Нужно ли целовать покойника в лоб. Почему нельзя целовать в лоб? Можно ли целовать покойника в лоб при прощании, точка зрения медицины

Долгие проводы Никеева Людмила

24. Некоторые брезгуют или боятся целовать покойного на прощание. Как к этому обряду относиться?

После разрешительной молитвы молящиеся обычно гасят свечи и подходят к усопшему для прощания с ним. Приходит момент отдания ему последних почестей. Прямого соприкосновения с покойным не происходит, целуют обычно икону, положенную возле левой руки (иногда кладут крест), или венчик, так что «брезговать» не приходится. Дело в другом: в понимании или непонимании самой сути последнего целования .

Это очень сильная и истинно человеческая форма выражения чувств. Наша разлука с усопшим хотя и временна, поскольку мы ожидаем Воскресения мертвых, однако всегда и для всех горестна. Целование - это глубокая потребность души, признаваемая Православной Церковью в силу присущего ей духа любви к человеческому роду.

Как сообщает Н. Василиадис, обычай целования был известен уже в эпоху гонений на христиан. Известно, например, что Ориген давал христианским мученикам целование перед их мучениями. Позднее установился обычай давать целование после смерти. Начиная с IV–V веков мы встречаем обычай целования в конце Последования погребения , как это принято сегодня.

Святой Симеон Солунский замечает, что последнее целование подчеркивает общность и единство верующих, живых и умерших. Поскольку Воинствующая Церковь на земле неразрывно связана с Церковью Торжествующей на Небесах, мы ненадолго прощаемся друг с другом, для физической разлуки. Целование, как указывает св. Симеон, дается «для перехода и отлучения от этой жизни, а также в знак нашей общности и единения, ибо мы, хотя и умираем, не разделены друг с другом». Все мы, продолжает он, последуем тем же путем, чтобы достигнуть места, где уже никогда не будем разлучаться, ибо там всегда с Господом будем (1 Фес. 4, 17). Таким образом, целование «означает союз живых во Христе с умершими».[назад]

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1439: О том, что необходимо проявлять милосердие к своим детям, а также целовать и обнимать их. 1920 (5998). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился какой-то бедуин, который сказал: “Так вы

Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

Из книги Козни бесовские автора Пантелеймон (Ледин) Иеромонах

ЧТО ЛЮБЯТ БЕСЫ И ЧЕГО БОЯТСЯ Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть Иак.1:15 Лукавая воля вводит меня во грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по

Из книги Радость моя автора Саровский Серафим

БЕСЫ БОЯТСЯ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ И БЕГУТ ОТ НЕГО Однажды преподобный Серафим сказал: "Искушения диавольские подобны паутине: стоит на нее только дунуть, и она истребляется, так и против врага диавола стоит только оградить себя крестным знамением, и все козни его

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

6. Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека,

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

7. Можно ли целовать лица икон? Вопрос:Можно ли целовать лица икон? Я целовала лицо Пресвятой Богородице, а мне сказали, что я не имею права! И что это грех, а можно целовать только ноги или руки. Правда ли это или это опять "бабушкины сказки"?Отвечает игумен Амвросий (Ермаков),

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Надо ли тем, кто приносит младенца к причастию, целовать за него край чаши? Иеромонах Иов (Гумеров)В традиции нашей Православной Церкви принято после причастия благоговейно целовать нижний край святой чаши. Человек, принявший величайшую святыню, символически лобзает

Из книги Почему православные такие упертые? автора Кураев Андрей Вячеславович

Можно ли целовать лица икон? игумен Амвросий (Ермаков), насельник Сретенского монастыря Нет, это не «бабушкины сказки». В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать

Из книги Творения автора Величковский Паисий

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Иеромонах Иов (Гумеров)В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать

Из книги Христианин в языческом мире, или О наплевательском отношении к порче автора Кураев Андрей Вячеславович

Письмо 156 земледельцу Предрагу А., о том, чего боятся бесы Ты прочитал рассказ о жизни святого Иоанна Вострского. Однажды, когда блаженный Иоанн стоял на молитве, у него открылось духовное зрение и он увидел бесов. Они не смели приблизиться к человеку Божию, но и не хотели

Из книги Венчание автора Мельников Илья

ПОЧЕМУ ХРИСТИАНЕ НЕ БОЯТСЯ ПОРЧИ Слово “сглаз” и “порча” не найти в богословских словарях и энциклопедиях. Эти слова пришли не из церковного языка, а из язычества, из фольклора. Из мира сплетен и преданий, перешептываний и сказок они сейчас, во время повального интереса

