Хасан аль басри биография. Был ли Хасан аль-Басри суфием? Обет, взятый с учёных

Когда аль-Хасан ибн Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: «Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!». (См. Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», событие Сыффина). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отозвался об аль-Хасане с похвалой: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Он сказал это об аль-Хасане, но не об Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как Али сражался.

Что же касается Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахраване, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.

Покончив с хариджитами в битве при Нахраване, Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.

Абу Бакрата передаёт: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, стоя на минбаре, причём аль-Хасан стоял рядом с ним и смотрел на людей: “Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман”». «Сахих» аль-Бухари,№ 3746.

Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал его и аль-Хасана и говорил: «О Аллах, я люблю их обоих, полюби же их и Ты!». «Сахих» аль-Бухари, № 3735.

Укба ибн аль-Харис передаёт: «Я видел, как Абу Бакр брал на руки аль-Хасана и приговаривал: ― Клянусь, на пророка похож ты, и совсем не похож на Али! И Али улыбался». «Сахих» аль-Бухари, №№ 3542, 3750.

Аль-Хасан ибн Али скончался в эпоху Муавийи в 49 году от хиджры.

Говорят, что ядом аль-Хасана напоила его жена Джа’да бинт аль-Аш’ас, однако у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать это. Аз-Захаби сказал: «Это недостоверные сведения, ибо кто может знать это?». Аз-Захаби, «Тарих аль-ислам», книга «Эпоха Муавийи», стр. 40.

Ибн Касир сказал: «Я считаю, что это недостоверные сведения». Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/44).

После убийства Али, дабудет доволен им Аллах, жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу Али до самой его смерти.

Договор с Му‘авией и прекращение разногласий между мусульманами

Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца Али от сражения с жителями Шама. А бдур-Раззакъ, «аль-Мусаннаф», (5/462).

Одним из доказательств того что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то, что он сместил Кайса ибн Са’да ибн Убаду и поручил командование Абдуллаху ибн Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).

Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн Али отправился к Муавийи в сопровождении своего войска, Амр ибн аль-Ас сказал Муавийи: «Я вижу войска, которые не прекрашают сражаться пока не истреблят друг друга».

Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил проповедь, пришёл аль-Хасан, и посланник Аллаха сказал: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Аз-Зухри передаёт, что Муавийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: «Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе». Амр ибн аль-Ас сказал: «Нет, мы должны сражаться с ним!» Муавийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: «Успокойся, о Абу Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама… А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным».

Аль-Хасан и Муавийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муавийи. Муавийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.

Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того, что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде, и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде, — две награды».


Из книги Усмана аль-Хамис, "Период из исламской истории от кончины Пророка до гибели Хусайна в 61 г.х." Подготовил: www.sawab.info http://www.sawab.info/pravlenie-hasana-ibn-ali/

Как может заблудиться народ, в котором проживает Хасан аль-Басри.
(Маслама ибн Абдулмалик)

К жене посланника Аллаха Умм Саляме прибыл гонец с радостной вестью о том, что ее служанка Хайра разрешилась от бремени и родила мальчика. Счастье переполняло сердце матери правоверных, да будет доволен ею Аллах, и радость буквально растекалась по ее благородному и величественному лицу. Она поспешила отправить к ним посланца, чтобы он привел к ней счастливую мать с младенцем, дабы она оправилась от родов проведя некоторое время в ее доме. Хайра была очень дорога и любима сердцу Умм Салямы. Она истомилась от ожидания, страстно желая увидеть новорожденного.

Когда Ираком стал править Хаджадж ибн Юсуф Ас-Сакафи (ум. 95 г. по хиджре – Прим. ред.), и сразу же обратил на себя внимание тем, что перешел все границы дозволенного, чиня произвол и насилие, ученый Хасан из Басры был одним из тех малочисленных смельчаков, которые выступили против его тирании. Он бесстрашно обличал перед людьми его злодеяния и открыто отстаивал слово истины. Так, например, известно, что когда Хаджадж построил для себя дворец в Васите (город между Басрой и Куфой в Ираке) он призвал людей прийти поглядеть на него и совершить молитву призывая на него благодать. Хасан аль-Басри не желал упускать такую возможность стечения столь огромной массы людей. Он также отправился к ним, чтобы наставить и увещать их, удержать их от неуемного стремления к украшениям этого мира и побудить их к тем благам, что у Аллаха, Славен Он и Велик. Когда он прибыл на место, то увидел толпы людей, которые обходили высоченный дворец охваченные восхищением, дивившихся просторными залами и поражавшиеся красотой его отделки. Он остановился посреди них и обратился к ним с проповедью. Среди прочего из того, что он сказал, было и следующее:
— Прежде мы уже взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона и уничтожил то, что он воздвиг. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лживой лестью! И так он продолжал в том же духе пока один из слушающих его людей не пожалел его опасаясь мести Хаджаджа и сказал ему:
— Довольно! О, Абу Саид, хватит!
На что Хасан ответил ему:
— Аллах взял обет с ученых мужей в том, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них.
На следующий день Хаджадж вошел в Совет, с признаками особенной ярости и обратился к заседающим:
— Смерть вам и погибель! Явился один из рабов басрийских и сказал здесь то что вздумал сказать и затем не нашлось среди вас ни кого, кто бы смог остановить его и воспрепятствовать ему в этом. Клянусь Аллахом я орошу вас его кровью. О, сообщество трусов!
Затем он приказал принести меч и кожаный коврик (стандартный набор провинившегося приговоренного к казни) и ему подали их. Потом он позвал палача и он тут как тут предстал перед ним. И после этого он направил нескольких полицейских за Хасаном приказав им чтобы они привели его.
Прошло совсем немного времени как явился Хасан. Взоры присутствующих обратились к нему и их сердца затрепетали в ожидании ужасного действа. Когда Хасан увидал приготовленный для казни палас и палача его губы что-то прошептали. Затем, он предстал перед тираном спокойно и достойно, как и подобает настоящему верующему мусульманину и стойкому проповеднику.
Когда Хаджадж увидел его в таком состоянии им охватило сильное волнение и страх. Он сказал ему:
— Сюда, о, Абу Саид! Прошу сюда! Он долго повторял это, пока не усадил его на свое место и люди взирали на тирана в полной растерянности и удивлении от такого поворота событий. Когда наконец Хасан уселся в его кресло Хаджадж повернулся к нему и начал расспрашивать его о некоторых религиозных проблемах. И тот отвечал ему на каждый вопрос утверждающе твердо, привлекательно ясно и исчерпывающе полно. И сказал Хаджадж ему:
– Ты господин ученых о, Абу Саид! После чего он попросил чтоб ему принесли благовония умастил ими бороду Хасана, а затем проводил его.
Когда же он вышел от него, к Хасану подошел привратник Хаджаджа и сказал:
— О Абу Саид поистине не для этого позвал тебя Хаджадж. Я смотрел за тобой когда ты подошел и увидел приготовленные меч и коврик для казни. Ты что-то прошептал в тот момент. Что же ты говорил?!
— Я сказал - О мой Владыка, я прошу твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима - ответил Хасан.

