. В угаритских сказаниях в виде быка часто предстает Балу-Цапану, главный бог Угарита, а в виде телицы - его сестра и возлюбленная Анату. Филон Библский (fr. I, 31) приписывает финикийской Астарте голову быка как знак ее царской власти. Культу быка как воплощения божественной силы не были чужды и евреи до утверждения монотеизма. Об этом свидетельствует известный эпизод с «золотым тельцом» (Ex., 32, 1-8). Если верить этому рассказу, то Аарон при этом заверил собравшихся, что изготовленный им телец и есть тот Бог, который вывел Израиль из Египта, т. е. тот же Йахве. Видимо, это отвечало каким-то очень древним представлениям о воплощении Бога в образе быка. Так что акт Иеровоама был не каким-то чрезвычайным нововведением, а скорее, обращением к наиболее древнему слою религиозных представлении. В иерусалимском храме такого изображения Бога не было. Значит, сооружение золотых статуй быков являлось знаком разрыва с иерусалимским жречеством и выражением создания собственного культа, вероятнее всего, того же Йахве, но в соответствии с другими (явно гораздо более древними) представлениями. Так что разрыв с Иудеей стал не только политическим, но и религиозным. Этот разрыв был подтвержден также установлением религиозного праздника в другое время, чем в Иудее, и набором жрецов для святилищ в Бетэле и Дане не из традиционного племени левитов, которые, вероятно, были слишком связаны с иерусалимским храмом, а из других племен (I Reg., 12, 31 - 33)- Возможно, это тоже отвечало древним представлениям северных племен (Tadmor, 1981, 145).

Избрание в качестве главных святилищ Израиля Бетэля и Дана, стоявших на границах государства, отвечало политическим целям Иеровоама, но могло вызвать недовольство жречества Силома. Этот старинный культовый центр утратил свое значение после захвата его филистимлянами и постройки храма в Иерусалиме и теперь надеялся на восстановление своей прежней роли в новом государстве. Выразителем его интересов и выступил, по-видимому, Ахия, занявший по отношению к Иеровоаму и его дому резко отрицательную позицию (Caquot, 19б1, 26).

Распад единого царства привел к утрате еврейскими государствами контроля над другими территориями. Все завоевания Давида были потеряны. Более того, филистимляне, которые, казалось бы, уже были не в силах претендовать на гегемонию в Палестине, перешли в новое наступление и захватили город Гаваон. Под его стены явился израильский царь Нават, сын Иеровоама, с израильским ополчением. Но во время осады некий Бааша (Вааса) из племени Иссахара убил его и провозгласил себя царем, а затем захватил столицу и истребил всех родственников своего предшественника (I Reg., 15, 27-30). Это был первый кровавый переворот в истории недавно образовавшегося царства, но далеко не последний. Какова была дальнейшая судьба Гаваона, неизвестно. Но и через много лет после переворота израильтяне все еще осаждали этот город (I Reg., 16. 15). Трудно себе представить, чтобы осада продолжалась столь долго; вероятно, после захвата власти Бааша покинул стены Гаваона, но, поскольку значение этого города было для израильтян слишком велико, они позже возобновили попытку овладеть им.

Для Бааши важнее оказалось противостояние с Иудеей. На дороге, соединявшей Иудею с остальным миром, недалеко от самого Иерусалима он начал строить крепость Раму, что приводило фактически к блокаде Иудеи. И иудейский царь Аса, не имея сил самостоятельно справиться с врагом, обратился за помощью к царю арамейского государства Арам Бар-Хададу, отправив ему богатые дары и прося разорвать союз с Израилем и заключить союз с Иудеей. Подношения сделали свое дело. Армия Бар-Хадада вторглась в Израиль с севера и захватила всю северную часть Галилеи (I Reg., 15, 17-20). Иудеи же, воспользовавшись этим, не только сняли блокаду со своей страны, но и, овладев Рамой, разрушили то, что успели построить израильтяне (Parker, 1996, 219). Однако справиться с Израилем и обезопасить свои северные границы Иудея могла только с помощью Арама, что ясно говорит о ее бессилии, а союз, вероятнее всего, просто прикрывал признание Иудеей верховенства Арама (Гельцер, 1958, 71).