Из книги Беги, малыш, беги автора Круз Никки

Слово 38. О том, чего особенно боятся бесы Бесы очень боятся шести добродетелей: 1) алкания, 2) жажды, 3) молитвы Иисусовой, 4) крестного изображения, - кто хорошо изображает крест на себе, на лице своем, 5) частого причащения пречистых тайн Христовых - кто достойно причащается

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ПОЧЕМУ ХРИСТИАНЕ НЕ БОЯТСЯ ПОРЧИ Слово «сглаз» и «порча» не найти в богословских словарях и энциклопедиях. Эти слова пришли не из церковного языка, а из язычества, из фольклора. Из мира сплетен и преданий, перешептываний и сказок они сейчас, во время повального интереса к

Из книги автора

Подготовка к обряду венчания Если у жениха и невесты нет никаких препятствий для вступления в церковный брак, можно за две – три недели до предполагаемого торжества приступить к выбору храма. В каждом конкретном храме могут быть свои правила, поэтому надо поговорить с

Из книги автора

Куда боятся ступить ангелы Последующие дни были наполнены радостью и ликованием. Первая перемена, которую я заметил, касалась моего поведения. Не ощущая себя больше белой вороной, я спокойно выстаивал службы и молился с остальными. Вместо прежних попыток обратить на

Из книги автора

Свв. мученики Маркиан и Мартирий (Почему некоторые люди очень много боятся смерти?) I. Свв. мученики Маркиан и Мартирий, память коих совершается ныне, были: первый – чтецом, а второй – иподиаконом, и в то же время оба нотариями, т. е. особыми чиновниками по делам церковным и

Мастера похоронного дела рассказывает о том как нужно прощаться с покойником, и почему нельзя надевать драгоценные камни на похороны.

Профессия церемониймейстера (человека, отвечающего за проведение похорон и траурную речь) в России действительно редкая. Не везде есть залы прощания с усопшими, и не каждая семья пользуется услугами похоронных домов. 34 миллиона человек вообще живут в сельской местности и прощаются с близкими в морге или частном доме.
Это не хорошо и не плохо. Только 25% людей могут работать в сфере ритуальных услуг, судмедэкспертами, в хосписах - то есть там, где заканчивается жизнь. Это профессии, в которых могут пребывать люди исключительно зрелой души. Это те, кто умирал много раз, много раз перевоплощался, кого не пугает смерть. «Детские души» даже боятся о смерти говорить.
Обычно церемониймейстер работает до отпевания. Однако бывают исключения, если, например, священник спешит. Кстати, проповедником на похоронах выступает отнюдь не он, а организатор торжества. Именно его искусство помогает людям извлечь уроки из прожитой жизни.
Каждая смерть несёт урок, и похоронный мастер должен подобрать коды для скорбящих, чтобы те смогли по-другому оценить свой путь, понять, зачем они пришли в мир.
Церемониймейстер также должен оказать психотерапевтическую услугу: речь должна быть такой, чтобы человек, находящийся в стадии острого горя, поскорее пережил этот момент. Скорбящий должен справиться с горем в течение трёх месяцев, если этого не происходит, то людям уже нужна медикаментозная помощь. Моя цель сделать так, чтобы горе сменилось чувством благодарной памяти.
Кульминация траурного шествия - последние 100 метров. В это время несут гроб или урну. В этот момент пришедшие на похороны переиначивают свою жизнь.
При невысокой средней зарплате (30–35 тыс. рублей) работа церемониймейстера благодарная и несложная. Поймите: нам не тяжело. Просто у нас особая среда обитания.

У похоронного мастера есть несколько заготовок на случай смерти ребёнка, военного, учёного, молодой матери. Люди очень похожи: есть много универсальных формул, каждая из которых удивляет скорбящих. Так - им кажется - «точно сказано» о конкретном человеке.
Накануне церемонии прощания церемониймейстер звонит родственникам умершего - уточняет какие-то факты его биографии, а затем вставляет их в свою речь. Как правило, точно подмеченные особенности ушедшего производят на гостей колоссальный эффект.
Например, недавно я вёл похороны директора одного предприятия, и практически никакой информации от родственников его ко мне не поступило. Я использовал несколько беспроигрышных фраз: «он не был злопамятным», «он считал, что человека нельзя обидеть, если он не обидится сам».
Траурная речь рассказывает и о мелочах - например, если мы хороним 90-летнюю бабушку, нужно сказать не только о том, что она воспитала внуков, но и то, что она пережила множество трансформаций, выпавших на долю России. Можно даже рассказать, как она училась пользоваться телефоном, увидела первый телевизор и т.д.

