Легенду о марии магдалине и покрасневшем яйце. Мария магдалина - интересные факты. Где поклониться мощам Марии Магдалины

Яйцо с первобытных времен было символом жизни. Загадочность сочетания столь простой формы со способностью скрывать под ней сложнейшие процессы, связанные с формированием организма, не оставляла равнодушными мыслящих людей во все века.

Яиц началась с посещения Марией Магдалиной Тиберия. Рассказывая в далеких от Палестины землях о чудесном воскрешении Христа, и она, и апостолы часто сталкивались с неверием. Так вышло и в этот раз. Император начал смеяться над Марией и, потешаясь, сравнил чудо воскресения с таким невозможным, с его точки зрения, фактом, как мгновенное изменение цвета подаренного ею белого яйца на красный. Не успела сойти с лица Тиберия веселая улыбка, как яйцо заалело у него в руках. Поверил ли римский владыка Марии или принял это чудо за какой-то неведомый фокус, история умалчивает, людям вообще свойственна недоверчивость именно тогда, когда происходит что-то настоящее. А вот иллюзиями мы почему-то охотно проникаемся.

Так получила свое начало история пасхальных яиц и возникла традиция их дарения на праздник Святой Пасхи. Сначала их красили исключительно в красный цвет, затем палитра расширилась, добавляя нарядности и общей атмосферы ликования всему праздничному столу. К тому же каждый цвет символичен: зеленый отражает Пасху как воскрешение и торжество жизни, голубой - устремление ввысь, желтый - солнечный свет веры.

Возникла традиция сохранять подаренные символы весь год - до следующего Святого воскресенья. Но соблюдать ее оказалось непросто - они хрупкие и скоропортящиеся. История пасхальных яиц была продолжена деревянными писанками, искусно разукрашенными узорами и христианскими символами. Каждое такое произведение народного искусства спорило с другим в красоте и мастерстве того, кто с божьей помощью трудился над его созданием. Этот подарок можно было хранить не один год и любоваться на него в те минуты, когда хотелось посмотреть на что-нибудь красивое.

Как каждое искусство, получило дальнейшее развитие и украшение пасхальных символов. За дело взялись лучшие ювелиры, славящиеся своим мастерством. Пасхальные - знаменитой фирмы, обретшей славу благодаря высочайшим художественным достоинствам своей продукции - стали символом эпохи. Безупречная скань, инкрустация, эмали и бриллианты сочетались с филигранно выполненными механизмами, наполнявшими произведения искусства. Каждый из ювелирных шедевров имел свое название и, кроме пасхальной смысловой нагрузки, нес подтекст, связанный с памятными событиям и датами. История пасхальных яиц конца XIX и начала XX веков прочно связана с именем исполнявшего заказы императорского дома. Многие его произведения можно увидеть в коллекции Эрмитажа и других музеев мирового уровня.

Но не всем быть великими ювелирами. И это не беда. Украшение яиц к пасхе своими руками помогает заранее настроиться на предстоящий праздник, его радостную и торжественную атмосферу. В этом деле можно и нужно проявлять фантазию, благо в наши дни продаются разнообразные наклейки и краски, облегчающие труд и придающие нарядность этим непременным атрибутам Великого дня.

Христос воскресе!

РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ СВЯТАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА

Мария Магдалина, исцеленная Иисусoм Христом от страшного недуга (семи бесов), возродилась к новой жизни, сделалась образцом служения Христу, за что была вознаграждена: Христос раньше других явился ей по Своем Воскресении и по Его повелению она стала первой вестницей и проповедницей Воскресения Христова. Натура пылкая, впечатлительная, искренняя, преданно и и бескомпромиссно любящая своего Спасителя – такой предстает нам Мария Магдалина в Евангелии.

Любовь привела ее не только к Иисусу Христу – чудотворцу, прославленному и воспетому младенцами, но и к ногам Иисуса–Назарянина, униженного, обесчещенного, позорно распятого, оставленного в момент казни даже учениками. Любовью Мария победила страх.

Апостолы после ее откровения находились в томительном состоянии. Многие из них не поверили ей, как, впрочем, не поверили и и двум ученикам, которым Иисус явился по дороге в Эммаус. Тогда же Иисус Христос явился всем одиннадцати, собравшимся на вечери, упрекнул их за неверие, жестокосердие и повелел: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. (Марк 16,12.13)

Вместе с апостолами, из дома в дом, из одной земли в другую, шла и Мария Магдалина, повторяя первое радостное благовестие: ХРИСТОС ВОСКРЕС! Добравшись до Италии, она добилась возможности быть принятой самим римским императором Тиверием.