Известно много других историй повествующих об отношениях Хасана с власть имущими и правителями. И всегда в глазах облеченных властью он выходил из этих перипетий величественным, укрепленным Аллахом и Им убереженным. Из их числа и следующая история. После того как халиф-аскет Умар ибн Абдель Азиз переселился к своему Господу и власть перешла к Язиду ибн Абдулмалику он назначил правителем Ирака Умара ибн Хубейру Аль-Фазари. После чего он облек его еще большими полномочиями и передал ему в правление также и Аль-Хурасан. Халиф был известен среди людей образом жизни далеким от образа жизни своего праведного предшественника. Он посылал к Умару ибн Хубейре депешу за депешей приказывая исполнить все, что в них содержалось даже если придется иногда жестоко попирать чьи-то права.
И тогда Умар ибн Хубейра позвал к себе Хасана Басри и Амира ибн Шурахбиля более известного как Аш-Шааби (это произошло в 103 году по хиджре – Прим. ред.) и сказал им:
— Поистине, по воле Аллаха повелителем правоверных стал Язид ибн Абдулмалик, которому обязаны подчинятся его подданные. Он назначил меня как вы знаете правителем Ирака, наделив меня полномочиями править еще и персами. Время от времени он посылает мне письма, в которых приказывает мне исполнить то, что не согласуется со справедливостью. Не нашли бы вы для меня выход из этой ситуации согласно нашей религии. Аш-Шааби стал отвечать ему, и в его ответе ощущалась благожелательность к халифу и сочувствие к Умару. Хасан же молчал. И тут Умар ибн Хубейра повернулся к Хасану и сказал: - что ты скажешь о, Абу Саид?
— О, ибн Хубейра! Бойся Аллаха в том что касается Язида, и не бойся Язида в том, что касается Аллаха. Знай, что Аллах, Славен Он и Велик, защитит тебя от Язида, но ты не защитишь его от Аллаха. О, ибн Хубейра! Поистине ты близок к тому дню, когда к тебе спустится ангел смерти сильный, грубый который не ослушается в том, что приказывает ему Аллах. Тот, который вырвет тебя из этой постели и перенесет тебя из обширных просторов твоего дворца в теснину твоей могилы. Перенесет тебя туда, где ты не найдешь Язида, туда где ты обнаружишь лишь свои дела, которые поместит в нее Господь Язида. О, ибн Хубейра! Поистине если тебе ближе Всевышний Аллах и послушание Ему, то Он избавит тебя от его мук в этой жизни и в последней. Если же тебе ближе Язид в твоем ослушании Всевышнему Аллаху, то Он вверит тебя Язиду. И знай о, ибн Хубейра, что нет послушания сотворенному который ослушивается Творца, Славен Он и Велик.
И тут Умар ибн Хубейра заплакал, так что от его слез намокла его борода. А аш-Шааби склонился к Хасану и стал превозносить его, говоря о его величии и благородстве. Когда они вышли от него, то направились в мечеть, где вокруг них столпились люди и начали расспрашивать их о разговоре с правителем города Куфы и Басры. Аш-Шааби повернулся к ним и сказал:
— О, люди! Кто может из вас предпочесть Аллаха Его творениям в любом положении пусть делает это. Клянусь тем, в чьей длани моя душа, не сказал Хасан Умару ибн Хубейре ничего унижающего его достоинство. Однако я пожелал сказать нечто, стремясь угодить ибн Хубейре, а Хасан пожелал сказать нечто, стремясь к лику Аллаха. И Аллах отдалил меня от ибн Хубейры и приблизил к нему и внушил ему любовь к Хасану.