Самые лучшие похороны - у наркоманов

Похороны опустели. Обычно на них приходит пять человек, десять - это хорошо. Пятнадцать - восхищение. Поменялся менталитет. Раньше проститься с теми же чиновниками приходило 100 человек, а сегодня никто не придёт: вдруг сфотографируют, а потом кто-то подумает, что когда-то они (горюющие) давали ему взятку. В СССР как-то этого не боялись, люди благодарили тех, кто некогда за деньги им помогал.
Самые большие похороны - у наркоманов. Удивительно, но они же - самые благодарные участники похоронной процессии. Наркоманы чувствуют, что скоро и их конец, - они ничего не говорят, полное молчание, а затем уже между собой (после церемонии) долго-долго разговаривают. Это сообщество, которое держится друг за друга. Во время траурной речи все зависимые кивают головой, внимательно слушают, как церемониймейстер оценивает достоинства жизни умершего. Искусный мастер пытается найти даже в самой бесцельно прожитой жизни значение. Всегда можно сказать, что человек (пусть и наркоман) где-то работал, что-то созидал, учился… И, когда церемониймейстер находит достоинства усопшего, лица его друзей сияют. Ребята знают, что, когда они умрут, их также в этом зале оценят.
В СССР была восхитительная культура прощания, ценились десятки человеческих качеств, о которых говорили на похоронах: «он был борцом за мир», «рационализатором», «справедливым» и т.д.

Картина художницы Татьяны Николаевны Голимбиевской «Бессмертие».
Сегодня люди не умеют по-настоящему с помощью слов оценить ушедшего. Теперь на первом месте среди оценочных слов - «добрый». Но это десемантизированная лексика - никакой конкретики, ведь все люди добрые. Эта фраза никак не откликнется в душах тех, кто сидит у гроба. Второе, о чём говорят близкие, - «он был хорошим… отцом, дедом, сыном» и т.д. Дальше говорят, как человек работал - «работящий», «успешный», «хороший производственник», и о его хобби («рыболов», «садовод»).

«Тебя расстреляют». Табу на сочувствие

Нельзя воспринимать горе человека, сочувствовать всем сердцем. Это запрещено. Если ты переходишь линию горюющего, то ты неизбежно начинаешь цеплять информацию от того, кто в горе. Люди, которые скорбят, - слабы (так как смерть близкого - удар), а потому нуждаются в чужой энергетике. Они не просто так хотят кого-то взять за руку, обнять. Если разделять с людьми их горе, то ты не сможешь провести 10–15 церемоний в день. Когда ты отдаёшь свой потенциал, тебя расстреливают.
Во время похорон между горюющими происходит колоссальный обмен энергией. Учёные говорят, что нет более яркого чувства, чем то, что человек испытывает при получении информации о смерти. Это много выше, чем любовь.
Момент известия и затем удар от опознания мёртвого сравнимы с оргазмом (это же «микросмерть»). В постели любовники сбрасывают огромное количество информации друг на друга - то же в прощальные минуты делают скорбящие. Горюющие вываливают огромный поток отрицательной информации, которую кто-то должен потреблять. Мёртвый в энергетическом плане безопасен, а пришедшие живые - нет. Верующие должны думать, что их крест светится и отгоняет негатив, атеисты - представить, что у них в груди горит огонь, который всё отражает.
Церемониймейстер должен уметь сохранять себя. Я их этому учу. Например, женщинам стоит носить заколки из мягких металлов или пластмассы. Они будут отвлекать негатив, и эти украшения можно почистить. Ни в коем случае нельзя надевать бриллианты - это прочнейшие камни, которые впитывают колоссальную энергию.Речь мастера тоже выполняет защитную функцию. Она должна быть небезразличной, но отстранённой. А то можно нахвататься негатива от происходящего. Идеальна английская интонация: первое слово ударное, следующее - менее и так далее, а потом раз - и резкое падение голоса вниз. Отдельные слова мы выделяем тремя паузами. Люди в трауре другие - им всё нужно «растолковывать».