А Израиль вскоре после войны с Арамом погрузился в гражданские раздоры. Полководец сына Бааши царя Элы (Илы) Зимри (Замврий) составил заговор и убил царя на втором году его правления. Но армия, которая в это время вела войну с филистимлянами, отказалась его признать и осадила израильскую столицу Тирцу. Зимри был вынужден покончить с собой, процарствовав всего семь дней, а вслед за этим сама израильская армия разделилась. Та ее часть, которая продолжала осаду филистимского Гаваона, выдвинула претендентом на трон своего командующего Омри (Амврия), а другая - Тимни (Фамния). Этот фактический раскол страны и противостояние ее двух частей продолжался четыре года, и только после смерти или убийства Тимни Омри был признан царем всего Израиля (I Sam., 16, 8-23). В Библии умалчивается, какая часть израильской армии поддерживала Тимни, но скорее всего та, что располагалась па севере и противостояла Араму (Tadmor, 1981, 147). Это дает основание сделать вывод, что война с северным соседом после потери ряда галилейских городов не закончилась.

С приходом к власти Омри на израильском троне оказался умный, сильный, энергичный правитель (Mitchell, 1982, 466). По-видимому, его вдохновлял пример Давида , который тоже был военным командиром, но сумел создать мощную державу и стать царем. Важным актом Омри была постройка новой столицы. После шести лет царствования в Тирце он купил гору Самарию (Шомрон), на которой воздвиг одноименный город (I Reg. 16, 23-24). По преданию, его название напоминает имя прежнего владельца горы, но это сообщение справедливо расценивается исследователями как «народная этимология», более вероятно, что ранее здесь находилась какая-то деревня, название которой унаследовано городом (Tadmor, 1981, 149-150). Находки керамики доказывают, что на горе, действительно, было небольшое поселение (Weippert, 1988, 514-516; Herr, 1997, 137). Видимо, и в этом предприятии Омри следовал примеру Давида. Но главное было в другом. Все прежние столицы Израиля, в том числе Тирца, которая в этом качестве пребывала дольше всего, были городами старыми, со своими традициями и связями. Создавая совершенно новую столицу, Омри освобождался от наследия старины и мог действовать более свободно, не очень-то оглядываясь на обычаи. Хотя Самария находилась на территории племени Иссахара, покупка земли, на которой она была построена, делали ее личным владением царя.

Выбор места для новой столицы был не случаен. Она располагалась на довольно высокой горе, стоявшей между горной страной севера и менее высоким нагорьем юга, соединяя тем самым разные районы царства. С западной оконечности горы было видно даже Средиземное море (Weippert, 1988, 535). Не менее важно и то, что место было очень удобным для торговли с финикийским побережьем (Mitchell, 1982, 467).

Опять же подобно Давиду и Соломону , Омри стремился установить союзные отношения с Тиром, царь которого, Итобаал, тоже пришел к власти в результате переворота (Ios. Contra Ар. I, 18). И он добился этого. Между Тиром и Израилем был заключен союз, скрепленный браком дочери Итобаала Иезавели с сыном Омри Ахавом (Tadmor, 1981, 149). Когда Ахав стал царем, Иезавель играла огромную роль при израильском дворе. Политический союз отразился в религиозной сфере распространением финикийских культов и особенно культа тирского «владыки» (I Reg., 16, 31-33), который стал чуть ли не официальным в Израиле. Как когда-то Соломону , так теперь Омри и Ахаву тирский царь оказал помощь в строительстве, в том числе в Самарии и в стратегически важном городе Мегиддо, укрепления которых аналогичны тем, что защищали финикийскую колонию Тосканос в далекой Испании (Parrot, Chehab, Moscati, 1975, 241; Harden, 1980, 49; Mitchell, 1982, 469-471).