Хасан аль-Басри прожил около восьмидесяти лет жизнь полную знаний, мудрости и глубокого понимания религии. Его наставления которые не переставали содрогать сердца и вызывать слезы, указывать блуждающим путь к Аллаху и раскрывать для обольщенных и беспечных сущность этого мира. Из их числа, его слова, сказанные некоему человеку, спросившему его об этом мире и его значении.
— Ты спрашиваешь меня о ближней жизни и о жизни последней. Поистине ад-дунья и аль-ахира подобны восходу и закату. Когда увеличивается близость к одной из них, возрастает и отдаленность от другой. Он сказал - опиши мне эту ближнюю обитель.
— Как мне описать тебе обитель началом, которой является тяжелый труд, а завершением исчезновение, где за всем дозволенным последует спрос, а за всем запретным - наказание. Обители, в которой всякий богатый обольщен, а всякий бедный опечален.
Из этого же числа и то, что он сказал спросившему о его собственном состоянии и положении людей. На что он ответил:
Горе нам, что мы сделали для своих душ?! … Мы небрежны по отношению к нашей религии и в изобилии украшаем свою мирскую жизнь … Наши нравы изношены, тогда как наши наряды постоянно обновляются … Мы хотим опереться на кого-то и питаться за чужой счет … Таким образом пропитание становится незаслуженным, а служба – угнетением. Это формирует у человека негативные инстинкты – когда он забывает вкус кислого, помня только сладкое, привыкает к теплоте забыв о холоде, всегда утолен забыв о жажде. В итоге он приобретает брюзжащий вид, исторгающий отрыжки.
Затем он сказал:
— О, юноша! Я тебе скажу ровно столько, сколько ты сможешь усвоить.
— О, глупец! Помни о том, чтобы не попрать права религии:
— Где твой нуждающийся сосед?!
— Где голодный сирота?!
— Где бедняк, который смотрел на тебя?!
— Где все они, которыми Аллах, Славен Он и Велик, наставляет тебя?
— Помни, что твоя жизнь это набор определенного количества дней. И всякий раз, когда заходит солнце, уменьшается число твоих дней, а вместе с ними уходит и часть тебя.
В ночь на пятницу в начале месяца раджаб, сто десятого года по хиджре Хасан аль-Басри ответил на приглашение своего Господа. И когда люди проснулись и узнали о его смерти, Басра затряслась в тот миг, отвечая на его кончину. После пятничного намаза его омыли, завернули в кафан и совершили над ним погребальную молитву в соборной мечети, в которой прошла значительная часть его жизни - ученого, учителя и проповедника, призывающего к Аллаху. После чего все люди отправились хоронить его, и в этот день в соборной мечети Басры не проводился послеобеденный намаз, ибо город буквально опустел.

Доктор Абдурахман Рафат Баша: "Картинки из жизни табиинов" Перевод: Абдурашид Самурский

Вопрос:

Что подразумевается под аскетизмом суфиев? Был ли аль-Хасан аль-Басри суфием?Какая разница между суфийским аскетизмом и философским аскетизмом?

Ответ:

Хвала Аллаху!

Следует знать, что слово «тасаввуф» является нововведенным словом в Исламе, так как оно не было известно во время пророка , да благословит его Аллах и приветствует, также и во время сподвижников. Более того, оно не было распространено в первых трех золотых веках.

Шейху-ль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Что касается слова «ас-суфийя», то оно не было известно в первые три века, а распространилось позже. Высказывания о нем пришли от многих ученых и шейхов, таких как Ахмад ибн Ханбаль, Абу Сулейман ад-Дарани и других. Некоторые приводят, что Суфьян Ас-Саури высказвался о нем, а другие упоминают и аль-Хасана аль-Басри ». См. «Маджму’у-ль фатава», 5\11.

Основываясь на этом, можно сказать, что приписывание аль-Хасана аль-Басри к суфизму в таком смысле, в каком его понимают поздние ученые, является неправильным. Поистине суфизм в таком понимании еще не развился во времена аль-Хасана аль-Басри.

Во-вторых:

Что касается аскетизма, про который говорится в суфийских книгах, приводится от аль-Хасана аль-Басри или же других саляфов , то под ним подразумевается уделение внимания нравственным качествам, аскетизму, мягкосердечию и тому подобное. От аль-Хасана аль-Басри приведено много полезного в этой теме. В этом заключается секрет присутствия некоторых его высказываний в книгах суфизма.

Суфизм в этом смысле и есть религия Ислам. И это то, что требуется от нас.

В-третьих:

Философский суфизм — это результат в понятиях и представлениях, которые вошли в суфизм и сопровождали его постепенное изменение. Результат отклонения суфизма от пути праведных предшественников — это, во-первых, введение новых религиозных обрядов, которые противоречат первому поколению, а также тому, на чем были праведные предшественники; во-вторых — это введение различных научных вопросов, понятий и представлений. Это нововведенные вопросы, которые появились по причине связи научных движений с греческой философией, с философией многобожия в общих чертах, а также с мазхабами батинытов и гностицизма.