Правила VIP-похорон и музыка «на заказ»

Гламура на похоронах всё больше. Мамочку в норковой шубе и бриллиантах хоронят в шикарных гробах, вокруг гроба танцуют на пуантах. Около 17% могут себе такое позволить. Некоторые просто дают карту (не считая) - распоряжайтесь, как хотите, но всё должно быть роскошно. И макияж мёртвой, и цвет её волос. Всё как в салонах красоты.
Кто-то просит сделать из фотографий фильм об усопшем, который будет показан во время торжества (лента стоит 3,5 тыс. рублей). Стоимость работы церемониймейстера - 1,5–2 тыс. рублей. Вообще, сейчас умирать дёшево - 15–20 тыс. (это без излишек).
Перестала звучать классическая музыка (это касается всех похорон). Люди начали заказывать обычные светские песни. Абсолютный лидер - песня «Нежность» в исполнении Анны Герман. Также, например, заказывают «Как упоительны в России вечера» и «Чистые пруды».
Однажды я проводил похороны главы строительной компании, на которых было очень много мужчин. Никто из них не плакал, даже заходя в зал печей. После кремации усопшего они должны были пройти по длинному коридору. Я наблюдал за происходящим и попросил охранника поставить на переходе песню «Так хочется жить».
Заиграла музыка. Я стоял в конце коридора, мимо меня проходили скорбящие. Они зарыдали. Нужна одна песня, чтобы спустить курок скорби.
Культуры траурной одежды сегодня нет. Траур на Руси был чёрным и белым (по детям и девственницам). Классика - это матовость, никаких блёсток, золота.
Сколько раз я смотрел на похороны (если говорить о том, как приходят на прощание известные персоны), столько могу сказать, что, например, Алла Пугачёва не знает траурного этикета - юбка выше колен, волосы распущенные без шляпы, яркий макияж. Но это потому, что никто не рассказывает людям о том, как надо. Однако хороший пример - Наина Ельцина: всё на похоронах мужа было как нужно, кроме цвета платка (он должен был быть на отпевании белым).
К одежде церемониймейстеров есть требование, чтобы она была уникальна. То есть были в ней элементы, которые не присутствуют в обычной одежде. Ну, не может похоронный мастер закончить работу и сесть как ни в чём не бывало в общественный транспорт. Всё нужно оставить на рабочем месте. Представители разных религиозных конфессий просят иногда церемониймейстеров добавить особый элемент в костюм: мусульмане - что-то зелёное (бант или повязку на руку), иудеи накидывают на специалиста талит (белое покрывало с полосками).

Не целуйте покойников

Особая задача церемониймейстера - обеспечение безопасности торжества. Смерть сопровождается тленом, который можно лишь приостановить с помощью химических препаратов или заморозки.
Мёртвое тело выделяет газы, которые остаются, если не было процедуры вскрытия (аутоксии). В этом случае в брюшине возникает давление, как в автомобильной покрышке (2,5 атмосферы). Из-за этого мёртвые тела взрываются - я рассказываю ученикам о причинах этого. Опасно, когда люди бросаются на гроб, давят на мёртвое тело - могут выйти газы.
Трупные жидкости также смертельно ядовиты. До и во время церемонии мастер должен следить, чтобы тело было продезинфицировано. Из всех отверстий (в том числе из глаз) вытекает вода, мозговые жидкости, лёгкие, сперма, кал и моча. Если нет форс-мажора, то из морга тело поступает к танатопрактику - он тело зашивает, дезинфицирует, делает макияж. Только потом - к церемониймейстеру.
Целовать мёртвого мы тоже не советуем, но людей не остановить. Почему не целовать? Может быть, например, что в морге брили мужчину и случайно задели верхний слой кожи, и просочилась жидкость. От трупов передаётся 43 заболевания.
До церемонии зал прощания, все открытые участки тела усопшего, гроб обрабатываются церемониймейстером и персоналом похоронного домапрепаратами. Затем усопший отправляется в холодильник (чтобы химикат начал работу, нужно несколько часов), после - к танатопрактику, на макияж.


Нет разницы, как умирать

Моя работа помогла понять, что всё временно. Мы приходим в этот мир, чтобы решить какие-то задачи: кто-то должен страдать, кто-то - развлекаться. Всё зависит от прошлой жизни - выполнили мы когда-то своё предназначение, какой-то урок. Я знаю, для чего я живу.
Некоторые души возвращаются на Землю, чтобы что-то доделать. Поэтому иногда умирают дети. Они ещё ничего не успели, а уже страдают - это из-за этого. Они вернулись на мгновение. Так было нужно. Если человек не решил проблему в одной жизни, то в следующем воплощении её решить будет ещё сложнее. Если же душа разобралась со всем на Земле, то она становится частью космоса - у неё другая жизнь.
Мне всё равно, как я умру.

Поцелуй — это слово несет в себе столько нежности, тепла и любви. В некоторых ситуациях проще поцеловать, чем что-то доказать словами. Люди целуют друг друга каждый день, и даже не задумываются о значениях своих прикосновений. Поцелую бывают разные, и несут разное значение, но сегодня мы поговорим о поцелуи в лоб покойного .