По древней восточной традиции, и у иудеев в частности, первое посещение знатного лица сопровождалось подношением ему даров. И бедные подносили богатым взращенные в их местности плоды или яйца птиц. . Она передала его в дар императору со словами “Христос воскрес!”, при которых яйцо в ее руке окрасилось в красный цвет, после чего Мария и начала свою проповедь.

Насколько она была убедительна, можно судить по последствиям: согласно преданию, император Тиверий расправился с теми, кто осудил Иисуса Христа – римским прокуратором Понтием Пилатом и иудейским первосвященником Каиафой.

Существует мнение, что об Иисусе из Назарета Тиверий был осведомлен еще до прихода Марии Магдалины - оповестил его сам Понтий Пилат, отправивший в Рим донесение с подробными свидетельствами о благочестивой жизни Иисуса Христа и чудесах, им явленных, вплоть до Воскресения из мертвых. Было ли то следствием искреннего раскаяния Пилата, или другие причины побудили его сделать донесение, неизвестно. Но сам документ свидетельствуется древнейшими писателями.

Христиане же того времени, узнав о значении и силе впечатления, произведенного подношением Марией Магдалиной императору Тиверию яйца со словами “Христос воскрес!”, в подражание ей и при воспоминании о Воскресении Христовом, стали дарить друг другу красные яйца, при этом возглашая “Христос воскрес! – Воистину воскрес!” Так обычай распространился у христиан повсюду, и яйцо стало символом христианской Пасхи - воскресения мертвых и возрождения в жизнь вечную.

После Италии Мария Магдалина направилась в Малую Азию, в город Ефес, где, по преданию, помогала евангелисту Иоанну Богослову. Там же она почила и была захоронена. В 9 веке нетленные и прославленные мощи ее были перенесены в Константинополь, в церковь при монастыре св. Лазаря. Наиболее вероятная версия дальнейших событий предполагает, что во время разграбления Константинополя крестоносцами мощи святой были увезены и впоследствии разделены по храмам в разных местах Европы и Ближнего Востока.

Частицы мощей находятся и среди святынь гефсиманского храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. День памяти святой 22 июля/4 августа.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 1
Христу нас ради от Девы рождшемуся честная Магдалина Мария последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующи, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

КОНДАК, ГЛАС 3
Предстоящи преславная у креста Спасова, со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше глаголющи: что сие есть странное чудо; содержай всю тварь пострадати изволи: слава державе Твоей.

Поднесение даров Марией Магдалиной Римскому императору Тиберию. Картина художника Верещагина из Храма Марии Магдалины в Гефсиманской обители.

Из археологии моего жж.

Я нашел этот интересный пост в ЖЖ
и добавил к нему свой комментарий
про Марию Магдалину.
Может кому-то будет интересно.

Оригинал взят у ltraditionalist в О символе Пасхи.

Оригинал взят у josef_brave в О символе пасхи

Широко известна история про Марию из Магдалы, пришедшую к императору Тиверию, и по своей бедности принесшую в подарок лишь одно птичье яйцо, чудесно покрасневшее после скептической реакции кесаря на её пасхальное известие. Как и многие другие полу-сказочные церковные "объяснялки", эта так же весьма хороша своей наглядностью для детского сознания. Всё просто, - яйцо покраснело и теперь это - всемирный христианский символ Пасхи. Но что было бы, если бы Мария оказалась чуть более платёжеспособной и на глазах кесаря произошли бы изменения, к примеру, с жареной курицей? Тогда изображения подрумяненных бройлеров красовались бы во всех наших церквях? И что это за "великое чудо" божественного всемогущества, способное лишь изменить цвет яичной скорлупы? Естественно, что как и с любым другим религиозным символом, с яйцом, да ещё к тому же и красным, всё не так примитивно!

Люди, не оторванные от природы, очень хорошо понимают, что такое "красное яйцо", - это яйцо, в котором есть кровь, и соответственно жизнь. Они смотрят на свежеснесённые яйца, подставив их яркому свету, чтобы увидеть в оплодотворённых яйцах сеть кровеносных сосудов развивающейся в них жизни, и оставить таковые для высиживания, а не оплодотворённые "пустышки" отнести на кухню. Именно поэтому птичье яйцо является древним символом человеческой души, её потенциала и участи. По сути, это яйцеклетка, из которой должно развиться существо, способное жить в Небе. Но для его рождения необходимо быть оплодотворённым и согретым Небожителем. Только в отличии от птенца, человек сам совершает выбор, - приложить ли усилие для принятия оплодотворения Духом, потрудиться ли для созидательного сохранения полученного тепла и преодоления естественной оболочки, или остаться запечатанной "пустышкой", тихо сохнущей, либо буйно источающей зловоние. Именно от понимания этого символа происходит древняя поговорка о различении "божьего дара и яичницы".