Поистине суфизм начинался как «религиозное движение, которое распространилось в исламском мире в третьем веке хиджры, с индивидуальными взглядами, которые призывали к аскетизму и проявлению усердия в поклонении, как противовес культурной роскоши. Затем эти взгляды постепенно развивались до тех пор, пока не стали отдельным направлением, известным под названием «суфизм». Они ставят перед собой цель воспитания души и ее возвышения, желая этим познать Всевышнего Аллаха прозрением и мушахадой, а не следованием методам, узаконенным шариатом. Поэтому они стремились к своей цели, пока не смешались с языческой философией: индийской, персидской, греческой и др. » См. «Энциклопедия религий…», 1\249.

Философский суфизм разнится в своем отдалении от религии на разные категории, исходя из вероубеждения и деяний, которые противоречат Корану, Сунне , пути сподвижников и саляфов в аскетизме и отдалении от мирского. Иногда доходило до того, что некоторые суфии совершали деяния, выводящие из Ислама, противоречащие основам религии и .

Шейху-ль Ислам Ибн Теймия , да помилует его Аллах, сказал:

«Большие шейхи, которые были упомянуты Абу Абдурахманом ас-Сильми в книге «Табакату с-Суфия», а так же Абу ль-Касимом аль-Кушейри в его книге «ар-Рисаля», были на пути ахлю сунна ва ль-джамаа, на пути ахлю-ль хадис. Это такие, как Фудейль бин Ияз, аль-Джунейд бин Мухаммад, Сахль бин Абдулла ат-Тустари, Амр бин Усман аль-Макки, Абу Абдулла Мухаммад бин Хафиф аш-Ширази и другие. Их слова можно найти среди ученых ахлю сунны, также они составляли книги. Некоторые поздние суфии были на пути приверженцев каляма в некоторых вопросах вероубеждения, но не никто из них не был на пути философов.

Поистине приверженность к философии появилась в более позднем суфизме. Таким образом, некоторые суфии следуют пути ахлю ль-хадис, иногда пути каляма, а иногда пути философов, как эти безбожники ». См. «Ас-Сафдия»,1\267.

Аллах знает лучше!

Один из семи избранных

Хасан бин Ясар родился в Медине во время правления второго праведного халифа Умар бин Хаттаба.

Его отец был персом, который попал в плен во время походов мусульман в Персию. Далее он попал в рабство к Зайд бин Сабиту, известному сподвижнику и секретарю Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который записывал Коран. Зайд знал персидский язык, и вскоре они стали с Ясаром очень близки.

Приняв Ислам, Ясар женился на Хайре, служанке одной из жён Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и матери правоверных Умм Саламы. И в 21-м году по Хиджре у них родился сын.

Через некоторое время Хайра отнесла сына к Умм Саламе, чтобы она нарекла его именем, и Умм Салама выбрала для него имя Хасан. Хасан рос в доме Умм Саламы, и ребёнок был очень дорог её сердцу. Умм Салама была известна своими знаниями, и посредством её было передано множество хадисов. Ещё во временя джахилии она умела писать, что было даже для мужчин редкостью в то время, не говоря о женщинах.

Несомненно, воспитываясь в доме у матери правоверных, Хасан получил огромную благодать и знания. Ребёнком Умм Салама приводила его к известным сподвижникам, и они обращались к Аллаху с мольбой за него.

Рассказывают, что маленького Хасана принесли к халифу Умару, и он взял его на руки и сказал: «О Аллах, даруй ему понимание в религии и сделай так, чтобы люди полюбили его». И действительно, Хасан стал одним из наиболее знающих учёных из числа табиинов и был любим людьми. Он приобретал знания у таких известных учёных, как Усман бин Афан, Али бин Абу Талиб, Абу Муса аль-Ашари, Абдулла бин Умар, Абдулла ибн Аббас, Малик бин Анас, и у многих и многих других.

Хасан рассказывал, что ему было около четырнадцати лет, когда он заходил к матери правоверных Умм Саламе и мог дотянуться рукой до потолка её дома. Такими низкими и маленькими были дома лучших из людей в то прекрасное время. Неудивительно, что, воспитываясь в такой обстановке, где царили богобоязненность и аскетизм, Хасан стал одним из самых известных праведников своего времени.

Хасан вырос среди общества, которое отличалось высоким нравом; сердца были наполнены любовью к Аллаху. Но с годами он видел, как общество меняется и люди отходят от пути праведных сподвижников.

Спустя множество лет Хасан в одной из своих проповедей говорил: «О, горе тебе, сын Адама! Разве обладаешь ты силами, чтобы противостоять Всевышнему?! Клянусь, я видел людей, для которых этот мир и всё мирское было менее ценно, чем земля под их ногами. Я видел людей, у которых, когда наступал вечер, не было пропитания, кроме как достаточное на ужин, и каждый из них говорил: «Я не буду есть всё это», – и отдавал часть из этого на пути Аллаха. И чаще бывало, что он был более нуждающимся, чем тот, с кем он делился своей едой».

Также он говорил: «Я видел семьдесят участников битвы при Бадре. Если бы вы увидели их, то посчитали бы их сумасшедшими. Если бы они увидели лучших из вас, то сказали бы, что не обладают эти ничем, а если увидели бы худших из вас, то сказали бы – эти люди не верят в Судный день».

В 37-м году по Хиджре семья Хасана переселилась в Басру, и с тех пор он стал известен как Хасан аль-Басри.