Сначала поговорим о поцелуях в разные части тела

С самого детства мы получаем поцелуи. Поцелуи от мамы, это самые любимые поцелуи. Такие поцелуи совершенно плохого не несут и порой даже в момент болезни они способны дать больному силы на выздоровление.

Поцелуй в шею. Несет ли он в себе что — то отрицательное? Такой поцелуй жизни несет только сексуальный подтекст.Такие поцелуи несут в себе страсть. Некоторые девушки расценивают такой поцелуй не как классический. Шея у большинства девушек является эрогенной зоной. Поцелуем мужчина выражает страсть к женщине.

В поцелуи в нос нет какого — либо подтекста. Такого рода поцелуй выражает симпатию, способен пробудить силы. Поцелуй в нос носит игривый смысл и очень схож по характеру с поцелуем в лоб . Такие поцелуи предназначены для близких людей.

Поцелуй в губы. Поцелуй в губы с давних времен выражает любовь, нежные чувства и означает особенные отношения партнеров. Мы целуем своих вторых половинок, своих детей и самых родных нам людей, показывая тем самым свою любовь и проявление ласку к ним. А вот если говорить о покойных людях, которых целуют на прощание, то тут совсем другое толкование. Считается, что душа умершего находится на земле сорок дней. Она находится и во время похорон, и все сорок дней она «навещает» своих родных. При поцелуях усопшего в губы, душа может поселиться в живого человека и это будет приносить ему беды и неудачи.

Поцелуй в щеку или как его еще называют дружеский поцелуй. Таким видом поцелуя знакомые здороваются, или делают первый шаг к отношениям, они наполнены чувствами и эмоциями. Но так же кроме любви другого контекста он не несет. А вот поцелуй в лоб — совсем другое.

Почему нельзя целовать в лоб? Выражение чувств или прощание?

  • Поцелуй — вокруг этого действия всегда ходило много слухов и легенд. Еще в древние времена такой поцелуй считался «прощальным поцелуем» и был связан с ушедшими в другой мир людьми. Вперед тем как попрощаться со своим близким человеком мы подходим и целуем его в лоб , а если быть точнее то мы целуем ленточку, которую заранее перекрепляют ко лбу покойника.
  • Убитые горем родственники не сильно задумывают о том какой поцелуй и что за собой несет. Но любой человек, который прощается с усопшим, должен понимать, что он автоматически рискует своим здоровьем. Ведь в организме умершего человека уже через 6-9 часов начинается невозвратимый процесс — распад тканей, которые замедляют при помощи специальных химических средств.

Но, конечно же, химические средства полностью не остановят данный процесс, и по этому там образуются бактерии, которые при контактировании эти бактерии буквально вырываются наружу и моментально размножаются. По этому целовать покойника опасно только из-за гигиенических соображений.

Молодая вдова трижды поцеловала усопшего супруга в губы. А через два дня после похорон у нее отнялись ноги. Врачи констатировали паралич без каких-либо надежд на исцеление...
- Поцелуй покойника даже в лоб порой грозит живому человеку различными серьезными неприятностями — как минимум способен вызвать сильную аллергию или жестокий понос. И чем слабее у человека иммунитет, тем страшнее последствия, — говорит опытный врач Николай Степанович Федотов. -В моей практике бы случай, когда люди получали такую дозу интоксикации, что у них отключалась печень, почки, даже начиналось заражение крови. Например, безутешный отец покрыл поцелуями лицо скончавшейся в 23 года дочери. На следующий день сам попал в реанимацию. Выжил чудом. Но болезнь дала осложнение на глаза, и гражданин вышел из клиники наполовину слепым.

Двенадцатилетняя девочка Лиза поцеловала горячо любимую бабушку несколько раз, и буквально через несколько часов с ног до головы покрылась красными пятнами. Потом резко подскочила температура. Девочка впала в жар, начала бредить. Почти месяц балансировала на грани жизни и смерти. Лизе делали переливание крови, промывали желудок и кишечник. Наконец вытащили из кризисного состояния и попытались понять, что же спровоцировало вспышку горячки. Узнали о похоронах и сошлись на том, что в детский организм попали какие-то выделения из трупа.

Следует заметить, что термин "трупный яд" большинство медиков употреблять не любят, считая его не вполне корректным. Ученые разных стран десятилетиями корпели над экспериментами, но так и не обнаружили в мертвом теле какого-то особого, неизвестного доселе химического состава. То есть никакого яда в чистом виде мертвые клетки человека не генерируют. Но те же эксперты вполне определенно утверждают, что разлагающийся организм все же выделяет целую уйму отравляющих веществ: поступают наружу соединения тяжелых металлов, углекислота, и спустя какое-то время кожа покойника действительно становится ядовитой. Как говорится, прикоснись пару раз — и сам отправишься к праотцам.