Резко изменил Омри и политику в отношении Иудеи. Вместо продолжавшейся несколько десятилетий вражды, приводившей часто к открытым войнам, Омри предпочел союз с ней. По-видимому, новый царь сделал вывод из сравнительно недавней истории, когда союз Иудеи и Арама стоил Израилю поражения и потери ряда городов. Омри выдал свою дочь Гофолию (Аталию) замуж за Иорама, сына иудейского царя Иосафата (II Reg., 8, 26). Правда, в другом месте (II Reg., 8,18) ее же называют дочерью Ахава и, следовательно, внучкой Омри; но, как отмечают исследователи, хронологические соображения делают первое утверждение более вероятным (Mitchell, 1982a, 488).

Союз с Тиром и Иудеей обеспечил Израилю безопасность северо-западных и южных границ, усилил торговые связи с финикийским побережьем, что давало возможность получать самые разнообразные товары. Израиль, сделавшись важным промежуточным пунктом торговли Тира с Иудеей и другими южными районами Сиро-Палестинского региона, сам стал играть важную роль в транзитной торговле. Свидетельством внешнеторговой активности израильтян является находка в Самарии египетских алебастровых сосудов с выгравированным на них именем фараона Осоркона II (Elat, 1979, 541).

Позже сын Омри Ахав выставил для войны с Ассирией 10 тысяч воинов и 2 тысячи колесниц. Это было очень большое для того времени войско, что само по себе свидетельствует о силе Израиля. Не менее важно и упоминание о количестве боевых колесниц. Кони не разводились в Палестине, и получить их можно было только в результате торговли, скорее всего, из Киликии, как это было при Соломоне (Elat, 1979, 541-542).

Все это, естественно, обогатило израильского царя, предоставив возможность приступить к активному строительству, продолженному его преемником. По-видимому, почти сразу после прихода к власти Омри начал строительство дворца в Тирце, но после создания новой столицы оно было оставлено (Weippert, 1988, 516). Зато была не только построена Самария, но и в значительной степени перестроен Мегиддо, ставший очень важным стратегическим и административным центром, а к востоку от него возведен зимний дворец израильских царей (Kempinski, 1989, 198). Был восстановлен и разрушенный Хазор (Weippert, 1988, 518). Существуют и другие примеры строительной активности Омри и его сына (ср.: I Reg. 22, 39).

Деятельность Омри создала политические и экономические возможности военной экспансии Израиля. Одной из главных его целей было закрепление на торговых путях. И если путь через Палестину шел непосредственно по территории Израиля (Faust, 2000a, 4), то другой путь, который проходил по Заиорданью, надо было еще захватить. Через некоторое время израильтяне вторглись в эту область, где господствовал Моав. Неизвестно, как разворачивались события, но в конечном счете моавитский царь Ксмошйат был вынужден подчиниться. В непосредственное подчинение Израилю перешла область Медаба в северной части Моава. На остальной же территории сохранилась власть моавитского царя, но тот признавал в царе Израиля своего верховного суверена (ANET, р. 320) и выплачивал ему дань в виде огромного количества (по преданию, двухсот тысяч) овец и баранов (II Reg., 3,4). Но главное было не в такой невероятной дани, а в утверждении на важнейшем торговом пути.