Целитель душ

Хасан аль-Басри видел, что знания в религии приносят мало пользы, если нет в сердце богобоязненности, любви к Аллаху, сострадания, стыда и других восхваляемых качеств. Он видел, что люди, которые разбираются в Шариате и читают Коран, совершают поступки, не подобающие мусульманам. Поэтому наряду с распространением наук Шариата он придавал огромное значение науке излечения сердец. Его считают основоположником науки суфизма, и к нему восходит цепочка многих суфийских учителей последующих веков. Он не придумал ничего нового, он всего лишь призывал людей к искренности и чистоте, которая была среди мусульман первого поколения, среди которых он вырос.

Несмотря на то, что обилие мирского всё больше и больше удаляло мусульман от пути Аллаха, всё же век, в котором проповедовал Хасан аль-Басри, был веком чистоты, люди знали цену истинным учёным и относились к ним с почтением. Мы же живём в удивительное время, когда учёным может прослыть и нечестивец, который выучил некоторые вопросы Шариата, а к тому, к чему призывают истинные учёные, сердца многих людей остаются глухи. Сколько сегодня можно увидеть слепцов, которых не волнует ничего, кроме споров, и которые налево и направо разбрасываются обвинениями в адрес истинных учёных, но сами взамен не могут предложить ничего, дабы помочь людям очистить сердца! Неужели в наше время мы менее нуждаемся в лечении сердец, чем во времена Хасана аль-Басри? И кто же тогда эти учёные, взявшие на себя эту ношу, как и Хасан аль-Басри в своё время, как не суфийские шейхи?

Хасан аль-Басри обращался к людям с проповедями, которые были прекрасны и оказывали на людей удивительное воздействие.

Люди, которые посещали его собрания, признавались, что не могли найти уже более в своей жизни подобных собраний.

Передают, что один из посетителей его собраний сказал: «Когда говорил Хасан, то речь его была подобна жемчугу, и после него, слушая речи других, казалось, что из уст их исходит рвота».

В чём же секрет Хасана аль-Басри? Почему его проповеди, в отличие от других, оказывали на людей такое воздействие? Причина была в его искренности, совершенстве веры и в том, что, прежде чем призывать других к чему-либо, он сам следовал этому.

Один из его современников так описал Хасана аль-Басри во время проповеди: «Хасан был подобен человеку, который побывал на том свете и, возвратившись оттуда, рассказывает об увиденном собственными глазами».

Джахфар ас-Садик говорил про него: «Его речи подобны речи пророков».

Знания Хасана аль-Басри

Хасан обладал обширными знаниями в различных областях наук. В мечети Басры вокруг него собиралось множество людей в надежде перенять от него знания.

Люди посещали его собрания, и каждый находил рядом с ним то, чего желало его сердце. Кто-то приходил ради хадисов, и он находил рядом с Хасаном то, что искал; кто-то приходил ради толкования Корана и тоже уходил удовлетворённый; кто-то приходил, чтобы научиться у него красноречию, и в этом не было подобных ему; а кто-то приходил ради обретения искренности и знания о состоянии сердец и находил рядом с ним решение своих проблем. Люди, посещавшие его собрания, восхищались глубиной его познаний.

Раби бин Анас говорил: «Я посещал Хасана около десяти лет, и не было дня, чтобы я не слышал от него чего-либо, чего я никогда раньше не слышал».

Один из его слушателей говорил: «Я не видел человека, более знающего о Райских путях, чем Хасан».

Кроме собрания в мечети было ещё одно собрание, которое устраивал Хасан. Но на этом собрании он уже не касался вопросов Шариата, а обсуждал лишь вопросы, связанные с искренностью и состояниями души. Эти собрания он проводил у себя дома. И если кто-то приходил и задавал вопрос по Шариату, Хасану это не нравилось, и он говорил, что для этого есть собрание в мечети.

Нрав Хасана и поклонение Аллаху

Несмотря на то, что лучшие из сподвижников просили Аллаха за него и люди считали его наилучшим из табиинов, тем не менее сердце Хасана переполнял страх.

Один из его учеников рассказывает, что он приходил к Хасану домой и слышал его плач. Иногда он видел, как тот совершает молитву и слёзы льются из его глаз. Он спросил Хасана о причине столь частых слёз. Хасан ответил: «Сын мой! Что же делать мусульманину, как не плакать?! Сын мой, воистину слёзы призывают на мусульманина милость Аллаха. Если сможешь провести жизнь в слезах, сделай это, и, возможно, Аллах смилостивится над тобой. До нас дошло, что плачущие из-за страха перед Аллахом из их глаз не выйдет и слезинки, пока они не будут освобождены от Ада».

Язид бин Хушаб передаёт, что не видел более богобоязненных людей, чем Хасан аль-Басри и Умар бин Абдулазиз. Они выглядели так, как будто Ад создан лишь для них.

Язид бин Хушаб также передаёт, что Хасан говорил: «О сын Адама! Клянусь Аллахом, если ты прочитал Коран и уверовал в него, то продлится скорбь твоя в этом мире и усилится страх твой и увеличится твой плач».

Однажды Хасан увидел юношу, который смеялся, и обратился к нему: «Сын мой, разве ты перебрался через Сират?» «Нет», – ответил тот. «Разве ты узнал, в Рай ты попадёшь или в Ад?» «Нет», – ответил тот. «Тогда отчего же ты смеёшься, когда предстоящее столь страшно?!» Говорят, после этого случая никогда не видели этого юношу смеющимся.