Если в действительности и было такое чудесное событие с Марией и Тиверием, то, скорее всего, она принесла бы яйцо с явными признаками его варки и поэтому получила бы на известие о воскресении Иисуса вполне рассудительный ответ, что это так же невероятно, как если бы это мёртвое сваренное яйцо стало бы красным, т.е. живым. Возможно, так всё и было, и тогда с руки Марии вспорхнула пташка. Но император не стал после этого христианином (хотя, никакое чудо не способно насильно повлиять на волю человека). На самом деле, Мария просто преподнесла ему крашеное в красный цвет яйцо, как символ чаемого воскресения человечества, который был известен ещё у древних этрусков. Она таким образом просто засвидетельствовала Тиверию, как пророк Иоанн иудеям, - "Вот оно! Свершилось! Христос воскрес, и обновление жизни теперь стало нам доступно!"

В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освящённые яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времён апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".

Очень важно за такими "детскими иллюстрациями" не терять понимания истинного смысла религиозного символа. "Христианство не творит новых символов, а лишь наполняет истинным смыслом уже существующие." (прот. Александр Шмеман)

Мой комментарий к этому посту. Кто такая была Мария Магдалина?

Церковная объяснялка оставляет за скобками вопросы:
- Как бедная женщина попала на пир императора?
- Почему бедной женщине вообще позволили разговаривать с императором?

Есть некие сведения о том. что Мария из Магдалы (Магдалина) была не "простой" и не "бедной" женщиной. Например, упоминание о том, что она была первой. кому явился по Своему Воскресению, Иисус Христос. Очень трудно представить, знающему жизнь на Востоке, женщину, идущую без сопровождения, почти ночью (рано утром). к гробнице казненного и с поставленной вокруг неё охраной из римских солдат.

Но, если представить, что Мария Магдалина была знатного происхождения, возможно женой (или дочерью) градоправителя, и возможно, римской гражданкой, а многие представители иудейской элиты ими были, то все становится на свои места.

И, понятно, что именно такая богатая женщина, могла обеспечивать жизнь небольшой общины первых учеников и Самого Учителя. Ведь они не работали, а только путешествовали по Иудеи. И приходили в Иерусалим, во время праздников. А тогда в него стекались толпы паломников со всего света и снять дом (так, как были мужчины и женщины в этой общине) было очень дорого.

Именно наличие римского гражданства помогло Марии Магдалине попасть в Рим, а знатное происхождение и, возможно, заслуги её мужа (или отца) позволили попасть ей к императору и обратиться к нему с пасхальным приветствием.

И Вы правильно пишите, что перекраска яйца не могла подвигнуть Тиберия к вере в Иисуса Христа. Вспомним и Аполлония Тианского и Симона-мага - вокруг Тиберия всегда были маги (есть выражение Тацита, что Тиберий окружал себя «стадами халдеев»). И чудо с покраснением яйца они могли спокойно повторить перед императором.

Кстати, маленькое дополнение: скорее всего, если она была знатного происхождения по мужу, то она была молодой вдовой.

Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. А христианский обычай дарить друг другу пасхальные яйца уходит корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества этот предмет имел огромное символическое значение, он ассоциировался с самой жизнью. Древняя латинская поговорка гласит «Все живое [происходит] из яйца».

В древнем Иерусалиме яйцо было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешел в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, ее возрождение.

По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Это произошло вскоре после вознесения Иисуса Христа. Мария Магдалина отправилась на приём к императору. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом:
"Христос Воскрес!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало менять цвет из белого в ярко-красный цвет.
У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров напоминают о бичевании Христа.Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу

Забавы и игры с пасхальными яйцами

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было "ка­танье яиц" Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по- очере­ди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не разбилось.

Почему на Пасху крашеные яйца доставляет Пасхальный кролик?

На этот счет существует легенда
В то время, когда ковчег бороздил безбрежные воды, сотворившие Великий Потоп, наткнулся он днищем о вершину горы, и появилась в посудине брешь. И пошел бы ковчег в глубинные воды, если бы не заяц, закрывший прореху своим куцым хвостиком. Вот в память о храбром трусишке и родились легенды. Дети, которые ждут пасхального кролика или пасхального зайца, уверены, что именно он на волшебной поляне в лесах германских земель варит в котелках на пыльце светлячков магические травы, которыми вручную раскрашивает каждое пасхальное яйцо. Это животное у германских народов в древности считалось одним из символов плодородия и благополучия. Постепенно заяц, как одна из эмблем Пасхи, появился и в Англии.