Менее удачно для Израиля сложились отношения с царством Арам у северных и северо-восточных границ. Война с Арамом закончилась победой последнего. Это с несомненностью вытекает из рассказа о том, как после поражения от Ахава дамаскский царь предложил победителю сделку: вернуть ему города и «площади» в израильской столице Самарии, которые отец Ахава был вынужден уступить отцу царя Арама (I Reg, 20, 34). Самария, как уже говорилось, была построена Омри через шесть лет после его воцарения. Следовательно, победоносная война Арама против Израиля происходила во второй половине царствования Омри, т, е. в 876-871 гг. до н. э. Кто был ее инициатором - израильский или дамаскский царь, неизвестно. С точки зрения исторической логики, обе возможности реальны. Можно полагать, что, заключив союз с Тиром и Иудеей, Омри попытался вернуть те города, которые арамеи отняли у Израиля в правление царя Бааши. Но не менее вероятно и то, что Арам, видя создание опасного союза у своих границ, предупредил нападение врагов и ударил по Израилю. Вполне возможно, что утверждение власти Израиля в Моаве наносило громадный ущерб дамаскской торговле, и это стало причиной конфликта (Tadmor, 1981, 150). Но поражение Омри не повлекло за собой потери Моава, и это тоже надо иметь в виду. Как бы то ни было, война между Арамом и Израилем закончилась победой первого. К городам, захваченным Бар-Хададом у Бааши, были прибавлены еще какие-то, а для дамаскских купцов была создана фактория непосредственно в израильской столице. Это поражение, однако, не слишком ослабило Израиль. Омри оставил своему сыну Ахаву сильную державу, которая спорила с Арамом за гегемонию в Южной Сирии и Палестине. В этом споре Израиль поддерживала Иудея, где на троне сидел Иосафат, свояк Ахава.

В период правления Омридов в Самарии и Иосафата в Иерусалиме оба государства вышли за пределы своих этнических границ, пытаясь создать (или воссоздать) мини-империи. Но на этом пути столкнулись с ожесточенным сопротивлением Арама. В борьбе с этим царством Израиль и Иудея выступали союзниками. Однако в их союзе, несмотря на все достижения иудейского царя, первенство принадлежало Израилю, и инициатива войны с Арамом тоже исходила от израильского царя (I Reg., 22, 4; II Chron., 18, 3). Израильскому царю Ахаву пришлось столкнуться с Арамом. еще до совместного выступления Израиля и Иудеи. Войска царя Арама Бар-Хадада вторглись в Израиль и двинулись к Самарии. Авторитет Арама был в то время столь велик, что Ахав предпочел повести с Бар-Хададом переговоры, будучи готов даже к капитуляции и признанию верховной власти дамаскского царя. Однако последний выставил такие жесткие условия, что израильский царь, опираясь на мнение старейшин, отказался их принять. Войска Бар-Хадада осадили Самарию. Но армия Ахава устроила вылазку и наголову разбила арамеев. Сам Бар-Хадад с трудом сумел спастись бегством (I Reg., 20, 1-21). Произошло это за четыре года до гибели Ахава, т. е. в 856 г. до н. э.

На следующий год уже с новым войском Бар-Хадад возобновил войну с Израилем, но в битве при Афеке потерпел новое поражение (I Reg., 20, 26-30). Библейский рассказ об этом поражении, естественно, чрезмерно приукрашен, а потери дамаскского царя преувеличены. Но это не отменяет самого факта - поражения Арама. Сам Бар-Хадад бежал в город Афек и затем сдался израильскому царю. Ахав поступил с побежденным весьма милосердно. Дамаскский царь пообещал Ахаву возвратить города, отнятые его отцом у Омри, и предоставить израильтянам «площади», т. е. торговую факторию, в Дамаске. По-видимому, на этих условиях и был заключен мир (I Reg., 20, 30-34). Такой договор вполне соответствует дипломатической практике древнего Ближнего Востока (Stipp, 1997, 489). Неизвестно, воспользовались ли израильтяне факторией в Дамаске, ибо она больше нигде не упоминается. Но сам факт ее предоставления был важной уступкой Арама. И это свидетельствует о росте влияния Израиля в регионе.