Впрочем, по мнению Федотова, кое-какая страховка от заражения трупным ядом все же есть. В современных моргах тела подвергают глубокой заморозке, хотя стопроцентной гарантии эта процедура не дает. А если условия хранения в морге не соответствуют, да еще и подвыпивший санитар схалтурил, мертвец начинает "потеть" прямо на глазах — и тогда жди беды.

Ирина Сергеевна воспитывала единственного сына в ласке, и к своим 25 годам Михаил вырос замечательным парнем: не самовлюбленным эгоистом, а умным, заботливым, трудолюбивым человеком. Мать в нем души не чаяла, от невест отбою не было.

Беда свалилась неожиданно. Машина, на которой Михаил мчался по загородному шоссе, на полной скорости вылетела с дорожного полотна в кювет и перевернулась несколько раз. Сидевший за рулем Михаил и его приятель погибли сразу. Едва узнав о случившемся, Ирина Сергеевна потеряла от горя мгновенно поседевшую голову. Как только тело сына привезли из морга, бедная женщина ни на шаг от него не отходила. Все лежала на груди покойного и тихо, почти беззвучно, плакала. Трое суток родственники не могли начать похороны. Безутешная мать раненой волчицей кидалась на любого, кто посягал на ее уединение с сыном. Наконец кто-то привел в дом священника. К смиренным молитвам батюшки Николая женщина прислушалась, потом сама помолилась и лишь после этого уступила драгоценный гроб чужим заботам. В тот же день погибшего похоронили на Червишевском кладбище. Ирина Сергеевна добилась, чтобы возле могилы сына было оставлено место и для нее.

Говорят: время лечит. Но с Ириной Сергеевной вышло иначе. Мало того, что она грустила, тосковала и постоянно плакала. Не забывая о своем горе ни на минуту, она через два месяца тоже умерла, сгорела как свечка. Все посчитали эту кончину фатальной: просто, дескать, мать не пережила гибели сына. Между тем вскрытие показало, что женщина скончалась не столько от душевных мук, сколько по причине весьма редкого заболевания. Медэксперты с удивлением обнаружили у покойницы признаки одной из разновидностей тропического гепатита. Не на шутку встревожились. Но источник заражения удалось отыскать очень быстро — выяснилось, что погибший в автокатастрофе сын Михаил незадолго до трагедии совершил путешествие в одну из африканских стран. Вероятно, там он и подцепил экзотическую заразу. Просто болезнь не успела развиться при жизни, а когда тело начало разлагаться, вирус проявился, заразив мать покойного.

Нечто подобное произошло в небольшой деревушке на юге области. 46-летняя племянница хоронила свою одинокую тетку. В целях экономии решила помыть и одеть покойницу самостоятельно, своими руками. При этом нечаянно порезалась о край большого корыта, но в суете не обратила на ранку особого внимания. Через неделю после похорон вдруг почувствовала, что раненая рука начала слабеть и неметь. Чуть позже кожа до локтя покрылась странными волдырями и язвами, мышцы окончательно атрофировались. Чтобы остановить гангрену, врачам пришлось ампутировать женщине полруки.

По словам специалистов-медиков, похоронный ритуал в России содержит весьма опасные для здоровья окружающих обычаи. К примеру, принято привозить мертвеца из морга домой, где покойник должен провести в родных стенах хотя бы сутки — попрощаться, так сказать, с домочадцами. Обычно тело держат в квартире два-три дня. При этом близким родственникам усопшего надлежит непрерывно сидеть у гроба. Уклониться от этого — значит проявить неуважение к мертвецу. Однако, выполняя предписанные обрядом правила, люди сильно рискуют. Ведь абсолютно здоровеньким человек умирает редко. Обычно у покойного медэксперты фиксируют сразу целый букет серьезных болезней, о которых покойник при жизни даже и не ведал. Короче, человек умирает, но заполонившие его тело различные бациллы и вирусы продолжают жить и становятся агрессивными — бороться с ними уже некому. В итоге, как предполагают медэксперты, наши граждане чаще других подхватывают заразу от покойников. И если в одной семье за одними похоронами вскоре следуют другие, то почти наверняка подоплеку свалившихся несчастий надо искать отнюдь не в мистике.