Обет, взятый с учёных

Хасан говорил, что Всевышний взял обет с учёных мужей в том, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них. Ничто в мире не могло удержать Хасана от исполнения этого великого обета. Несмотря ни на какие обстоятельства он всегда говорил истину и призывал людей к истине. Ни порицание людей, ни даже опасность для жизни не могли заставить его промолчать, видя отступление от пути Аллаха и несправедливость.

Одним из самых жестоких правителей исламского мира являлся Хаджадж бин Юсуф. За мельчающую провинность он мог казнить человека. Но это не останавливало Хасана в разъяснении истины.

Когда Хаджадж стал править Ираком, он построил себе в городе Васите, который находится недалеко от Басры, величественный дворец и призвал людей посмотреть на него.

Хасан тоже отправился туда, но целью его в отличие от других было предостеречь людей от мирских соблазнов. Когда Хасан увидел толпы людей, обходивших дворец, восхищённых его величием, он обратился к ним с проповедью. Из того, что он сказал, были и такие слова: «Прежде мы взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными, и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лестью!..» И так он продолжал, пока один из слушавших, опасаясь за него, не сказал: «Довольно! О Абу Саид, хватит!» Хасан ответил ему: «Аллах взял обет с учёных мужей, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них».

Когда до Хаджаджа дошла весть об этой проповеди, он был взбешён. Он кричал на своих приближённых: «К вам явился один из басрийских рабов и сказал всё, что вздумал сказать, и ни один из вас не воспрепятствовал ему в этом! Клянусь Аллахом, я орошу вас его кровью, о сообщество трусов!»

Затем он отправил полицейских за Хасаном, позвал палача и приготовил меч и плаху. Когда Хасан вошёл и увидел палача и приготовления для его казни, то губы его что-то прошептали. Он с достоинством предстал перед Хаджаджем. И вот тут произошло поразительное. Хаджадж, который жаждал его смерти, заволновался, привстал и начал просить Хасана, чтобы тот уселся на его место, а сам сел перед ним и начал расспрашивать его о некоторых религиозных вопросах. Хасан с достоинством, подобающим учёному, ответил на все его вопросы. После этого Хаджадж сказал: «Ты господин учёных, о Абу Саид!» Затем проводил его, оказав всё возможное почтение.

Когда Хасан выходил, один из привратников Хаджаджа подошёл к нему и сказал: «Я видел, что твои губы прошептали что-то, когда ты увидел приготовленный для твоей казни меч. Что же ты говорил?»

Хасан ответил: «Я сказал: “О мой Владыка, я прошу Твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима”».

Последний путь

Один человек пришёл к известному толкователю снов Ибн Сирину и сказал, что видел во сне, что птица влетела в мечеть и забрала самый лучший из камешков. Ибн Сирин сказал: «Если сон твой правдив, то тогда скоро умрёт Хасан аль-Басри.

В ночь на пятницу в начале месяца Раджаб, в 110-м году по Хиджре, в возрасте 89 лет Хасан аль-Басри покинул этот мир. После пятничной молитвы в соборной мечети Басры, где прошла значительная часть его жизни, над ним совершили погребальную молитву. Затем люди отправились хоронить его, в этот день в соборной мечети Басры не совершили послеобеденной молитвы, и это было единственный раз за всю историю этой мечети, так как все жители вышли провожать Хасана в последний путь, и город опустел.

Кадада сказал: «Говорят, на земле есть семеро, посредством которых Аллах ниспосылает дождь и посредством которых отводит от обитателей земли беды. И я надеюсь, что Хасан является одним из этих семерых».

  • 3398 просмотров

Хасан бин Ясар родился в Медине во время правления второго праведного халифа Умар бин Хаттаба.

Его отец был персом, который попал в плен во время походов мусульман в Персию. Далее он попал в рабство к Зайд бин Сабиту, известному сподвижнику и секретарю Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который записывал Коран. Зайд знал персидский язык, и вскоре они стали с Ясаром очень близки.

Приняв Ислам, Ясар женился на Хайре, служанке одной из жён Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и матери правоверных Умм Саламы. И в 21-м году по Хиджре у них родился сын.

Через некоторое время Хайра отнесла сына к Умм Саламе, чтобы она нарекла его именем, и Умм Салама выбрала для него имя Хасан. Хасан рос в доме Умм Саламы, и ребёнок был очень дорог её сердцу. Умм Салама была известна своими знаниями, и посредством её было передано множество хадисов. Ещё во временя джахилии она умела писать, что было даже для мужчин редкостью в то время, не говоря о женщинах.

Несомненно, воспитываясь в доме у матери правоверных, Хасан получил огромную благодать и знания. Ребёнком Умм Салама приводила его к известным сподвижникам, и они обращались к Аллаху с мольбой за него.

Рассказывают, что маленького Хасана принесли к халифу Умару, и он взял его на руки и сказал: «О Аллах, даруй ему понимание в религии и сделай так, чтобы люди полюбили его». И действительно, Хасан стал одним из наиболее знающих учёных из числа табиинов и был любим людьми. Он приобретал знания у таких известных учёных, как Усман бин Афан, Али бин Абу Талиб, Абу Муса аль-Ашари, Абдулла бин Умар, Абдулла ибн Аббас, Малик бин Анас, и у многих и многих других.