Библия объясняет сравнительную мягкость договора между Израилем и Арамом всем якобы известным милосердием израильских царей, хотя это противоречит самим же библейским рассказам. Разумеется, дело было не в особом их гуманизме, а в трезвом политическом расчете. Причина такой мягкости - становившаяся все более отчетливой ассирийская угроза. Как мы расскажем ниже, основные военные действия против Ассирии разворачивались на территории Сирии, пока же надо лишь отметить, что Ахав и Бар-Хадад на время забыли старинную вражду, и Израиль вступил в антиассирийскую коалицию, возглавляемую Арамом. В объединенное войско Ахав выставил 2 тысячи колесниц и 10 тысяч воинов. Коалиция одержала победу над ассирийцами в 853 г. до н. э. в битве при Каркаре. Это сражение было первым столкновением Израиля с Ассирией. В то время на израильском троне сидел Ахав, сын Омри, и ассирийцы назвали это государство «домом Омри». Это название закрепилось за Израилем в ассирийских анналах.

После битвы при Каркаре Израиль вышел из коалиции, и вскоре возобновилась его борьба с Арамом. Уже на следующий год после столкновения с ассирийцами Ахав вместе с Иосафатом решили напасть на принадлежавший Араму заиорданский город Рамот-Гилеад. Этот город располагался на важнейшем торговом пути, связывавшем Дамаск с Аравией (Lipinski, 1979, 56; Reinhold, 1989, 153-154), и обладание им в большой степени обеспечивало контроль над этим путем. В сражении около стен Рамот-Гилеада Ахав был смертельно ранен и вскоре умер. А объединенные израильско-иудейские войска отступили (I Reg. 22,1-37).

Преемником Ахава стал его сын Охозия (Ахаз-Йагу). Но через два года он умер бездетным, и на израильский трон вступил его брат Иорам (I Reg., 22,40, 51; II Reg., 1,2-17). Сыновья Ахава пытались продолжать политику отца. Однако времена изменились. Победа арамеев и смерть Ахава обнаружили слабость той политической постройки, какую столь усердно создавали Омри и его сын. Даже Иосафат, верный союзник и родственник, отказался предоставить Охозии возможность плавать в Офир через Красное море (I Reg., 22, 40). Положение еще больше ухудшилось после смерти Охозии. Моавитский царь Меша, сын Кемошйата, отказался признавать власть царя Израиля. Более того, Меша начал войну с израильтянами и, хотя она шла с переменным успехом, в целом победа склонялась на сторону Моава. В частности, моавитяне захватили город Небо, один из опорных пунктов израильтян в Заиорданье. Там в качестве трофеев они взяли священные сосуды Йахве, которые Меша посвятил верховному богу моавитян Кемошу. Собственных сил для восстановления власти над отложившимся Моавом у Иорама явно не хватало, и он был вынужден обратиться за помощью к Иосафату. Соединенная армия обоих еврейских государств через пустыню вокруг южного берега Мертвого моря двинулась против Моава. Такой путь был очень труден, и долгое время войско чрезвычайно страдало от отсутствия воды. По-видимому, идти более легким путем вокруг северного берега Мертвого моря было невозможно из-за господства в этом районе арамеев. И вес же объединенная армия преодолела этот путь и разбила моавитян. Но овладеть столицей Моава Кир-Моавом (Кир-Харешетом) она все же не смогла и отступила. Моав восстановил свою независимость (II Reg., 1, 1; 3, 4-27; ANET, р. 320-321).

Великодержавная политика царей обоих еврейских государств и обширное строительство требовали огромного напряжения сил, что не могло не сказаться на положении рядового населения. Израиль был более развитым государством, чем Иудея, социально-экономическое развитие в нем шло быстрее, поэтому имущественная и социальная дифференциация здесь была более значительной, чем в южном царстве. На севере Израиля еще сохранилось старое ханаанское население, продолжавшее старые традиции, но находившееся в подчиненном положении (Faust, 2000a, 17-21). В этой части Израиля этническое положение во многом совпадало с политическим: городское население было смешанным, но все же с преобладанием израильтян, занимавших, к тому же, более высокое положение, а сельское - ханаанским. Правда, в городах уже наблюдается процесс ассимиляции ханнанских «верхов» с израильскими, в то время как «низы» в большей степени сохраняли свои этнические характеристики (Faust, 2000a, 21). В остальной части страны население этнически было более однородным, но социальные различия стали довольно значительными. В городах выделяются кварталы богачей и бедняков, а в Тирце, например, богатые кварталы были даже отделены от бедных стеной (Rouillard-Bonraisin, 1995, 61; Мерперт, 2000, 302-303). Причем роскошь богатых била в глаза. Например, дворец Ахава был украшен резной слоновой костью (1 Reg., 22, 39), и примеру царя следовали вельможи (Am., 3, 15; 6, 4).