Интересно, что обычай дарить друг другу пасхальные яйца существует и в католических, и в православных странах. Например, в Италии и Германии принято приносить в корзине шоколадные яйца, завернутые в разноцветную фольгу. Причем немецкая и итальянская пасхальная корзинка, как правило, содержит еще и шоколадного зайца.

Почему яйца на Пасху красные? Ответ на этот вопрос кроется в самой пасхальной традиции, в рамках которой яйцо выступает как один из главных символов Светлого Христова Воскресения. Согласно преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина во время своей проповеди в Риме преподнесла императору Тиберию куриное яйцо, при этом воскликнув: «Христос Воскрес!»

В ответ на это римский император возразил, что скорее это куриное яйцо из белого станет красным, нежели он поверит в то, что кому-либо из живущих на этой Земле доступна способность воскресения. Правитель Рима потребовал чуда и чудо произошло. На глазах у множества людей куриное яйцо, преподнесенное Магдалиной, стало красным.

Так красные яйца на Пасху по Библии, а еще точнее, уже по Новому Завету, прочно вошли в традицию празднования и стали наравне с пасхальным куличом главным атрибутом праздника. Христиане по всему миру стали окрашивать яйца в первую очередь в красный и другие цвета. Здесь прослеживается аналогия: куриное яйцо символизирует рождение новой жизни. Христос Спасатель своей смертью на кресте искупил грехи всего человечества и подарил новую жизнь. Скорлупа куриного яйца символизирует гроб, а красный цвет - пролитая Иисусом Христом кровь. Существует еще одна причина, почему на Пасху красят яйца в красный цвет.

Второе важное значение красного яйца на Светлое Христово Воскресение - царское достоинство Иисуса Христа. На востоке красный цвет ассоциировался с царской властью.

До настоящего времени сложно себе представить Светлую Пасху без окрашенных в различные цвета яиц. Освященные в храме ранним утром на Пасху вместе с куличом и другими продуктами яйца - первый продукт, которым разговляются после длительного и без преувеличения сложного Великого поста, предшествующего Светлому Христову Воскресению.

Впрочем, есть еще одна легенда о красном яйце на Пасху, которая отсылает нас в Древний Рим к императору Марку Аврелию. Описан случай, который произошел в 121 году нашей эры. В хозяйстве семьи будущего императора (который в то время был маленьким ребенком) содержался огромный курятник. Однажды работники нашли в соломе снесенное курицей яйцо, сплошь покрытое ярко-красными точками.

Это событие было воспринято как исключительно хорошее предзнаменование, предрекающее великое и светлое будущее новому правителю Рима. С тех пор на территории империи зародилась традиция дарить друг другу окрашенные яйца. С рождением Иисуса Христа, а позднее с исполнением его великой миссии, окрашенные яйца (особенно, в красный цвет) приобрели символику пролитой за человечество крови Спасителя и вечной жизни для каждого, кто уверует.

Но и это не единственное значение куриного яйца на Пасху. Дело в том, что в Палестине, где с приходом Иисуса Христа происходили решающие для человечества события, было принято устраивать гробницы в пещерах, вход в которые перекрывался камнями, после того, как там оставляли покойного. Камень, которым перекрыли вход в гробницу, где оставили тело распятого на кресте Иисуса Христа, по форме очень напоминал куриное яйцо. Таким образом, в христианстве пасхальное яйцо - символ Гроба Господня, в котором скрыта вечная жизнь.

В различных источниках описан еще один интересный случай, связанный с куриным яйцом и смертью и последующим воскресением Христа. Группа иудеев собралась после казни Иисуса за трапезой. Среди блюд на столе была жареная курятина и вареные куриные яйца. Один из присутствующих вспомнил обещание Иисуса Христа отдать жизнь на кресте, а после воскреснуть на третий день, на что его собеседники ответили, что скорее жаренная курица оживет, а яйца из белых станут красными. В следующее мгновение яйца действительно стали красными.

P.S. Еще по одной легенде считается, что сама Богородица в детстве окрашивала куриные яйца, чтобы порадовать маленького Спасителя. Окрашенное куриное яйцо на Пасху напоминает нам о великом даре Иисуса Христа, преподнесенном каждому верующему.