Хасан рассказывал, что ему было около четырнадцати лет, когда он заходил к матери правоверных Умм Саламе и мог дотянуться рукой до потолка её дома. Такими низкими и маленькими были дома лучших из людей в то прекрасное время. Неудивительно, что, воспитываясь в такой обстановке, где царили богобоязненность и аскетизм, Хасан стал одним из самых известных праведников своего времени.

Хасан вырос среди общества, которое отличалось высоким нравом; сердца были наполнены любовью к Аллаху. Но с годами он видел, как общество меняется и люди отходят от пути праведных сподвижников.

Спустя множество лет Хасан в одной из своих проповедей говорил: «О, горе тебе, сын Адама! Разве обладаешь ты силами, чтобы противостоять Всевышнему?! Клянусь, я видел людей, для которых этот мир и всё мирское было менее ценно, чем земля под их ногами. Я видел людей, у которых, когда наступал вечер, не было пропитания, кроме как достаточное на ужин, и каждый из них говорил: «Я не буду есть всё это», – и отдавал часть из этого на пути Аллаха. И чаще бывало, что он был более нуждающимся, чем тот, с кем он делился своей едой» .

Также он говорил: «Я видел семьдесят участников битвы при Бадре. Если бы вы увидели их, то посчитали бы их сумасшедшими. Если бы они увидели лучших из вас, то сказали бы, что не обладают эти ничем, а если увидели бы худших из вас, то сказали бы – эти люди не верят в Судный день ».

В 37-м году по Хиджре семья Хасана переселилась в Басру, и с тех пор он стал известен как Хасан аль-Басри.

Целитель душ

Хасан аль-Басри видел, что знания в религии приносят мало пользы, если нет в сердце богобоязненности, любви к Аллаху, сострадания, стыда и других восхваляемых качеств. Он видел, что люди, которые разбираются в Шариате и читают Коран, совершают поступки, не подобающие мусульманам. Поэтому наряду с распространением наук Шариата он придавал огромное значение науке излечения сердец. Его считают основоположником науки суфизма, и к нему восходит цепочка многих суфийских учителей последующих веков. Он не придумал ничего нового, он всего лишь призывал людей к искренности и чистоте, которая была среди мусульман первого поколения, среди которых он вырос.

Несмотря на то, что обилие мирского всё больше и больше удаляло мусульман от пути Аллаха, всё же век, в котором проповедовал Хасан аль-Басри, был веком чистоты, люди знали цену истинным учёным и относились к ним с почтением. Мы же живём в удивительное время, когда учёным может прослыть и нечестивец, который выучил некоторые вопросы Шариата, а к тому, к чему призывают истинные учёные, сердца многих людей остаются глухи. Сколько сегодня можно увидеть слепцов, которых не волнует ничего, кроме споров, и которые налево и направо разбрасываются обвинениями в адрес истинных учёных, но сами взамен не могут предложить ничего, дабы помочь людям очистить сердца! Неужели в наше время мы менее нуждаемся в лечении сердец, чем во времена Хасана аль-Басри? И кто же тогда эти учёные, взявшие на себя эту ношу, как и Хасан аль-Басри в своё время, как не суфийские шейхи?

Хасан аль-Басри обращался к людям с проповедями, которые были прекрасны и оказывали на людей удивительное воздействие.

Люди, которые посещали его собрания, признавались, что не могли найти уже более в своей жизни подобных собраний.

Передают, что один из посетителей его собраний сказал: «Когда говорил Хасан, то речь его была подобна жемчугу, и после него, слушая речи других, казалось, что из уст их исходит рвота ».

В чём же секрет Хасана аль-Басри? Почему его проповеди, в отличие от других, оказывали на людей такое воздействие? Причина была в его искренности, совершенстве веры и в том, что, прежде чем призывать других к чему-либо, он сам следовал этому.

Один из его современников так описал Хасана аль-Басри во время проповеди: «Хасан был подобен человеку, который побывал на том свете и, возвратившись оттуда, рассказывает об увиденном собственными глазами».

Джахфар ас-Садик говорил про него: «Его речи подобны речи пророков».

Знания Хасана аль-Басри

Хасан обладал обширными знаниями в различных областях наук. В мечети Басры вокруг него собиралось множество людей в надежде перенять от него знания.

Люди посещали его собрания, и каждый находил рядом с ним то, чего желало его сердце. Кто-то приходил ради хадисов, и он находил рядом с Хасаном то, что искал; кто-то приходил ради толкования Корана и тоже уходил удовлетворённый; кто-то приходил, чтобы научиться у него красноречию, и в этом не было подобных ему; а кто-то приходил ради обретения искренности и знания о состоянии сердец и находил рядом с ним решение своих проблем. Люди, посещавшие его собрания, восхищались глубиной его познаний.

Раби бин Анас говорил: «Я посещал Хасана около десяти лет, и не было дня, чтобы я не слышал от него чего-либо, чего я никогда раньше не слышал ».

Один из его слушателей говорил: «Я не видел человека, более знающего о Райских путях, чем Хасан ».

Кроме собрания в мечети было ещё одно собрание, которое устраивал Хасан. Но на этом собрании он уже не касался вопросов Шариата, а обсуждал лишь вопросы, связанные с искренностью и состояниями души. Эти собрания он проводил у себя дома. И если кто-то приходил и задавал вопрос по Шариату, Хасану это не нравилось, и он говорил, что для этого есть собрание в мечети.