Союз с Тиром и женитьба Ахава на Иезавели привели к усилению культурного влияния финикийцев на израильтян. Царский дворец в Самарии в значительной степени воспроизводил традиции дворцовой архитектуры бронзового века (Weippert, 1988, 537). Эти традиции еще были живы в Финикии, так что наиболее вероятно, что в ханаанском облике дворца Омридов отразились именно финикийские влияния, а не память о палестинских дворцах прежних эпох. Финикийские изделия во множестве использовались во внутреннем убранстве дворца. Как уже упоминалось, Иезавель принесла с собой культ тирского верховного бога Мелькарта, и в Самарии был построен его храм. Причем не только царица, но и ее муж покровительствовали этому культу, и он быстро распространился среди высших слоев израильского общества (Tadmor, 1981, 152). Иезавель была дамой весьма энергичной, умной, властной, и в то же время чрезвычайно коварной (Moscati, 1972,652). Она вовсе не была лишь тенью своего мужа. Создается впечатление, что Ахав, занимаясь больше войной, во внутренней политике следовал советам своей супруги. И естественно, что она стала объектом ненависти всех тех, кто счел себя несправедливо обиженными.

В этом плане привлекает внимание известная библейская история о винограднике Навуфея (I Reg., 21, 1 - 17). Ахав очень хотел завладеть виноградником некоего Навуфея (Набота), но тот никак не соглашался его продать. И тогда Иезавель отправила письма старейшинам и знатным горожанам города Изрееля (Rouillard-Bonraisin, 1995, 56), где жил строптивый виноградарь, с требованием обвинить его в государственной измене и культовом преступлении, за что и казнить. Те послушались царицы, и после казни Навуфея его виноградник в качестве конфискованного имущества перешел к царю. Этот рассказ справедливо рассматривается как доказательство наличия в Израиле общинного сектора со своими законами и имуществом, в дела которого царь своевольно вмешиваться не мог, и приобрести какое-либо имущество общинника можно было только после его осуждения за конкретное преступление (Дьяконов, 19б7а, 22). Этот поступок Иезавели вызвал страшное негодование. Библия донесла до нас ту жгучую ненависть, какую питали израильтяне к царице, и восторг по поводу ее страшной смерти, о чем речь пойдет позже. Но эта история, как кажется, раскрывает один важный аспект внутренней политики Омридов. Не решаясь нарушить установленные веками общинные порядки, цари этой династии, тем не менее, стремились укрепить царский сектор за счет общинного, используя для этого различные средства. Покупка земли для строительства Самарии и ложное обвинение Навуфея с последующей конфискацией его имущества - это лишь два известных нам примера, имевшие целью изменить соотношение между двумя секторами политической, экономической и социальной жизни Израиля в пользу царского. Обращает на себя внимание еще один аспект рассказа: полное подчинение горожан, во всяком случае городской верхушки, царице и их готовность пойти на самое неправедное дело, чтобы ей угодить, что ясно говорит о начавшемся вырождении общинных структур (Tadmor, 1981, 153). Правда, надо иметь в виду, что в Изрееле находилась летняя резиденция израильских царей, и это увеличивало их влияние на органы городского самоуправления, но сам по себе факт раболепного подчинения городских властей царской воле достаточно красноречиво свидетельствует о кризисе традиционных общинных отношений. А это как раз и не устраивало значительные слои израильского населения. Широкое распространение финикийской культуры, и особенно культов, в «верхах» израильского государства привело к культурному разрыву в израильском обществе, когда широкие массы населения стали видеть причину своего все более бедственного положения именно в «финикиизации» царя и его окружения и особенно в распространении чужеземных культов.