Тюменец С. в марте прошлого года уехал в командировку в Сургут и там неожиданно скончался от инфаркта. За телом усопшего в далекий северный город тут же отправились ближайшие родственники — брат и жена. Для перевозки тела пришлось нанять микроавтобус. Водитель поначалу засомневался, а потом согласился выступить в непривычной для себя роли, тем более что предложенные за услугу деньги покрывали все физически и моральные издержки. Спидометр бойко отсчитывал сотни километров, оставляя позади столбы и редкие огни спящих поселков. Когда необычный катафалк уже подъезжал к областному центру, клиенты предложили устроить небольшую передышку. До ближайшей автостоянки с горячим обедом и цивильной уборной оставалось версты полторы, когда микроавтобус-катафалк резко вильнул в сторону и врезался в дорожный знак на обочине. По иронии судьбы водитель машины отделался легким испугом. Пострадали в основном пассажиры: брат покойного разбил голову, а жена, точнее вдова, получила тяжелую травму живота. Вытащить гроб удалось лишь с помощью автогена, так как корпус автомобиля сильно смяло, а все двери наглухо заклинило.

Расследованием обстоятельств дорожной драмы занимались сотрудники ГАИБДД. Они почти не сомневались, что во всем виноват водитель: мол, вымотался за баранкой и задремал. Но медицинская экспертиза внесла в эту ясную версию существенные коррективы. Как удалось установить медикам, водитель не случайно потерял на какое-то время контроль над собой: его психику парализовали исходившие от трупа мертвеца испарения. Человек элементарно отключился, как заурядный токсикоман. Потрясенные выводами экспертов родственники покойного нашли возможность заплатить водителю за ремонт искореженной машины.

То, что мертвое тело способно выделять особый, сильно токсичный запах, установили еще наши далекие предки. С древних времен также известно, что этот запах действует на человека, как наркотик: вызывает причудливые галлюцинации, расслабленность, сонливость. По свидетельству некоторых священнослужителей, были случаи, когда жившие при маленькой церкви дьячки, совершая религиозные обряды, связанные с покойником, видели всякую нечисть, а то и встающего из гроба мертвеца. Эту околесицу запечатлел народный фольклор, а также незабвенный Н.В.Гоголь.

28-летняя Татьяна провела рядом с телом отца больше суток. Потом поднялась и шагнула из окна квартиры, расположенной, к счастью, на третьем этаже. Кроме того, женщина упала в снежный сугроб, сильно ушиблась, испугалась, но, в сущности, почти не пострадала. Придя в себя, Татьяна поведала медикам такую историю. Она сидела у гроба и неотрывно смотрела на покойного. Вдруг отец открыл глаза, огляделся и, спрыгнув на пол, пошел вприсядку по комнате. Вместе с ним стали отплясывать какие-то уродцы. Потом весь этот дикий хоровод удалился через распахнувшееся окно. Татьяна перегнулась через подоконник и с удивлением обнаружила, что отец внизу, на залитой солнцем зеленой лужайке, знаками манит ее к себе. Татьяна безропотно подчинилась и шагнула вперед...

Существует много мнений по поводу того, можно ли целовать покойника на похоронах. Все погребальные традиции имеют корни в далеком прошлом. В современности люди особо не задумываются о них, поэтому выполняют все действия бессознательно, потому что так принято. Так можно ли целовать усопшего и как это делать правильно?

Медицинская точка зрения

Если не брать в счет все мистические суеверия и приметы, то целовать усопшего просто негигиенично и небезопасно для здоровья. Естественно, в момент смерти близкого и родного человека особо никто не задумывается. Люди подавлены горем. Но рекомендуется все же помнить, что каждый, кто контактирует с телом умершего, провожая его в последний путь, рискует состоянием своего здоровья.

В теле трупа спустя 9 часов начинают происходить необратимые процессы разрушения тканей, которые можно замедлить при помощи химических веществ или холода, но полностью остановить нельзя. Близкое общение с трупом может вызывать особую опасность. Существуют некоторые виды бактерий, которые в мертвом теле начинают очень активно и с большой скоростью размножаться и распространяться, при этом они попадают на одежду умершего человека, на покрывало, гроб, стены комнаты, где находится покойный.

Трупные бактерии и токсины при проникновении на слизистые или в царапину абсолютно здорового человека не принесут сильного вреда его здоровью.

Максимум, что может быть, - это гнойное воспаление. Если же человек ослаблен из-за болезни или сильного стресса, то может быть и более серьезное отравление в виде сильной аллергической реакции, воспалительных процессов в организме. Более того, труп выделяет особый сильный дурманящий газ, от которого у живого человека могут начаться галлюцинации, головокружения, потеря сознания. Из-за этого не надо длительное время пребывать в закрытом помещении с покойным.