Нрав Хасана и поклонение Аллаху

Несмотря на то, что лучшие из сподвижников просили Аллаха за него и люди считали его наилучшим из табиинов, тем не менее сердце Хасана переполнял страх.

Один из его учеников рассказывает, что он приходил к Хасану домой и слышал его плач. Иногда он видел, как тот совершает молитву и слёзы льются из его глаз. Он спросил Хасана о причине столь частых слёз. Хасан ответил: «Сын мой! Что же делать мусульманину, как не плакать?! Сын мой, воистину слёзы призывают на мусульманина милость Аллаха. Если сможешь провести жизнь в слезах, сделай это, и, возможно, Аллах смилостивится над тобой. До нас дошло, что плачущие из-за страха перед Аллахом из их глаз не выйдет и слезинки, пока они не будут освобождены от Ада».

Язид бин Хушаб передаёт, что не видел более богобоязненных людей, чем Хасан аль-Басри и Умар бин Абдулазиз. Они выглядели так, как будто Ад создан лишь для них.

Язид бин Хушаб также передаёт, что Хасан говорил: «О сын Адама! Клянусь Аллахом, если ты прочитал Коран и уверовал в него, то продлится скорбь твоя в этом мире и усилится страх твой и увеличится твой плач ».

Однажды Хасан увидел юношу, который смеялся, и обратился к нему: «Сын мой, разве ты перебрался через Сират?» «Нет», – ответил тот. «Разве ты узнал, в Рай ты попадёшь или в Ад?» «Нет», – ответил тот. «Тогда отчего же ты смеёшься, когда предстоящее столь страшно?!» Говорят, после этого случая никогда не видели этого юношу смеющимся.

Обет, взятый с учёных

Хасан говорил, что Всевышний взял обет с учёных мужей в том, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них. Ничто в мире не могло удержать Хасана от исполнения этого великого обета. Несмотря ни на какие обстоятельства он всегда говорил истину и призывал людей к истине. Ни порицание людей, ни даже опасность для жизни не могли заставить его промолчать, видя отступление от пути Аллаха и несправедливость.

Одним из самых жестоких правителей исламского мира являлся Хаджадж бин Юсуф. За мельчающую провинность он мог казнить человека. Но это не останавливало Хасана в разъяснении истины.

Когда Хаджадж стал править Ираком, он построил себе в городе Васите, который находится недалеко от Басры, величественный дворец и призвал людей посмотреть на него.

Хасан тоже отправился туда, но целью его в отличие от других было предостеречь людей от мирских соблазнов. Когда Хасан увидел толпы людей, обходивших дворец, восхищённых его величием, он обратился к ним с проповедью. Из того, что он сказал, были и такие слова: «Прежде мы взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными, и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лестью!..» И так он продолжал, пока один из слушавших, опасаясь за него, не сказал: «Довольно! О Абу Саид, хватит!» Хасан ответил ему: «Аллах взял обет с учёных мужей, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них».

Когда до Хаджаджа дошла весть об этой проповеди, он был взбешён. Он кричал на своих приближённых: «К вам явился один из басрийских рабов и сказал всё, что вздумал сказать, и ни один из вас не воспрепятствовал ему в этом! Клянусь Аллахом, я орошу вас его кровью, о сообщество трусов!»

Затем он отправил полицейских за Хасаном, позвал палача и приготовил меч и плаху. Когда Хасан вошёл и увидел палача и приготовления для его казни, то губы его что-то прошептали. Он с достоинством предстал перед Хаджаджем. И вот тут произошло поразительное. Хаджадж, который жаждал его смерти, заволновался, привстал и начал просить Хасана, чтобы тот уселся на его место, а сам сел перед ним и начал расспрашивать его о некоторых религиозных вопросах. Хасан с достоинством, подобающим учёному, ответил на все его вопросы. После этого Хаджадж сказал: «Ты господин учёных, о Абу Саид!» Затем проводил его, оказав всё возможное почтение.

Когда Хасан выходил, один из привратников Хаджаджа подошёл к нему и сказал: «Я видел, что твои губы прошептали что-то, когда ты увидел приготовленный для твоей казни меч. Что же ты говорил?»

Хасан ответил: «Я сказал: “О мой Владыка, я прошу Твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима”».

Последний путь

Один человек пришёл к известному толкователю снов Ибн Сирину и сказал, что видел во сне, что птица влетела в мечеть и забрала самый лучший из камешков. Ибн Сирин сказал: «Если сон твой правдив, то тогда скоро умрёт Хасан аль-Басри.

В ночь на пятницу в начале месяца Раджаб, в 110-м году по Хиджре, в возрасте 89 лет Хасан аль-Басри покинул этот мир. После пятничной молитвы в соборной мечети Басры, где прошла значительная часть его жизни, над ним совершили погребальную молитву. Затем люди отправились хоронить его, в этот день в соборной мечети Басры не совершили послеобеденной молитвы, и это было единственный раз за всю историю этой мечети, так как все жители вышли провожать Хасана в последний путь, и город опустел.

Кадада сказал: «Говорят, на земле есть семеро, посредством которых Аллах ниспосылает дождь и посредством которых отводит от обитателей земли беды. И я надеюсь, что Хасан является одним из этих семерых ».