Выразителями оппозиционных настроений стали пророки. Были, конечно, и придворные пророки, которые старались всячески угодить царю. Таким, например, был некий Седекия, пророчествовавший об успехе Ахава и его союзника Иосафата в войне с Арамом (I Reg., 22, 6, 11-12). Но значительная группа пророков, никак не связанная с двором, резко выступала против Ахава, и в еще большей степени против Иезавели. В ненависти к царице и ее деятельности объединились значительные массы «рядового» населения и фанатичные поклонники Йахве, выступавшие против чужих жрецов, а также какая-то группа знати, недовольная засильем сторонников Иезавели и чрезмерно профиникийской позицией власти. Выразителем настроения преобладающей части израильского населения стал пророк Илия, который, как кажется, впервые выдвинул идею монотеизма: Йахве - не один из богов, не верховный бог Израиля и даже не единственный бог, которому израильтяне должны поклоняться в силу заключенного их предками договора, а вообще единственный Бог мира, а все остальные, в том числе, конечно, и финикийские, столь в то время почитаемые израильскими аристократами, - лжебоги, поклонение которым является величайшим грехом. Конфликт, одновременно социальный и религиозный, стал неизбежным.

В борьбе против пророков царь и его жена использовали власть. Стоило пророку Михею предсказать царю поражение, как он был брошен в тюрьму (I Reg., 22, 26-27). Иезавель вообще приказала физически истребить всех пророков, разумеется, оппозиционных (I Reg., 18, 4). Но это не помогло. Даже среди израильской знати пророческое движение нашло сторонников, которые, как уже говорилось, были недовольны проводившейся политикой и, видимо, соперничали с окружением царицы. Таким, например, был Авдий, возглавлявший дворцовую администрацию, который приложил все усилия, чтобы пророков спасти (1 Reg., 18,1 -4). Противники профиникийской политики существовали и в армии, как показали последующие события (Bietenhard, 1998, 505). И это также усиливало позицию пророков. Правда, сам Илия был, вероятно, все же убит царскими воинами. Авторитет этого бесстрашного противника ненавистной царицы был чрезвычайно велик в народе, распространялись рассказы о его чудесном спасении и взятии живым на небо. Во главе «пророческих сыновей» встал ученик Илии Елисей, перешедший от идейной борьбы к политической, целью которой стало свержение Омридов и уничтожение Иезавели.

Политическая ситуация сложилась достаточно благоприятно для этих планов. Ни Охозия, ни Иорам не были столь же энергичными и сильными правителями, как Омри и Ахав. Попытка Иорама возвратить под израильскую власть Моав не удалась, и Израиль, потеряв свои позиции на торговых путях, проходивших за Иорданом, оказался чрезвычайно ослаблен. Видимо, решив воспользоваться этим ослаблением старинного врага, царь Арама Бар-Хадад начал новую войну. Его войска осадили Самарию, где начался жесточайший голод, так что дело доходило до людоедства. Однако израильтянам удалось организовать вылазку и отбить нападе

Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

В начале I тысячелетия до н. э. положение дел в Палестине определялось тремя силами - Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в Позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа

израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что

отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII-XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились (по-видимому, при значительной культурной и организационной гегемонии выселенцев из Египта) и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину - с Иисусом Навином.

В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди - «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных местностей Южной Палестины.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система продемонстри- ровала свою неспособность к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные

предводители или просто разбойники, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из

них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным прави- телем (конец XI в. до н. э.); как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначал своих приближенных тыся- ченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от фи- листимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000- 965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления


страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев - критян и фили- стимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были

«падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных

произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным

монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам

прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал

Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.