Человек может умереть не только от сердечно-сосудистых заболеваний или от полученных травм, но и от серьезных бактериальных и вирусных инфекций, которые после смерти никуда не пропадают из тела. Это может быть:

  1. туберкулез;
  2. гепатит;
  3. пневмонии;
  4. менингиты;
  5. энцефалиты.

Еще опасность представляют умершие от онкологии люди. Таких пациентов лечат высокими дозами облучения. Например, так проводится кобальтовая терапия, при которой человек получает дозу в плотно закрытой комнате с толстыми стенами. Подобные процедуры проводят в таких помещениях, куда закрыт доступ персоналу. А после смерти этих пациентов свободно отдают родственникам, поэтому не надо прикасаться к оголенному телу усопшего.

Выходит так, что при жизни эти люди были заразными и опасными, а после смерти их привозят в жилую квартиру и они там находятся длительное время, их трогают, целуют, обнимают. После этого жилье никак не обрабатывается. Иногда тела покойников могут стать настоящим биологическим оружием. К большому сожалению, убитые горем близкие абсолютно не думают об этом. Поэтому не надо целовать умершего родственника (или знакомого) из-за гигиенических соображений.

После прощания с усопшим, как только вернетесь с кладбища, нужно обязательно вымыть руки с мылом, а лучше - принять душ.

Куда следует целовать умершего родственника

При необходимости или желании поцеловать покойного можно в специальный венец на его лбу. Этот атрибут выдается в церкви перед отпеванием. Представляет собой венчик не очень широкую ленту из бумаги или ткани, на которую нанесены изображения:

  • Иисуса Христа;
  • Богородицы;
  • Иоанна Предтечи;
  • фразы Тресвятой песни.

После окончания отпевания, при прощании перед погребением, когда гасят свечи, все присутствующие прощаются и целуют обычно венец на челе усопшего либо икону, положенную возле левой руки. Это безопасно и брезговать нечем. Могут на груди разместить иконку, а в левую руку вложить православный крест, который при прощании тоже можно поцеловать.


По обычаям в некоторых местностях принято прощаться поцелуем усопшего в губы или в руки поочередно. Разрешено также поклониться у гроба и попросить прощения за все грехи. Можно посидеть, подержаться за гроб или за ноги усопшего, мысленно попросить прощения и попрощаться.

Предрассудки и мистика

Согласно древним повествованием, если прощаться с мертвым поцелуем в губы, то дух умершего, который находится на земле до сорокового дня, может поселиться в теле целующего. При этом человек будет страдать от тревоги, страшных сновидений, проблем со здоровьем.

Бытует мнение, что если прощаетесь с умершим и целуете его в губы или в щеку, то вскоре после этого можно сильно заболеть и даже умереть. Но когда умирает очень близкий человек, то тут особо не будешь задумываться, куда его целовать, в таких случаях и прижимают, и обнимают, и целуют в разные места.

Психологический аспект

Кроме мистической точки зрения, есть еще и психологическая. Целовать покойника в губы или щеку многим может быть трудно, и принуждать к этому не стоит. Не стоит поддаваться натискам со стороны знакомых и родственников. Решать каждый должен за себя.

Многие не могут себя пересилить даже поцеловать родственника. В такие сложные периоды самые близкие люди, наоборот, не способны сдержаться и часто «зацеловывают» близкого усопшего. И это понятно, у них есть последние мгновения с дорогим сердцу человеком, когда его еще можно обнять, подержать за руку. Некоторым, наоборот, тяжело дотронуться до покойного, так придет осознание того, что близкий уже холодный и неживой. Часто на похороны берут и детей, и подростков.

Если они не готовы целовать покойного, то насильно заставлять не следует.

Это может стать для них серьезной психологической травмой.

В Западной Европе никто не целует покойников, это у них не принято. В мусульманских странах всегда прощались с умершим тоже посредством поцелуя в лоб или лицо. Это тоже считается знаком уважения. Иудеи не трогают без лишней нужды тело усопшего. Гроб закрывают сразу же, никто останки на показ не выставляет. Поэтому не надо и целовать их.


Конечно, каждый решает сам, как ему поступать. По православным традициям и канонам, если хочется выразить любовь и уважение к покойному, то для этого целуют в венец на лбу и в образ в руках. Это акт прощания с усопшим.

Если это родственник или очень близкий, то прощание может сопровождаться поцелуями.

Если человек присутствует на прощании с неблизким человеком, не родственником, то достаточно будет поклониться и проститься с ним либо постоять в сторонке.